17 окт 2022 · 14:05    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Многие люди, которые старше 30 лет, наверно еще помнят "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "висячие «дыроколы» на стенах автобусов, троллейбусов и трамваев"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Я тоже их хорошо помню, но уже тогда они висели просто так, потому что во второй половине 90-ых годов на линию стали возвращаться кондукторы. В детстве мне тогда очень нравилось «дырявить» билеты. В автобусе мама мне из кармана доставала любой уже использованный билет, и я его компостировал для забавы. Такие «дыроколы» назывались - компостеры."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Компо́стер"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " — устройство, предназначенное для гашения талонов (билетов) пассажирских транспортных средств. Компостер пробивает или выдавливает условные знаки контроля, печатает (обычно дату и время, а также код станции) или изменяет магнитную полосу (на пломбах, билетах, чеках, других документах и т. п.). Процесс пробивания называется компостированием. Компостеры бывают простыми и электрическими."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Компостер для пробивки билетов в общественном транспорте", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1.jpg", "filesize": 120188, "height": 853, "pic_id": 191238, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/17/1_80Q3Y9Y.jpeg", "width": 1280}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кроме того, до конца эпохи СССР висели еще железные или пластмассовые ящики, которые появились еще раньше, чем компостеры. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Это были кассы, в которых пассажир самостоятельно приобретал билет"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " для проезда в общественном транспорте. Причиной их появления стало то, что с конца 50-ых годов двадцатого века начался постепенный отказ от кондукторов. В кассу пассажир закладывал монету номиналом 3 копейки для трамвая, 4 – для троллейбуса и 5 – для автобуса, и отрывал билет."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Касса для приобретения билета в транспорте", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "2.png", "filesize": 1529283, "height": 654, "pic_id": 191581, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/17/2_We1u70x.jpeg", "width": 1010}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Деньги ссыпались в специальный мешок, откуда доставались в парке, на конечной остановке. Контроля за тем, какую монету человек кинул в автомат не было, так что технику легко монжо было обмануть. А самые ловкие и изобретательные пассажиры "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "привязывали к монете нитку и после выдачи билета вытягивали её обратно"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Кроме того, после оплаты можно было открутить от мотка сколько угодно билетов. Правда, была вероятность после этого попасться на глаза какой-нибудь сознательному гражданину и быть пойманным с поличным. На линии работали контролеры. При неоплаченном проезде прямо на месте взымали штраф. Если же на пути контроля попадался упрямый гражданин, отказывающийся оплатить положенное, его отводили в отделение милиции."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Пассажиры приобретают билет в кассе, СССР", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "3.jpg", "filesize": 148715, "height": 800, "pic_id": 191435, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/17/3_xPgmkBK.jpeg", "width": 1600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 70-е годы "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "параллельно с кассами появляются компостеры"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Принцип их действия был такой: пассажир у водителя или в многочисленных киосках Союзпечати покупал ленту или книжечку билетов на 10 поездок. Имея при себе ранее приобретенный билет, пассажир опускал его в компостер, по принципу дырокола, нажимал рычаг и билет пробивался или «компостировался». На нем отпечатывались какие-то цифры, или это был номер маршрута, или, может, особые обозначения именно для этого автобуса, троллейбуса или трамвая. Зашедший в вагон контролер пробивал для наглядного примера свой билет, а затем сравнивал положение и количество отверстий на билетах всех пассажиров."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Рисковали граждане проехать по старому, продырявленному, например в другом автобусе билету,"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " но если проверят - он скорее всего не совпадет с нужными отверстиями данного компостера в автобусе. Тогда штраф и позор. Можно было сделать вид, что ищешь другой билет по карманам, дескать перепутал, все-равно штраф выкатят."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Служебный жетон контроллера Московского трамвая", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "4.png", "filesize": 179456, "height": 262, "pic_id": 191454, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/17/4_PsjbrmW.jpeg", "width": 400}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для того, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "чтобы не платить каждый раз за проезд"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", ибо он постоянно дорожал в 90-е, и не попасться контролеру, люди изобрели следующий способ. Пассажир заходил в автобус, компостировал талон. Далее бралась записная книжка, в ней на чистом листке записывался гос номер автобуса и в эту страницу вкладывался билет. После окончания поездки, этот билет хранился в записной книжке и доставался только тогда, когда приходилось садиться в этот же автобус. Если приходил автобус с другим гос номером, то так же пробивался компостером билет и так же вкладывался в записную книжку, на страницу с другим гос номером."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В конце 80-х годов в стране "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "полностью отказались от касс, а компостеры просуществовали до середины 90-х годов."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " В 1998 году на линию стали возвращаться кондукторы. В разных видах и с разным успехом старая, имеющая множество недостатков, бескондукторная система просуществовала в нашей стране больше тридцати лет. Но уже в крупных городах (особенно в Москве) снова возвращается бескондукторная система с электронными терминалами оплаты проезда."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Бескондукторный терминал для оплаты проезда в наши дни", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "5.png", "filesize": 542559, "height": 592, "pic_id": 191582, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/17/5_XPhgxtE.jpeg", "width": 724}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Спасибо за внимание! Жмите на ♥ и подписывайтесь на мой канал в знак поддержки!"}], "attributes": []}], "selectedRange": [4075, 4076]}
Комментарии 21