15 дек 2022 · 13:19    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Детский лепет, речь ребенка изучается особым разделом лингвистики – онтолингвистикой. Это не просто очень интересный раздел науки о языке, смежный с психологией и логопедией, но и полезный. Опираясь на понимание того, как дети вообще усваивают человеческую речь, можно строить более эффективные программы для изучения иностранных языков."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Основателями этого направления в языкознании стали русские ученые. Все, кто хоть сколько-то интересуется языком, наверняка знакомы с удивительной книгой Корнея Ивановича Чуковского «От двух до пяти». Она написана в легком и увлекательном стиле, но по существу представляет собой серьезнейшее исследование детской речи. Другой ученый, Александр Николаевич Гвоздев, наблюдал за становлением речи собственного сына Жени, вел дневники, публикация которых стала сенсацией на западе и вызвала всплеск собственных исследований западных ученых."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сейчас в России изучают онтолингвистику как науку только в Государственном педагогическом университете им. Герцена. Преподаватели и студенты собрали и продолжают собирать материал для анализа детской речи русскоязычных детей. На его основе издаются словари детской речи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ученые с уверенностью могут сказать, что любые отступления от нормы, которые встречаются в речи детей, логичны и обоснованы. Легко можно объяснить, почему ребенок сказал «винтолет», а не «вертолет», «длинейка», а не «линейка», «копатка», а не «лопатка». Даже «неправильные», вроде бы, словоформы в детской речи построены по типовым моделям» «искаю», «возьмил»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Интересно также наблюдать, в каком порядке усваивает ребенок язык: сначала просто копирует речь взрослых, запоминает слова и выражения, а потом осознает, что каждая форма слова имеет какое-то значение. Так одна девочка, пока была младше, говорила правильно «Часы висят», а стала постарше и стала говорить «Часа висит». Она поняла, что окончание «ы» говорит о том, что предметов несколько (нос – носы). Но ведь на стене висит один предмет! Так начинается этап осознанного усвоения исключений из правил. Потом ребенок, конечно, научится говорить правильно. Так же, например, усваивают неправильные глаголы англоязычны дети: сначала запоминают правильную форму took и went, позже пробуют говорить по стандартной модели taked и goed и позже возвращаются к первому варианту."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дети яснее видят сходство между разными предметами или действиями. Они, например, могут путать слова «писать» и «рисовать»: Напиши машину!, Нарисуй слово «Ира». Этот же перенос значения может встречаться и в речи взрослых, только в каком-то особом значении. Так художники пишут картины, а не рисуют их."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Большое значение в формировании речи ребенка играет, конечно, окружение, а больше всех мать. Чем меньше окружение критикует ребенка, тем смелее он говорит и тем лучше у него успехи. Обычно обучение речи происходит интуитивно. Слыша неправильное слово в речи ребенка, мать повторяет его правильно: «Что ты там делаешь?» – «Мячик искаю» – «А, ищешь мячик? Дай и я с тобой поищу»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Некоторые родители, бабушки и дедушки, любят сюскать с малышом, коверкая слова, подстраиваясь под детскую речь («няка» вместо «вкуснятина»). Это не нужно. Но не совсем хорошо, когда с маленьким ребенком говорят, как со взрослым, исключая из речи всякие «собачка гав-гав», «молоточек тук-тук», «машина би-би» и т. п. Эти «гав-гав» и «тук-тук» позволяют ребенку быстрее войти в речь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Интересные исследования проводятся на тему того, как усваивают языки дети в двуязычной семье. Очень важно, чтобы дома говорили на родном языке, даже если родители хорошо знают другой язык."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Европе существуют так называемые «школы выравнивания». В них учатся дети, отстающие по темпам усвоения языка, в том числе дети эмигрантов. В России это остается серьезной проблемой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Колоссальный вклад в развитие онтолингвистики в России внес известный детский поэт Корней Иванович Чуковский. Его книга «От двух до пяти» содержит не только огромный фактический материал, но и некоторые выводы, не устаревшие до наших дней."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "124e50498d70db1d10c9b849f0ca1fbf.jpg", "filesize": 102869, "height": 751, "pic_id": 314120, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/15/124e50498d70db1d10c9b849f0ca1fbf.jpeg", "width": 563}}], "attributes": []}], "selectedRange": [3953, 3953]}
Комментарии 1