04 май 2023 · 09:30    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Все мы наизусть, наверное, знаем песни из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию» и сам этот фильм давно разобран на цитаты. И я его видела тысячу раз и тоже хорошо его знаю, но на тысячу первый раз я нашла в нем кое-что новое и интересное."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Речь об одной песне, а именно той самой песне, что заводит на царском пиру хор опричников, а пьяный Бунша возмущается, что царя в ней называют собакой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "История этой песни поразительная. Это подлинная русская народная песня (по крайней мере слова), причем действительно эпохи Ивана Грозного, а это конец XVI века – исследователи определяют дату ее создания как 1572 год. Очень мало дошло до наших дней произведений русского песенного фольклора тех лет, практически вообще ничего не сохранилось. Этой песне повезло."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В то время при русском царском дворе находился английский дипломат Ричард Джемс (сейчас пишут Джеймс). Он составил небольшой русско-английский словарь, описал некоторые российские реалии тех лет, по его же просьбе записали несколько русских народных песен (шесть), среди которых и та песня, о которой речь. Однако эта работа в свое время нигде опубликована не была и только в XIX веке нашли записи Джеймса и опубликовали. Это произвело настоящий фурор среди русских лингвистов и историков – конечно, в ней содержится бесценный лингвистический и исторический материал."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Относительно песни, о которой мы говорим, у Джеймса есть пометка, что она записана под Архангельском. Более поздние ученые склоняются к тому, что песня создана и записана в Москве, причем людьми, приближенными к царю."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если все остальные песни в фильме созданы исключительно его авторами, то именно эту песню включил в свою пьесу, которая легла в основу фильма, сам Михаил Булгаков. Значит, он посчитал, что она важна, нужна и значима, и в последующем киноделы от нее не отказались (слова немного осовременили, но это нестрашно). Я приведу так, как дано у Джеймса:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А не силная туча затучилася, \nа не силнии громы грянули: \nкуде едет собака крымской царь? \nА ко силнему царству Московскому: \n «А нынечи мы поедем к каменной Москве, \nа назад мы поидем, Резань возмем». \nА как будут оне у Оки-реки, \nа тут оне станут белы шатры роставливать. \n «А думайте вы думу с цела ума: \nкому у нас сидеть в каменной Москве, \nа кому у нас во Володимере, \nа кому у нас сидеть в Суздале, \nа кому у нас держать Резань Старая, \nа кому у нас в Звенигороде, \nа кому у нас сидеть в Новегороде?»\nВыходить Диви-Мурза сын Уланович: \n «А еси государь наш, крымской царь! \nА табе, государь, у нас сидеть в каменной Москве, \nА сыну твоему в Володимере, \nа племнику твоему в Суздале, \nа сродичю в Звенигороде, \nа боярину конюшему держать Резань Старая, \nа меня, государь, пожалуй Новым городом: \nу меня лежатъ там свет-добры-дни батюшко, \nДиви-Мурза сын Уланович». \nПрокличет с небес господен глас: \n «Ино еси, собака, крымской царь! \nТо ли тобе царство не сведомо? \nА еще есть на Москве Семьдесят апостолов \nопришенно Трех святителей, \nеще есть на Москве православной царь!»\nПобежал еси, собака, крымской царь, \nне путем еси, не дорогою, \nне по знамени, не по черному!"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Перескажу вам сюжет, чтобы ясно стало: описывается поход крымского хана на Москву в 1972 году. И раньше крымские татары, покровительствуемые Турцией, нападали на Москву и другие российские города, а тут крымский хан Дивлет-гирей собрал огромное, несопоставимое по величине с российским, войско и пошел в подход на Москву, чтобы утвердить свою власть над Россией. Вот в песне и рассказывается, как крымские татары делят шубу неубитого медведя: кому из них в Москве править, кому в Суздале, кому в Великом Новгороде. Но под божьей защитой останется страна православной, не возьмет власть собака крымский хан, а побежит вон восвояси. Смысл такой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так и случилось, как пелось в этой песне. Хотя сила на Русь шла страшная, но России удалось отстоять свою независимость."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Часто пишут, что в этот период царь Иван Грозный показал себя не лучшим образом: он скрылся в Новгороде, бросив своих подданных, когда татары подступили к Москве, и готов был уже отдать им ранее завоеванные Астрахань и Казань. Но это не так. Дело в том, что в это же время шла еще и Ливонская война на западе, его отход в Новгород был вынужденным и управления защитой Москвы он с себя не снимал. План встречи татарского войска был детально разработан, причем не только план А, план Б, но не менее пяти вариантов развития событий учитывались."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Основной удар татар под Москвой приняло на себя войско под управлением князя Михаила Воротынского. Состоялась грандиозная битва при местечке Молоди (известная как битва при Молодях, Молодинская битва). Не буду уж углубляться, как проходил бой, какие хитрости применили русские, но войско Давлет-Гирея было наголову разбито. Князя Воротынского потом оклеветали перед царем, заточили в темницу и замучили там до смерти."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так что в этой песне прославляется русская победа, а невежа Бунша возмущается, что царя называют собакой."}], "attributes": []}], "selectedRange": [3005, 3005]}
Комментарии 0