Как-то я поднимал уже этот вопрос, судя по вашим отзывам, есть две категории людей.
Первая - кому вопросы ветроэнергетики до лампочки.
И вторая - кого это очень даже интересует, от них были вопросы, оставшиеся тогда без ответа.
image.png172.2 KB
На рубеже 1980х-90х я работал инженером-конструктором, и однажды получил необычное (мягко говоря) задание: разработать переносную ветроэлектростанцию. Такую, чтоб в разобранном виде её могли тащить на своём горбу 2-3 человека. Мощность 1 кВт. В рабочем состоянии ВЭС прикреплена к стволу дерева с помощью дюралевой трубки, а предназначена для геологов.
Пикантность ситуации состоит в том, что завод, на котором я тогда работал, никогда не производил ничего хоть мало-мальски похожего, и это штрих у портрету: как разваливали СССР, но статья не об этом.
image.png541.93 KB
Дополнительные проблемы.
Живу я на Крайнем Севере, поэтому завод занимался, так скажем, переработкой полезных ископаемых - прикиньте разницу. (Впрочем, полезное ископаемое надо сначала найти, это делают геологи, вот, видимо, и логика).
Извлечённую из земли горную породу перемалывают в щебень, затем в порошок, путём многократного просеивания и дробления по следующему разу добиваются получения песка с песчинками заданного размера. Нужно это для последующей гравитационной сепарации, но здесь речь не об этом.
Дело в том, что при выполнении этих операций в воздух поднимаются тучи пыли, и её необходимо улавливать и удалять. Даже химически нейтральная пыль вредна для здоровья, особенно, когда её так много, а если ещё и не нейтральная?
Для решения этой задачи строят аспирационные установки: отсасывающие зонты в местах выделения пыли, от них трубопроводы с тройниками и поворотами, устройства для очистки воздуха от пыли, вентилятор. Каждая такая установка изготавливается применительно к конкретным агрегатам, месту, и потому оказывается единственной в своём роде, её-то мне и приходилось разрабатывать: рассчитать диаметры трубопроводов, конструкция упомянутых зонтов и т. п., только вентилятор с электродвигателем беру подходящий из справочника. На столе у меня часто видели книгу «Аэрогидродинамика» или другую с подобным названием, потому этот ветряк мне и поручили.
Зарплату получаю - надо отрабатывать, взялся за изучение проблемы.
Прежде всего.
Любое проектирование начинается с анализа существующего положения. Без этого этапа я неизбежно буду наступать по очереди на все те грабли, на которые уже наступали мои предшественники, подобно «Невезучим» из бессмертной комедии с П. Ришаром и Ж. Депардье в главных ролях.
image.png285.18 KB
Слева Коринн Шарби в роли Мари, Пьер Ришар в роли Франсуа Перрена легко узнаваем.
В комедии эти персонажи попадали в одни и те же нелепые ситуации, что выглядит невероятным в бытовых условиях. Но в технике это прямо-таки закон: не изучив опыт предшественников, так и будешь повторять все их ошибки.
История вопроса, начало.
В нашей стране научные исследования по получению электроэнергии из ветра были начаты уже в 1918 году, когда профессор Николай Егорович Жуковский основал Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). В его состав входил Отдел ветряных двигателей, его задачей было “изучение ветряных двигателей как теоретическое, так и экспериментальное; обработка и систематизация соответственного литературного материала; изыскание способов применения ветряных двигателей к различным отраслям промышленности; составление проектов двигателей. ”
Заведующий отделом, Николай Валентинович Красовский, начал опыты в 1919 году с небольшого американского ветрячка, установленного на крыше Аэродинамического института в Кучине (под Москвой). А уже в 1923 году, на Первой сельскохозяйственной выставке в Москве, командой отдела был представлен новый ветрогенератор с динамо-машиной, получивший диплом I степени. Высота башни, на которой был установлен аппарат, составлял 25 метров, а диаметр лопастей шесть метров.
Этот агрегат решили установить на Бакинских нефтепромыслах. Под руководством Красовского, на нефтяной вышке поставили ветрогенератор с диаметром лопастей уже 14 метров.
Первые успехи.
Бакинский опыт оказался успешным, поэтому работы продолжились, и в 1931 году в Балаклаве (Крым) был введен в строй экспериментальный ветрогенератор мощностью 100 кВт — самый мощный в мире на тот момент.
До самой войны эта огромная ветроустановка весом в 9 тонн и диаметром лопастей в 30 метров давала электричество для трамвайной линии Балаклава–Севастополь, но боевые действия на полуострове, увы, не пережила.
Вскоре было налажено производство ветрогенераторов малой мощности (3–4 КВт), использовавшиеся в сельском хозяйстве и кустарной промышленности, преимущественно в отдаленных районах.
Нельзя пройти мимо и такого опыта.
1.2.png39.1 KB
1.3.png249.59 KB
После Великой Отечественной развитие ветроэнергетики в СССР не прекратилось, в то время как в странах Запада эта отрасль на тот момент не получила какого-либо развития. Ветроэнергетика в нашей стране развивалась и внедрялась в различные отрасли народного хозяйства. В 1950-е годы в стране изготавливалось до 9 тысяч ветроустановок в год единичной мощностью до 30 кВт. В Казахстане впервые была построена многоагрегатная ветроэлектростанция, работавшая в паре с дизелем, общей мощностью 400 кВт.
Что-то пошло не так.
Но в 1960-х годах всё заглохло. Новые ветряки строить перестали, построенные в 1930е-50-е потихоньку выходили из строя и не восстанавливались. Почему?
Сегодня, на основании совпадения во времени, многие исследователи связывают это с открытием казавшихся неисчерпаемыми сибирских месторождений нефти и газа. Типа есть нефть, зачем ещё эти ветряки?
Но я с ними категорически не согласен. Ведь если так, то под топор попали бы и все остальные электростанции, работающие НЕ на нефти или газе. А ведь их не только продолжали использовать, продолжали строить новые, и ещё какие!
Например, самая мощная наша электростанция, Саяно-Шушенская ГЭС на реке Енисей (6400 МВТ), строилась с 1963 по 2000 годы, первый турбоагрегат запущен в 1978-м.
Рефтинская ГРЭС (3800 МВт, Свердловская область), вторая в своём классе, строилась в 1970м-80м, работает на угле.
И это далеко не полный список.
Энергией ветра перестали интересоваться по другой причине.
Продолжение следует.
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как-то я поднимал уже этот вопрос, судя по вашим отзывам, есть две категории людей. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первая - кому вопросы ветроэнергетики до лампочки. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И вторая - кого это очень даже интересует, от них были вопросы, оставшиеся тогда без ответа."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 176329, "height": 357, "pic_id": 532939, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/20/image_Ak5eKBU.jpeg", "width": 635}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На рубеже 1980х-90х я работал инженером-конструктором, и однажды получил необычное (мягко говоря) задание: разработать переносную ветроэлектростанцию. Такую, чтоб в разобранном виде её могли тащить на своём горбу 2-3 человека. Мощность 1 кВт. В рабочем состоянии ВЭС прикреплена к стволу дерева с помощью дюралевой трубки, а предназначена для геологов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пикантность ситуации состоит в том, что завод, на котором я тогда работал, никогда не производил ничего хоть мало-мальски похожего, и это штрих у портрету: как разваливали СССР, но статья не об этом. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 554938, "height": 657, "pic_id": 532960, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/20/image_PsN0vTz.jpeg", "width": 797}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Дополнительные проблемы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Живу я на Крайнем Севере, поэтому завод занимался, так скажем, переработкой полезных ископаемых - прикиньте разницу. (Впрочем, полезное ископаемое надо сначала найти, это делают геологи, вот, видимо, и логика)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Извлечённую из земли горную породу перемалывают в щебень, затем в порошок, путём многократного просеивания и дробления по следующему разу добиваются получения песка с песчинками заданного размера. Нужно это для последующей"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " гравитационной сепарации, "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "но здесь речь не об этом. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дело в том, что при выполнении этих операций в воздух поднимаются тучи пыли, и её необходимо улавливать и удалять. Даже химически нейтральная пыль вредна для здоровья, особенно, когда её так много, а если ещё и не нейтральная?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для решения этой задачи строят "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "аспирационные установки"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ": отсасывающие зонты в местах выделения пыли, от них трубопроводы с тройниками и поворотами, устройства для очистки воздуха от пыли, вентилятор. Каждая такая установка изготавливается применительно к конкретным агрегатам, месту, и потому оказывается единственной в своём роде, её-то мне и приходилось разрабатывать: рассчитать диаметры трубопроводов, конструкция упомянутых зонтов и т. п., только вентилятор с электродвигателем беру подходящий из справочника. На столе у меня часто видели книгу «Аэрогидродинамика» или другую с подобным названием, потому этот ветряк мне и поручили. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Зарплату получаю - надо отрабатывать, взялся за изучение проблемы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Прежде всего."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Любое проектирование начинается с анализа существующего положения. Без этого этапа я неизбежно буду наступать по очереди на все те грабли, на которые уже наступали мои предшественники, подобно «Невезучим» из бессмертной комедии с П. Ришаром и Ж. Депардье в главных ролях."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 292024, "height": 404, "pic_id": 532474, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/20/image_S1o76bM.jpeg", "width": 706}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Слева Коринн Шарби в роли Мари, Пьер Ришар в роли Франсуа Перрена легко узнаваем."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "В комедии эти персонажи попадали в одни и те же нелепые ситуации, что выглядит невероятным в бытовых условиях. Но в технике это прямо-таки закон: не изучив опыт предшественников, так и будешь повторять все их ошибки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "История вопроса, начало."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В нашей стране научные исследования по получению электроэнергии из ветра были начаты уже в 1918 году, когда профессор Николай Егорович Жуковский основал Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). В его состав входил Отдел ветряных двигателей, его задачей было “изучение ветряных двигателей как теоретическое, так и экспериментальное; обработка и систематизация соответственного литературного материала; изыскание способов применения ветряных двигателей к различным отраслям промышленности; составление проектов двигателей. ”"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Заведующий отделом, Николай Валентинович Красовский, начал опыты в 1919 году с небольшого американского ветрячка, установленного на крыше Аэродинамического института в Кучине (под Москвой). А уже в 1923 году, на Первой сельскохозяйственной выставке в Москве, командой отдела был представлен новый ветрогенератор с динамо-машиной, получивший диплом I степени. Высота башни, на которой был установлен аппарат, составлял 25 метров, а диаметр лопастей шесть метров. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этот агрегат решили установить на Бакинских нефтепромыслах. Под руководством Красовского, на нефтяной вышке поставили ветрогенератор с диаметром лопастей уже 14 метров. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Первые успехи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бакинский опыт оказался успешным, поэтому работы продолжились, и в 1931 году в Балаклаве (Крым) был введен в строй экспериментальный ветрогенератор мощностью 100 кВт — самый мощный в мире на тот момент. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "До самой войны эта огромная ветроустановка весом в 9 тонн и диаметром лопастей в 30 метров давала электричество для трамвайной линии Балаклава–Севастополь, но боевые действия на полуострове, увы, не пережила. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вскоре было налажено производство ветрогенераторов малой мощности (3–4 КВт), использовавшиеся в сельском хозяйстве и кустарной промышленности, преимущественно в отдаленных районах. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нельзя пройти мимо и такого опыта."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "1.2.png", "filesize": 40041, "height": 529, "pic_id": 532564, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/20/1.2.jpeg", "width": 593}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "1.3.png", "filesize": 255578, "height": 746, "pic_id": 532566, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/20/1.3.jpeg", "width": 345}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После Великой Отечественной развитие ветроэнергетики в СССР не прекратилось, в то время как в странах Запада эта отрасль на тот момент не получила какого-либо развития. Ветроэнергетика в нашей стране развивалась и внедрялась в различные отрасли народного хозяйства. В 1950-е годы в стране изготавливалось до 9 тысяч ветроустановок в год единичной мощностью до 30 кВт. В Казахстане впервые была построена многоагрегатная ветроэлектростанция, работавшая в паре с дизелем, общей мощностью 400 кВт. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Что-то пошло не так."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но в 1960-х годах всё заглохло. Новые ветряки строить перестали, построенные в 1930е-50-е потихоньку выходили из строя и не восстанавливались. Почему? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сегодня, на основании совпадения во времени, многие исследователи связывают это с открытием казавшихся неисчерпаемыми сибирских месторождений нефти и газа. Типа есть нефть, зачем ещё эти ветряки?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но я с ними категорически не согласен. Ведь если так, то под топор попали бы и все остальные электростанции, работающие НЕ на нефти или газе. А ведь их не только продолжали использовать, продолжали строить новые, и ещё какие!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Например, самая мощная наша электростанция, Саяно-Шушенская ГЭС на реке Енисей (6400 МВТ), строилась с 1963 по 2000 годы, первый турбоагрегат запущен в 1978-м."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Рефтинская ГРЭС (3800 МВт, Свердловская область), вторая в своём классе, строилась в 1970м-80м, работает на угле."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И это далеко не полный список."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Энергией ветра перестали интересоваться по другой причине."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Продолжение следует."}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 0]}
Комментарии 23