11 май 2023 · 11:18    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "В. Пудовкин - один из трёх советских режиссеров, чей фильм вошёл в список 12 лучших всех времён и народов. Его кино, (особенно раннее) это, так сказать, квинтэссенция принципов советского монтажного киноискусства 20-х годов. Если хотите воочию увидеть и понять, что оно такое, просто посмотрите один из фильмов Пудовкина того времени. Например, «Конец Санкт-Петербурга» (1928)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Афиша фильма", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Безымянный1.jpg", "filesize": 116508, "height": 797, "pic_id": 550648, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/03/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B91_sHTeUwm.jpeg", "width": 597}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Революция языком ассоциаций"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нетрудно догадаться, что лента рассказывает, как ужасно все было в Санкт-Петербурге и как прекрасно стало в Ленинграде. Это один из множества фильмов 20-х - 30-х, да и более позднего времени тоже, посвященных революционной борьбе, но при этом он уникален. Его можно читать как книгу, написанную на языке ассоциаций и всякий раз удивляться и радоваться, что тебе удалось расшифровать режиссерское послание. С налета «Конец Санкт-Петербурга» взять не получится. Его нужно пересматривать во второй и в третий раз, чтобы начать подмечать ранее упущенные детали."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Городовой на Охтинском мосту", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Безымянный2.jpg", "filesize": 54681, "height": 435, "pic_id": 550650, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/03/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B92_XLaWSZ8.jpeg", "width": 571}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Система ощущений"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пудовкин - один из немногих режиссеров, которые смогли использовать возможности немого кино по максимуму, довести его до совершенства. Так как актеры лишены возможности выражать эмоции словесно, Пудовкин очень искусно и убедительно передает их через систему образов, визуальных ассоциаций, впечатлений. Например, в сцене, где рабочий-большевик с Лебедевского завода объявляет о забастовке и приводит домой своих коллег из партийной ячейки. Жена большевика сильно беспокоится из-за того, что семье нечего будет есть, что муж попадется полиции и пр. Но убедительнее всего ее беспокойство передается именно визуально: камера показывает ее напряженное лицо, а затем план меняется и зритель видит мелкую рябь на поверхности Невы. Ассоциация четко считывается и рождает ощущение, которое и хотел передать режиссер."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Суровый работодатель", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Безымянный3.jpg", "filesize": 46912, "height": 427, "pic_id": 550651, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/03/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B93_19BDqlw.jpeg", "width": 575}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Котелок во дворце"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Очень сильного эффекта Пудовкин достигает приемом параллельного монтажа. Ощущение бесчеловечности мира, в котором все продается и покупается, он передает, показывая ажиотаж на петербургской бирже, где акционеры в одинаковых шляпах бегают туда-сюда от доски с котировками к телефонным кабинкам. И параллельно мы видим голодающих крестьян, изнемогающих от непосильного труда рабочих, солдат в окопах первой мировой по пояс в воде."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Неразрешимое противоречие между старым и новым мирами режиссер наглядно демонстрирует при помощи ещё одного яркого контраста. Наутро после победы пролетарской революции, жена большевика идёт искать мужа и несёт ему картошку в закопченном измятом котелке. Ее направляют в Зимний дворец, оставленный Временным правительством, и пока она поднимается по дворцовой лестнице, Пудовкин играет планами, несколько раз переводя камеру с роскошных интерьеров бывшего царского дворца на видавший виды котелок в руке женщины."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Император, готовый замироточить", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Безымянный4.jpg", "filesize": 60243, "height": 473, "pic_id": 550652, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/03/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B94_2Bhqzc3.jpeg", "width": 621}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Ракурсы государя императора"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Очень яркий символ «старорежимного», доживающего свой век Петербурга, - всем известная статуя Александра III на безхвостом коне-першероне, которую сейчас можно увидеть во дворе Русского музея. В самом начале фильма лицо императора показано параллельно физиономией не обремененного интеллектом городового. В сцене патриотического митинга по поводу начала Первой мировой войны тот же император показан в цветочном венке и с глазами, из которых текут елейные слезы: от волны всеобщего патриотического чувства статуя императора начинает «мироточить». Памятник Александру III на протяжении всего фильма возвращается в кадр. Притом, часто в довольно-таки необычных ракурсах - из-под хвоста коня и пр."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Биржевая лихорадка", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Безымянный5.jpg", "filesize": 99300, "height": 399, "pic_id": 550653, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/03/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B95_seFwfSO.jpeg", "width": 609}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Позолота родины"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Великолепно и многозначительно снята сцена, которой предшествуют титры: «Родина зовёт». В ней директора Лебедевского завода вызывают «наверх», к государственным мужам. На протяжении всей сцены в кадре нет лиц - только богато расшитые золотой канителью мундиры XIX века, на которых сияют звёзды и кресты. В предреволюционные годы такие уже вряд ли носили, но Пудовкина волнует больше передача эмоции и настроения, нежели историческая достоверность. Их-то как раз сцена передает превосходно. Так и чувствуешь этот фальшивый блеск, которым сияет «прогнившая изнутри» монархическая родина, мечтающая с помощью войны спастись от революции."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Типичный типаж", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Безымянный6.jpg", "filesize": 78819, "height": 479, "pic_id": 550655, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/03/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B96_Ga7JYo5.jpeg", "width": 831}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Типажи и визуал"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что касается актеров, Пудовкин, как и большинство наших режиссеров 20-х активно использует типажи. Типаж - какой-нибудь колоритный оборванный крестьянин, жующий хлеб, для него важнее актерской игры. Вообще, в «Конце Санкт-Петербурга» и других немых лентах режиссера, она как бы отходит на второй план. На первом именно типажи и передача эмоций и настроения визуальными средствами. Как говорится, «Не промолвив даже слова, ты все сказал». Но это не значит, что актерского мастерства в этом кино нет совсем. Оно есть, но как и все остальное, подчинено общей идее."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Безотносительно к его идеологическому содержанию, «Конец Санкт-Петербурга» - это настоящее великое кино со своим особым языком, который с наступлением звуковой эпохи почти полностью исчез из кинематографа. Фильм отлично демонстрирует, в какую сторону могло бы развиваться киноискусство без звука."}], "attributes": []}], "selectedRange": [4136, 4136]}
Комментарии 0