08 фев 2023 · 11:05    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Невероятно, но факт: в нашей стране снимали отличную фантастику задолго до того, как это стало мейнстримом"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Афиша фильма: я так и не поял, из какого места у Джима Рипля растут руки=)))", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "44498.jpg", "filesize": 145143, "height": 1000, "pic_id": 414882, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/08/44498.jpeg", "width": 689}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Последователи Федорова"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Откуда в 20-е-30-е годы в СССР взялся интерес к фантастике, понятно: в первой половине XX века у нас были очень популярны идеи основоположника русского космизма философа Николая Федорова. Они влияли и на писателей, и на художников и на кинорежиссеров. Особенно богатым в плане фантастики выдался 1935-й год, когда в СССР вышли целых два серьезных, вполне себе научно-фантастических фильма. Голливуд на тот момент мог похвастаться только экранизацией «Затерянного мира» с пластилиновыми динозаврами. Мы же пошли намного дальше. О немой спейс-опере «Космический рейс», которую консультировал сам Циолковский, я уже писал. Сегодня же хочу рассказать о ещё более грандиозном sci-fi-проекте того же 1935 года - звуковом фильме «Гuбель Сенсации» (Робот Джима Рипль) А. Андриевского."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Джим с прототипом РУРа МикрО", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "296786_original.jpg", "filesize": 22970, "height": 465, "pic_id": 414884, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/08/296786_original.jpeg", "width": 566}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Такие разные RURы"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Забегая вперёд, скажу, что видеоряд этой ленты даже сегодня поражает воображение. Снята она не по пьесе Карела Чапека «RUR», как думают некоторые, а по повести советского фантаста Владимира Владко: «Идут роботы». Повесть была написана в 20-х, а в 70-е автор переделал ее в роман «Железный бунт». Аббревиатура RUR, само собой, позаимствована у Чапека. Только вместо «Универсального робота Россума», она означает «Универсального робота Рипля». Роботы из «Гuбелu сенсации» запредельно круты. Ни в какое сравнение не идут с «бендерами-родригесами» из американской картины: «Цель - Земля» 1954 года, о которой я рассказывал в одной из прошлых статей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Из всей весьма скудной информации, имеющейся по фильму в сети, я выудил только то, что RUR-ы были сделаны как костюмы, где сидели люди. Не знаю, так ли это на самом деле, учитывая размеры роботов, (где-то два с половиной человеческих роста) и то, что у них вращается, шевелится и двигается примерно все, но при просмотре «Гuбелu сенсации» меня ни на минуту не оставляла мысль: как они это сделали в 1935-м-то году?!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Роботы идут...", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "роботы идут.jpg", "filesize": 88137, "height": 699, "pic_id": 414885, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/08/%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B_%D0%B8%D0%B4%D1%83%D1%82.jpeg", "width": 867}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Изобретатель в мире дикого капитала"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Действие происходит в условной западной стране - может, в США, а может, и где-то еще: наши всегда обожали играть в заграничную жизнь. Кстати, в «Гuбелu сенсации» заграничная жизнь выглядит вполне правдоподобно, даже негры (ой, тьфу ты, господи, афроамериканцы) настоящие. Сюжет в общем-то типичен для советской фантастики. Он был неоднократно обыгран в 20-30-е годы А. Беляевым, А. Толстым и др. Картина о безотрадн. мые благие намерения в мире, где все продается и покупается, ведут в ад. Джим Рипль - инженер, выходец из рабочей семьи, изобретает своего робота, чтобы облегчить жизнь рабочим. Он рассуждает так: роботы обеспечат перепроизводство. Когда из-за перепроизводства все товары обесценятся, власть капитала рухнет. Но рабочие относятся к его идее с большим скепсисом и считают его изменником. Все логично: если вкалывают роботы, человек не благоденствует, как мечтается Риплю, а сосет лапу. Зато буржуины с сигарами, в моноклях и цилиндрах, принимают изобретение Рипля на ура. Естественно, ведь RUR - это не только послушный рабочий, но и солдат. Когда роботы начинают вытеснять с заводов рабочих, те встают на баррикады. Думается, продолжать не нужно: только так и может быть на их «загнивающем» западе, в отличие от «единственной страны, где все ещё нужны инженеры», и куда уехал «благоразумный» друг Джима Рипля."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Танец с роботами", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "15660474480832.jpg", "filesize": 130138, "height": 700, "pic_id": 414886, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/08/15660474480832.jpeg", "width": 850}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Саксофон и Вертинский"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В «Гибели сенсации» прекрасно абсолютно все. Особенно, экстравагантный способ управления роботами при помощи игры на саксофоне: (да-да, на том самом, который в СССР приравнивался к холодному оружию). А сцена, где перебравший Рипль заставляет своих роботов танцевать, и вовсе бесподобна. Как и та, где Сергей Мартинсон во фраке и цилиндре пародирует Вертинского. Именно в «Гибели сенсации» впервые в кино показаны хакеры. Рабочие «хакают» роботов Рипля, перехватывают управление и обращают машины против «ненавистных эксплуататоров»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Рипль позволяет РУРу держать себя нежно", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "gibel-sensaczii-1935.jpg", "filesize": 113781, "height": 656, "pic_id": 414887, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/08/gibel-sensaczii-1935.jpeg", "width": 820}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "И снова «Новые времена» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кстати, недавно я писал о том, как «Метрополис» Фрица Ланга повлиял на «Новые времена» Чарли Чаплина. Так вот, «Гибель сенсации» начинается с эксперимента по увеличению скорости заводского конвейера. В результате один из рабочих за конвейером падает в обморок, а другой сходит с ума. В «Новых временах», как вы помните, на заводе происходит примерно то же самое. Я, конечно, ни на что не намекаю, но советское кино вышло в 1935-м, а фильм Чаплина в 1936-м. Забавно получается: сегодня мы заимствуем у Голливуда, а ведь было время, когда Голливуд заимствовал у нас."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Рабочий, упавший в обморок за ускоренным конвейером", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "maxresdefault.jpg", "filesize": 46150, "height": 720, "pic_id": 414888, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/08/maxresdefault.jpeg", "width": 960}}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 106]}
Комментарии 0