3
5 известных картин русских художников, которые попали под цензуру | Паблико

5 известных картин русских художников, которые попали под цензуру


10 апр 2024 · 09:05    

Цензура в Российской Империи была строга и критична не только к произведениям писателей и поэтов— художники тоже попадали под общественное обсуждение, были запрещенные полотна, которые увидели свет только много лет спустя, а многие из картин были безвозвратно утрачены.



5 известных картин русских художников, которые попали под цензуру.jpg 147.18 KB


За что же художники подвергались критике?

«Апофеоз войны», Василий Верещагин

Эта картина художника-баталиста Василия Верещагина привлекает внимание своим особым подходом к изображению войны. Вместо героических сцен сражений и триумфальных парадов на полотне Верещагина мы видим последствия гражданской войны в Туркестане, ужас и страдания за кадром.



Апофеоз войны, Василий Верещагин.jpg 301.15 KB


Когда картина была представлена в Петербурге, она вызвала ожесточенные споры и была названа упреком для имперской России. На раме было вырезано: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Творчество Верещагина было запрещено, многие из картин он сжег.

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», Илья Репин

На картине изображена одна из самых жутких и трагических сцен в истории России — убийство царем Иваном Грозным своего сына Ивана. В центре композиции находится Иван Грозный, раскинувшийся на троне, с взглядом, полным ярости и безумия. Рядом с ним лежит его сын, а несколько бояр стоят вокруг, наблюдая за этой трагедией. Картина подчеркивает свершившиеся жестокость и насилие, композиция картины и академическая манера рисования, присущая Репину, подчеркивают драматическую силу события.



Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, Илья Репин.jpg 215.51 KB


Это произведение стало социальным и политическим комментарием на тот период российской истории, символом и предметом многих интерпретаций и дебатов о власти. Это полотно вызывает много споров, эмоций и противоречий даже сегодня, картина выглядит как провокация. Фактический исторический сюжет остается спорным, что служит причиной размышлений многих поколений культурологов и историков. Картина была запрещена властями сразу же: художника обвинили в клевете.

«Ходынка» и «После Ходынки. Ваганьковское кладбище», Владимир Маковский

Эти картины Владимира Маковского отражают ужасное событие в эпоху начала правления Николая II — массовую давку на Ходынском поле во время коронации, в результате которой погибли тысячи людей, пришедших за обещанными от власти подарками.



Ходынка» и «После Ходынки. Ваганьковское кладбище, Владимир Маковский.jpg 402.99 KB


Картины изображают жертв этой трагедии. «Ходынку» назвали солью, посыпанной на свежую рану, и запретили показывать на выставках.

«Что есть истина?», Николай Ге

Мы видим на картине момент суда Понтия Пилата над Иисусом Христом. Первоначально картина вызвала негативную реакцию у церкви и художников, так как не соответствовала устоявшимся традициям интерпретации образа Иисуса: он изображен маленьким, незначительным, измотанным человеком в тени, в то время как его оппонент, напротив, освещен солнцем.



Что есть истина, Николай Ге.jpg 140.5 KB


Сила Церкви еще имела значение, и многие коллекционеры отказывались от картины, но в итоге ее купил Павел Третьяков по уговору Льва Толстого.

«Сельский крестный ход на Пасху», Василий Перов

Картина Василия Перова «Сельский крестный ход на Пасху» стала одной из самых неоднозначных картин XIX века. Ее считали провокационной, она вызвала недовольство церкви, поскольку нарушала непогрешимость и образы священной институции. Работа рассматривала критические стороны жизни сельской церкви: священник изображен в непотребном виде, процессия выдвигается из избы, вокруг лежат нищие... За это полотно Перову грозили ссылкой, а церковь требовала и вовсе сжечь картину.

Цензура в Российской Империи была строга и критична не только к произведениям писателей и поэтов— художники тоже попадали под общественное обсуждение, были запрещенные полотна, которые увидели свет только много лет спустя, а многие из картин были безвозвратно утрачены.



5 известных картин русских художников, которые попали под цензуру.jpg 147.18 KB


За что же художники подвергались критике?

«Апофеоз войны», Василий Верещагин

Эта картина художника-баталиста Василия Верещагина привлекает внимание своим особым подходом к изображению войны. Вместо героических сцен сражений и триумфальных парадов на полотне Верещагина мы видим последствия гражданской войны в Туркестане, ужас и страдания за кадром.



Апофеоз войны, Василий Верещагин.jpg 301.15 KB


Когда картина была представлена в Петербурге, она вызвала ожесточенные споры и была названа упреком для имперской России. На раме было вырезано: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Творчество Верещагина было запрещено, многие из картин он сжег.

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», Илья Репин

На картине изображена одна из самых жутких и трагических сцен в истории России — убийство царем Иваном Грозным своего сына Ивана. В центре композиции находится Иван Грозный, раскинувшийся на троне, с взглядом, полным ярости и безумия. Рядом с ним лежит его сын, а несколько бояр стоят вокруг, наблюдая за этой трагедией. Картина подчеркивает свершившиеся жестокость и насилие, композиция картины и академическая манера рисования, присущая Репину, подчеркивают драматическую силу события.



Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, Илья Репин.jpg 215.51 KB


Это произведение стало социальным и политическим комментарием на тот период российской истории, символом и предметом многих интерпретаций и дебатов о власти. Это полотно вызывает много споров, эмоций и противоречий даже сегодня, картина выглядит как провокация. Фактический исторический сюжет остается спорным, что служит причиной размышлений многих поколений культурологов и историков. Картина была запрещена властями сразу же: художника обвинили в клевете.

«Ходынка» и «После Ходынки. Ваганьковское кладбище», Владимир Маковский

Эти картины Владимира Маковского отражают ужасное событие в эпоху начала правления Николая II — массовую давку на Ходынском поле во время коронации, в результате которой погибли тысячи людей, пришедших за обещанными от власти подарками.



Ходынка» и «После Ходынки. Ваганьковское кладбище, Владимир Маковский.jpg 402.99 KB


Картины изображают жертв этой трагедии. «Ходынку» назвали солью, посыпанной на свежую рану, и запретили показывать на выставках.

«Что есть истина?», Николай Ге

Мы видим на картине момент суда Понтия Пилата над Иисусом Христом. Первоначально картина вызвала негативную реакцию у церкви и художников, так как не соответствовала устоявшимся традициям интерпретации образа Иисуса: он изображен маленьким, незначительным, измотанным человеком в тени, в то время как его оппонент, напротив, освещен солнцем.



Что есть истина, Николай Ге.jpg 140.5 KB


Сила Церкви еще имела значение, и многие коллекционеры отказывались от картины, но в итоге ее купил Павел Третьяков по уговору Льва Толстого.

«Сельский крестный ход на Пасху», Василий Перов

Картина Василия Перова «Сельский крестный ход на Пасху» стала одной из самых неоднозначных картин XIX века. Ее считали провокационной, она вызвала недовольство церкви, поскольку нарушала непогрешимость и образы священной институции. Работа рассматривала критические стороны жизни сельской церкви: священник изображен в непотребном виде, процессия выдвигается из избы, вокруг лежат нищие... За это полотно Перову грозили ссылкой, а церковь требовала и вовсе сжечь картину.

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ