17 окт 2022 · 13:11    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Существует две экранизации знаменитой повести Михаила Афанасьевича Булгакова. Первая версия вышла в 1976 году в Италии. Фильм этот снял режиссер Альберто Латтуада, известный своей огромной любовью к русской классической литературе (помимо «Собачьего сердца» Латтуада снял фильмы по гоголевской «Шинели» и по чеховской «Степи»)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вторая версия была создана режиссером Владимиром Бортко в 1988 году на киностудии «Ленфильм», и этот фильм в России считается образцом экранизации литературного произведения и культовой классикой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Правда, в последнее время в сети появляется все больше публикаций, авторы которых указывают на значительное сходство итальянского и советского фильмов. Некоторые особо ретивые «киноведы» обвиняют Владимира Бортко ни много ни мало в плагиате."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Заинтересовавшись одной из таких публикаций, я последовательно пересмотрел итальянский фильм, советский, а также перечитал повесть. И вот что имею сказать: ни о каком плагиате не может быть и речи! Даже близко."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фильм Латтуада и фильм Бортко - это абсолютно разные произведения искусства, объединяет которые лишь то, что оба эти фильма являются экранизациями одной повести."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фильмы разнятся по подходу, по атмосфере, по картинке, по духу, по настроению. Владимир Бортко следовал за первоисточником практически дословно, тогда как Альберто Латтуада привнес в историю об очеловечивании собаки немало своего, итальянского."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "imgpreview.jpg", "filesize": 40932, "height": 404, "pic_id": 191415, "url": "/files/article_image/2022/10/17/imgpreview_tfUCyqS.jpeg", "width": 630}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У Бортко мы видим настоящие советские 20-е годы: холодные, голодные, продуваемые всеми ветрами. Мы видим настоящую вьюгу, мы буквально ощущаем отчаяние пса Шарика, отчаяние машинисточки в фильдеперсовых чулках. Фильм Латтуада, скорее, похож на водевиль с очень сильным итальянским колоритом. Несмотря на всю свою любовь к русской литературе, Латтуада не прочувствовал (да и не мог прочувствовать) весь нерв повести. Ведь «Собачье сердце» - это, во многом, повесть о голоде, о бедности. Уплотнения, пайки, белки из кошек, тухлая солонина в столовой Нормального питания - в фильме Латтуада эти моменты выглядят смешно - и не более того. В фильме Бортко за ними чувствуется сама история России."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Да, в фильмах есть несколько похожих мест - сцена за столом, сцена с котом, заключительная сцена со следователем. Однако, все эти моменты максимально подробно описаны в первоисточнике, у Булгакова. Вообще, перечитывая повесть, невозможно не обратить внимание на кинематографический потенциал «Собачьего сердца»: фактически, Михаил Афанасьевич создал готовый сценарий с четко прописанными диалогами и мизансценами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Собственно, этим и воспользовался Владимир Бортко, отнесшийся к первоисточнику с максимальным уважением. Чего не скажешь о Латтуада, у которого, например, квартира, в котором заседает новое управление калабуховского дома, представляет собой форменный вертеп с алкоголем, дамами сомнительного поведения, танцами и даже нетрадиционными отношениями."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "imgpreview (1).jpg", "filesize": 40025, "height": 425, "pic_id": 191416, "url": "/files/article_image/2022/10/17/imgpreview_1.jpeg", "width": 630}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А чего только стоит романтичный Шариков, катающий машинистку отдела очистки Васнецову на лодочке? Вообще, Шариков в итальянском фильме - натуральный Дон Жуан. Он волочится за Зиной, за Дарьей, за машинисткой Васнецовой, пристает к юному парнишке Пеструхину и даже пытается силою взять сотрудницу домкома Зою."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Об актерах из двух фильмах хочется поговорить отдельно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Профессор Преображенский"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "imgpreview (2).jpg", "filesize": 35610, "height": 425, "pic_id": 191417, "url": "/files/article_image/2022/10/17/imgpreview_2_kxS2CB0.jpeg", "width": 630}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В итальянской версии профессора Преображенского сыграл выдающийся шведский актер Макс фон Сюдоф. И, пожалуй, это одна из главных удач фильма. Фон Сюдоф играет на высочайшем уровне, в меру своих возможностей достоверно воплощая на экране образ московского светила медицины. Пожалуй, единственная претензия - профессор Преображенский в исполнении фон Сюдофа получился слишком эксцентричным."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что касается роли, сыгранной Евгением Александровичем Евстигнеевым, то это -высший пилотаж актерской игры, полное вживание в образ и идеальное воплощение персонажа на экране. Евстигнеев буквально стал профессором Преображенским."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Полиграф Полиграфович Шариков"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "imgpreview (3).jpg", "filesize": 38241, "height": 425, "pic_id": 191418, "url": "/files/article_image/2022/10/17/imgpreview_3_Z9pr1cC.jpeg", "width": 630}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Исполненный малоизвестным итальянским актером Коки Понцони Полиграф Полиграфович Бобиков (именно так переименовали Шарикова итальянцы), - одно из самых слабых мест фильма Альберто Латтуада. Такое ощущение, что режиссер пригласил комика специально для того, чтобы угодить аудитории. Этот актер совершенно не похож на Шарикова."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Иное дело - Владимир Алексеевич Толоконников, для которого роль Полиграфа Полиграфовича стала шансом всей жизни - и этим шансом он воспользовался сполна. Толоконников - идеальный Шариков, полное попадание в образ."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Доктор Борменталь"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "imgpreview (4).jpg", "filesize": 30382, "height": 425, "pic_id": 191419, "url": "/files/article_image/2022/10/17/imgpreview_4_PBkff60.jpeg", "width": 630}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Итальянский Борменталь в исполнении Марио Адорфа больше похож на мексиканского мафиози, чем на московского врача Ивана Арнольдовича."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Иное дело - вежливый и обходительный Борменталь в исполнении народного артиста России Бориса Григорьевича Плотникова. Плотников изобразил именного того Борменталя, который «стыдливо прикрывает горло без галстука»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Швондер"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "imgpreview (5).jpg", "filesize": 37883, "height": 425, "pic_id": 191420, "url": "/files/article_image/2022/10/17/imgpreview_5_Cm4TeNT.jpeg", "width": 630}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Не получился у итальянцев и образ Швондера. Немецкий актер с польскими корнями Вадим Гловда выглядит слишком по-славянски и совсем не похож на юркого пройдоху Швондера."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А вот в исполнении Романа Андреевича Карцева мы видим того самого председателя домоуправления калабуховского дома."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Зина"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "imgpreview (6).jpg", "filesize": 37549, "height": 425, "pic_id": 191422, "url": "/files/article_image/2022/10/17/imgpreview_6_xuLAdlM.jpeg", "width": 630}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Стоит только догадываться, почему Альберто Латтуада пригласил на роль невинной девушки Зины звезду итальянского горячего кино Элеонору Джорджи - скорее всего, это было сделано ради увеличения зрительского интереса. Режиссера можно понять, он надеялся на коммерческий успех, но, откровенно говоря, российская актриса Ольга Мелихова смотрится в этой роли гораздо уместнее."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом, могу сказать, что уровень отечественной экранизации несравнимо выше итальянской. Да, фильм Латтуады вышел на 14 лет раньше, и Бортко по его собственному же признанию, внимательно это кино смотрел. Однако, никаких заимствований в фильме нет - разве что можно говорить о культурном влиянии, не более того."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бортко провел колоссальную работу по воссозданию атмосферы 20-х годов, а подбор актеров в его ленте смело можно назвать выдающимся."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тем не менее, итальянская лента также заслуживает внимания: это хорошее, интересное кино с яркими кинематографическими находками. Если вы еще не смотрели этот фильм - рекомендую!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Еще больше статей про кино, про экранизации книг отечественных и зарубежных авторов, про иллюстрации к знаменитым книгам, про живопись, литературу, философию, историю, интересных людей и невероятные события - на моем канале! "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@vasilygavrilenko/"}, "string": "Подписывайтесь!"}], "attributes": []}], "selectedRange": [6348, 6348]}
Комментарии 0