3
Меняющее реальность бюро корректировки | Паблико
5 подписчики

Меняющее реальность бюро корректировки


02 мар 2023 · 11:05    

Американскому писателю-фантасту Филлипу К. Дику особенно повезло на экранизации. Причем, очень часто фильмы по его текстам становились культовыми



Постер фильма "Меняющие реальность"


Электроовцы и корректировщики

Достаточно назвать «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта вместе с недавним продолжением Дени Вильнева, полумультфильм с Киану Риввзом «Помутнение», «Вспомнить все» со Шварценеггером, «Особое мнение» с Томом Крузом и т. д. Экранизаций действительно много. Большинство из них настолько известны, что даже тот, кто ничего не слышал о первоисточниках, снятые по ним фильмы смотрел наверняка.

Другое дело, что почти все картины по романам и рассказам Дика имеют с первоисточниками ну очень мало общего. Например, Ридли Скотт не раз заявлял, что так и не осилил роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», ставший основой «Бегущего по лезвию». Лента «Меняющие реальность» (The Adjustment Bureau, 2011), с Мэттом Дэймондом и Эмили Блант, снятая по рассказу 1954 года «Бюро корректировки», совсем не исключение.



Иллюстрация к первому изданию рассказа "Бюро корректировки", 1954 г.


Не слишком близко к тексту

Создатели фильма уместили фабулу рассказа в небольшой эпизод. А ещё они полностью проигнорировали масштабные спецэффекты, которые предполагала экранизация рассказа, сведя все к любовной истории с философским посылом. В фильме нет ни говорящих животных, ни летающих телефонных будок, ни других любопытных фишек первоисточника. Впрочем, это ничуть не делает его плохим, как и явные отсылки к известной картине «Хвост виляет собакой».

И в рассказе Дика и в «Меняющих реальность» действует бюро корректировки - некая «небесная канцелярия» во главе с «верховным». Сотрудники бюро влияют на ход человеческой истории, чтобы она не выходила за рамки плана. И там и там главный герой, благодаря недосмотру агентов корректировки, оказывается на работе в незапланированное время и видит то, чего не должен был видеть. И если в фильме агенты всего лишь подправляют ход мысли некоторых людей, то в рассказе корректировка выглядит куда глобальнее. У Дика она воплощает известный исламский принцип о том, что Аллах в один миг способен разрушить мир и создать его заново, так что люди даже ничего не заметят. На глазах у ГГ - офисного трудяги Эда Флетчера, целый городской квартал обращается в прах, а потом возрождается скорректированным: немного другие здания, немного другие интерьеры, немного другие люди. В фильме эта же сцена показана весьма скромно. Герой Дэймонда сенатор Дэйв Норрис просто видит корректировщиков в с их приборами кабинете своего помощника, а все сотрудники офиса неподвижны.



Колегу Дэйва подвергают корректировке


Вечная любовь

Зато в рассказе нет великолепной любовной линии, полностью меняющей всю идею первоисточника. Ведь своим непобедимым желанием быть с Элизой - женщиной, которую он любит, но которая ему «не запланирована», герой Дэймонда бросает вызов всей системе корректировки. Двое людей просто хотят быть вместе и это оказывается сильнее планов всех высших сил. Даже «верховному» приходится смириться.



Финал: Дэйв и Элиза на крыше здания суда


За мир во всем мире

У Эда Флетчера из рассказа нет никаких причин бросать вызов кому бы то ни было. Начальство «небесной канцелярии» просто объясняет ему в чем дело: после корректировки босс Флетчера помолодел, так как старый не стал бы вкладываться в землю, где вскоре найдут уникальные останки древнего человека и где американские и советские учёные начнут работать бок о бок, благодаря чему гонка вооружений прекратится и настанет мир во всем мире. Флетчер принимает объяснения, соглашается молчать и благополучно возвращается домой. В фильме же настоящими меняющими реальность оказываются не корректировщики, а Дэйв и Элиза.

И кино и его первоисточник хороши каждый по-своему, но лично мне идея фильма (о том, что человек всё-таки обладает свободой воли и если захочет, может своротить любые горы), импонирует намного больше.

Американскому писателю-фантасту Филлипу К. Дику особенно повезло на экранизации. Причем, очень часто фильмы по его текстам становились культовыми



Постер фильма "Меняющие реальность"


Электроовцы и корректировщики

Достаточно назвать «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта вместе с недавним продолжением Дени Вильнева, полумультфильм с Киану Риввзом «Помутнение», «Вспомнить все» со Шварценеггером, «Особое мнение» с Томом Крузом и т. д. Экранизаций действительно много. Большинство из них настолько известны, что даже тот, кто ничего не слышал о первоисточниках, снятые по ним фильмы смотрел наверняка.

Другое дело, что почти все картины по романам и рассказам Дика имеют с первоисточниками ну очень мало общего. Например, Ридли Скотт не раз заявлял, что так и не осилил роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», ставший основой «Бегущего по лезвию». Лента «Меняющие реальность» (The Adjustment Bureau, 2011), с Мэттом Дэймондом и Эмили Блант, снятая по рассказу 1954 года «Бюро корректировки», совсем не исключение.



Иллюстрация к первому изданию рассказа "Бюро корректировки", 1954 г.


Не слишком близко к тексту

Создатели фильма уместили фабулу рассказа в небольшой эпизод. А ещё они полностью проигнорировали масштабные спецэффекты, которые предполагала экранизация рассказа, сведя все к любовной истории с философским посылом. В фильме нет ни говорящих животных, ни летающих телефонных будок, ни других любопытных фишек первоисточника. Впрочем, это ничуть не делает его плохим, как и явные отсылки к известной картине «Хвост виляет собакой».

И в рассказе Дика и в «Меняющих реальность» действует бюро корректировки - некая «небесная канцелярия» во главе с «верховным». Сотрудники бюро влияют на ход человеческой истории, чтобы она не выходила за рамки плана. И там и там главный герой, благодаря недосмотру агентов корректировки, оказывается на работе в незапланированное время и видит то, чего не должен был видеть. И если в фильме агенты всего лишь подправляют ход мысли некоторых людей, то в рассказе корректировка выглядит куда глобальнее. У Дика она воплощает известный исламский принцип о том, что Аллах в один миг способен разрушить мир и создать его заново, так что люди даже ничего не заметят. На глазах у ГГ - офисного трудяги Эда Флетчера, целый городской квартал обращается в прах, а потом возрождается скорректированным: немного другие здания, немного другие интерьеры, немного другие люди. В фильме эта же сцена показана весьма скромно. Герой Дэймонда сенатор Дэйв Норрис просто видит корректировщиков в с их приборами кабинете своего помощника, а все сотрудники офиса неподвижны.



Колегу Дэйва подвергают корректировке


Вечная любовь

Зато в рассказе нет великолепной любовной линии, полностью меняющей всю идею первоисточника. Ведь своим непобедимым желанием быть с Элизой - женщиной, которую он любит, но которая ему «не запланирована», герой Дэймонда бросает вызов всей системе корректировки. Двое людей просто хотят быть вместе и это оказывается сильнее планов всех высших сил. Даже «верховному» приходится смириться.



Финал: Дэйв и Элиза на крыше здания суда


За мир во всем мире

У Эда Флетчера из рассказа нет никаких причин бросать вызов кому бы то ни было. Начальство «небесной канцелярии» просто объясняет ему в чем дело: после корректировки босс Флетчера помолодел, так как старый не стал бы вкладываться в землю, где вскоре найдут уникальные останки древнего человека и где американские и советские учёные начнут работать бок о бок, благодаря чему гонка вооружений прекратится и настанет мир во всем мире. Флетчер принимает объяснения, соглашается молчать и благополучно возвращается домой. В фильме же настоящими меняющими реальность оказываются не корректировщики, а Дэйв и Элиза.

И кино и его первоисточник хороши каждый по-своему, но лично мне идея фильма (о том, что человек всё-таки обладает свободой воли и если захочет, может своротить любые горы), импонирует намного больше.

Читайте также

Комментарии 1

Войдите для комментирования
■ Мур - Мяу 02 мар 2023 в 21:41
Спасибо.
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ