13 янв 2023 · 11:00    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Сегодня поговорим о легендарной «Аэлите» Якова Протазанова и о том, почему я считаю ее комедией"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Афиша фильма", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "aelita_1.jpg", "filesize": 639484, "height": 1080, "pic_id": 361321, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/11/aelita_1.jpeg", "width": 1573}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Первая экранизация фантастики"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/media/blackwhitemovie/uchenyidevstvennik-i-ego-nevesta-s-togo-sveta-630cc173eae1d608a3589f6e"}, "string": "Я уже писал"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", что русское кино до революции 1917 года было очень грустным. Это было обусловлено отчасти декадентской эстетикой самой эпохи, а отчасти конъюнктурой. Из всех попыток снять комедию самой удачной можно считать "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/media/blackwhitemovie/pervaia-russkaia-kinokomediia-633aebef86b47e317a5fc80d"}, "string": "«Домик в Коломне» П. Чардынина (1913 г.)"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Об этой фильме я ещё как-нибудь расскажу, а пока продолжу о творчестве Якова Протазанова. Он - самый яркий пример режиссера, который после революции отрекся от декадентского упадничества и стал снимать ленты веселые и жизнерадостные. В 1919 году Протазанов, тогда уже режиссер с мировым именем, уезжает в эмиграцию и вместе с Иваном Мозжухиным за несколько лет закладывает традиции французского кино, которых оно, кстати, не чуждо до сих пор, а в 1923-м возвращается на родину. Одним из первых фильмов, снятых Протазановым в молодой советской республике стала «Аэлита» (1924 г.) Если не считать кинопримитивов Жоржа Мельеса начала ХХ века - это одна из самых ранних научно-фантастических лент в мире: "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/media/blackwhitemovie/nemeckoe-kino-1920h-i-anime-630655477fa3d36384e8da08"}, "string": "«Метрополис» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " и "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/media/blackwhitemovie/nemeckoe-kino-1920h-i-zoloto-na-lune-630643330b55f04714b4b793"}, "string": "«Женщина на Луне» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Фрица Ланга появятся годы спустя. Камера в «Аэлите» уже не такая статичная как в «Пиковой даме» и режиссер с удовольствием использует монтажные приемы своих более молодых коллег по советскому киноцеху."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Аэлита в одном из своих головных уборов", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "og_og_1610176755227715247.jpg", "filesize": 125290, "height": 628, "pic_id": 361332, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/11/og_og_1610176755227715247.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Почему комедия?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как я уже упоминал "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/media/blackwhitemovie/kino-rossiiskoi-imperii-karty-dengi-jeltyi-dom-632046f1d59b89790c5829a9"}, "string": "в предыдущей статье"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", Протазанов очень трепетно относился к русской классике. А вот к своему современнику Алексею Толстому он, видимо, такого пиетета не испытывал, так что экранизация получилась достаточно далёкой от первоисточника. Хотя ее достоинств это не умаляет."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Лично я считаю «Аэлиту» Протазанова комедией. И дело не только в персонаже Игоря Ильинского (того самого, который много лет спустя сыграет Кутузова в «Гусарской балладе» и Огурцова в «Карнавальной ночи» Рязанова «. Да, его сыщик Кравцов очень комичен и нелеп, но одним только Кравцовым комизм» Аэлиты\" не ограничивается. По сути фильм Протазанова немного не о покорении межпланетного пространства с последующей межпланетной революцией. Это там тоже есть, но вторым планом. А вот то, что разыгрывается на первом, нельзя назвать иначе, чем пародией на дореволюционные душещипательные мелодрамы. Те самые, с истерическими изменами, заламыванием рук, слезами и выстрелами, которых сам Протазанов снял во времена империи предостаточно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Инженер Лось обнаружил записку от Эрлиха", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "0021909c.jpeg", "filesize": 192433, "height": 576, "pic_id": 361336, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/11/0021909c.jpeg", "width": 768}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Беды и грезы инженера Лося"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Инженер Лось - чистокровный мозжухинский тип рокового красавца с пронзительным блеском подведенных глаз. Он проектирует космический корабль, участвует в великом социалистическом строительстве, а в свободное время грезит о Марсе, живо представляя себе марсианскую царицу Аэлиту, изобретателя Гора, злых «старших» и все прочее. Негодяй Эрлих (разумеется, «из бывших») с переменным успехом подкатывает к жене Лося Наташе, соблазняя ее дефицитными продуктами, которые в голодные 20-е годы в диковинку. У Лося с женой из-за Эрлиха разыгрываются трагические роковые страсти. В конце концов, ослеплённый ревностью, Лось стреляет в свою жену и, уверенный, что её больше нет в живых, начинает грезить о полете на Марс. И как, однако, продуктивно и выпукло грезит! В его грёзы укладывается вся фабула романа Толстого, разбавленная комическими сценками с Ильинским. Ненастоящесть, пародийность происходящего подчеркивает и реклама, которую Лось видит на стене, очнувшись от своей грёзы. В ней комически обыгрывается текст радиограммы, что, по мнению Лося была сигналом с Марса: «Мы разгадали загадку таинственного радио: Анта Одэли Ута - это марка наших шин»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Лось ревнует Наташу", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Безымянный.jpg", "filesize": 104465, "height": 659, "pic_id": 361337, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/11/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_LstvFa9.jpeg", "width": 943}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Так фантастика или нет?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В отличие от книги Толстого, главная идея фильма в том, что мечта о других планетах - это только мечта, грёзы впечатлительного Лося. А главное, как скажут позднее Стругацкие - остаётся на Земле. Не случайно Лось в финале фильма вместе с Наташей, подобно известному зайчику, оказавшейся живой и здоровой, сжигает чертежи космического корабля. Дела, мол, и здесь хватает."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Экранизируя фантастический роман, Протазанов как мог открещивался от фантастики, и тем не менее самыми впечатляющими у него получились именно сцены на Марсе, «нагреженные» Лосем. Конструктивистский протазановский Марс с совершенно невообразимыми декорациями и костюмами впечатляет до сих пор. Вспомнить хотя бы костюмы стражников, или служанки Аэлиты Ихошки с палочками на шароварах. А прозрачный головной убор изобретателя Гора я в пору недавней пандемии с удивлением узнал на кассиршах из Пятерочки."}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 95]}
Комментарии 0