22 фев 2023 · 14:46    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Все знают о касте неприкасаемых в Индии, но такая же была и в Европе. Свидетельства о ее существовании появлялись на протяжении восьми веков и только в последние двести лет исчезли. Речь идет о народе, который называется коготы. Впрочем, он был настолько презираем и отвергаем другими членами общества, что о нем практически ничего не известно. Жили каготы в основном в Испании и Франции, но и в других европейских странах встречались тоже (под другими названиями) – везде отношение к ним было одинаковое."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Впрочем, трудно даже сказать, был ли это отдельный народ или же это какая-то часть основного народа страны подвергалась гонениям. Есть разные версии происхождения каготов. Может быть, это потомки древнегерманских племен, осевших случайно на чужих территориях, или потомки испанских солдат, оставшихся после вторжения мусульман в Испанию и Францию в VIII веке. Есть версия, что это потомки представителей разорившейся гильдии плотников. Общество относилось к каготам практически так же, как к прокаженным, поэтому иногда говорят, что каготы – это потомки больных проказой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Последняя версия мне кажется самой вероятной, потому что проказа – очень заразная и страшная болезнь, когда человек фактически гниет заживо. И основным способом обезопасить себя и других от заражения в те времена было – соблюдать дистанцию, не допускать контакта, даже опосредованного. Вот поэтому и правила в отношении каготов действовали такие, которые сегодня кажутся просто вопиющими."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Каготы обязаны были пришивать к одежде красную утиную или гусиную лапку, чтобы всем сразу было видно, что это кагот (по внешности они от других европейцев не отличались, хотя есть упоминания, что они были обычно очень малорослыми, имели уши без мочек, перепончатые пальцы ног или даже хвосты). Кроме того, они должны были погремушкой оповещать всех о своем появлении (практически как прокаженные)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Каготы не имели права купаться в общих водоемах, касаться любых перил и парапетов, брать воду из общих колодцев. Кое-где им не разрешалось даже ходить босиком. В церкви они отделялись от других прихожан перегородкой, вино во время причастия им подавалось на особой длинной ложке, да и вообще вход в церковь для них был отдельный, низкий, специальный. Хоронили их на отдельном кладбище."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И, разумеется, каготы не могли жить среди других людей, а потому селились в таких местах, где больше никто не живет, высоко в горах или на болотах например. Профессии им тоже доставались самые грязные, типа могильщиков. Почему-то презренной считалась профессия плотника, поэтому каготы часто занимались плотницким ремеслом (впрочем делали в основном гробы). Очень грязной считалась и профессия акушерки. Да, как ни странно, при всеобщем страхе и отвращении к каготам их допускали так близко к телу. Многие из них преуспели в этом деле. Да и вообще во врачевании, связанном с хирургией, гноем и кровью. Заниматься земледелием им не разрешали, дозволялось только ловить рыбу. Скот они иметь также не могли. Торговать – ни в коем случае. Да что там, им запрещалось даже танцевать."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "За нарушение существующих правил каготы жестоко наказывались. В начале XVIII века в Ландах был пойман кагот за использованием купели, предназначенной для некаготов. Ему отрубили руку и прибили к двери церкви. Другому каготу, посмевшему возделывать свои поля (строго запрещено), проткнули ноги раскаленными железными шипами. В любом преступлении, совершенном в деревне, обычно обвиняли каготов. Причем в суде показания одного некагота приравнивались к показаниям шести каготов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Насчет каготов существовало множество предрассудков. Им приписывали владение колдовством, гомосексуализм и людоедство. Говорили, что в полнолуние и новолуние у них бывают приступы безумия. В Бретони считали, что у каготов в Страстную пятницу из пупка идет кровь. Часто к ним относились как к умственно неполноценным, хотя, возможно, и не без основания, ведь браки каготы могли заключать только между собой, а близкие межродственные связи к хорошему не ведут."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Впрочем, с течением столетий такие жесткие правила понемногу смягчались. В 1517 году папа римский Лев X даже обратился к своей пастве с требованием прекратить дискриминацию каготов, но безуспешно. В эти годы уже каждый десятый житель Франции и Испании был каготом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1684 году французский король Людовик XIV обратил внимание, что каготы не платят налоги в казну. Он приказал врачам обследовать представителей этого народа. Оказалось, что никаких следов проказы у них нет. Король тут же отменил некоторые дискриминационные правила в отношении каготов, но обязал их платить налоги."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Впрочем, остальные европейцы свое отношение к каготам после королевского указа не изменили – все так же презирали последних. Только в метрических книгах кое-где стали писать не «кагот», а «плотник». Однако каготы с тех пор получили право обращаться в суд, если их как-то притесняли, и выигрывали такие суды."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В общей чехарде Великой французской революции 1789 года каготы сожгли в архивах все метрические книги, откуда можно узнать их родовую принадлежность. С тех пор существование касты каготов постепенно сошло на нет. Конечно, в родных местах все знали, кто есть кто. Но покинув родные края, человек уже не обязан был никому объявлять, кагот он или нет. Многие люди, в чьих жилах имеется каготская кровь, и сегодня не готовы в этом признаться. Само слово каго по-французски и сегодня звучит как ругательство."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что касается языка… Никакого особого языка у каготов никогда не было, они говорили на том же языке, что и все вокруг. Хотя диалект, возможно, и был. Фольклор, наверное, тоже собственный имелся, ведь жили они изолированно. Только никто их фольклором сначала не интересовался, а когда французы наконец проявили интерес, каготы отреагировали злобой и ничем делиться не стали. Теперь найти какие-то следы каготского фольклора уже невозможно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В наше время создан музей каготов в Шато-де-Нест в долине Арро, хоть и занимающий всего одну комнату в замке."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Процессия каготов идет через деревню. Старинная гравюра", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "bigpicture_ru_cagots.jpeg", "filesize": 133964, "height": 500, "pic_id": 440592, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/22/bigpicture_ru_cagots.jpeg", "width": 779}}], "attributes": []}], "selectedRange": [5906, 5907]}
Комментарии 2