04 янв 2023 · 10:21    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Есть в Риме место, до наших дней сохранившее не только невероятную фреску одного из величайших мастеров эпохи Возрождения, но и очень любопытное граффити. Речь идет о вилле Фарнезина – первой «облегченной» ренессансной вилле с открытой лоджией. Ее проект разработал прославленный архитектор и мастер иллюзорных росписей-обманок Бальдассаре Перуцци. А заказчиком виллы был Агостино Киджи, тот самый для кого Рафаэль создаст позднее усыпальницу в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, которую уже в наш век прославит на весь мир писатель Дэн Браун в книге «Ангелы и Демоны» и режиссер Рон Ховард в одноименном фильме."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Вилла Фарнезина. Фасад со стороны лоджии. Фото: Peter1936F / Wikimedia Commons", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Villa-Farnesina.jpg", "filesize": 456634, "height": 807, "pic_id": 345188, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/03/Villa-Farnesina.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вилла Фарнезина представляет собой небольшое двухэтажное здание П-образной формы с выходящей в сад лоджией в центре северного фасада. Потолок лоджии богато расписан фресками, что производит невероятное впечатление благодаря свету, который проникает сквозь большие арочные проемы и заполняет все пространство."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Лоджия виллы Фарнезина. Фото автора", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSC_0951 (2).jpg", "filesize": 3969194, "height": 3600, "pic_id": 345189, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/03/DSC_0951_2.jpeg", "width": 2400}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Лоджия виллы Фарнезина. Фото автора", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSC_0934-2.jpg", "filesize": 4063056, "height": 2400, "pic_id": 345190, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/03/DSC_0934-2.jpeg", "width": 3600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Главным же шедевром виллы несомненно является фреска «Триумф Галатеи», созданная Рафаэлем в 1511 году."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " В этой фреске художник переосмысляет античный сюжет, используя в качестве источника повествование о дочери Нерея из «Идиллий» Феокрита или «Метаморфоз» Овидия в пересказе Анджело Полициано, или Апулея."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Рафаэль Санти. Фреска \"Триумф Галатеи\". 1511. Вилла Фарнезина, Рим. Фото автора", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSC_0927.jpg", "filesize": 4394243, "height": 2400, "pic_id": 345196, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/03/DSC_0927.jpeg", "width": 3600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Рафаэль Санти. Фреска \"Триумф Галатеи\". 1511. Вилла Фарнезина, Рим. Фото автора", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSC_0928-2.jpg", "filesize": 3710831, "height": 2400, "pic_id": 345195, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/03/DSC_0928-2.jpeg", "width": 3600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На фреске мы видим апофеоз нифмы Галатеи, которая изображена на колеснице в виде раковины «морского гребешка», запряженной двумя дельфинами. Окружает ее праздничная процессия тритонов и нереид. В небе над Галатеей четыре амура – трое уже готовы метнуть в нее любовные стрелы, четвертый амур, к которому обращен ее взгляд, прячется за облаком, держа в руках пучок стрел, что согласно аллегориям Полициано, символизирует целомудрие платоновской любви."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Рафаэль Санти. Фреска \"Триумф Галатеи\". 1511", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Raphael's_Triumph_of_Galatea_02.jpg", "filesize": 989095, "height": 1163, "pic_id": 345201, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/03/Raphaels_Triumph_of_Galatea_02.jpeg", "width": 900}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Рафаэль Санти. Фреска \"Триумф Галатеи\". 1511", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Raphael's_Triumph_of_Galatea_022.jpg", "filesize": 107974, "height": 381, "pic_id": 345199, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/03/Raphaels_Triumph_of_Galatea_022.jpeg", "width": 679}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В ходе детального изучения фрески и их реставрации в середине XX века было установлено, что Рафаэль исполнил только лицо и фигуру Галатеи, а остальное поручил своему ученику Джулио Романо. Итальянские исследователи отмечают, что лицо Галатеи было написано Рафаэлем с его возлюбленной и музы Маргериты Лути, с которой он знакомится именно во время работы на вилле. Маргерита была дочерью булочника и приносила на виллу свежевыпеченный хлеб. Позднее именно с нее Рафаэль напишет "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Донну Велату» (1516), «Форнарину» (1518-1519) и свое легендарное произведение – «Сикстинскую Мадонну» (1512-1513)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Рафаэль Санти. Сикстинская мадонна. 1512-1513. Галерея старых мастеров, Дрезден", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "RAFAEL_-_Madonna_Sixtina_(Gemäldegalerie_Alter_Meister,_Dresden,_1513-14._Óleo_sobre_lienzo,_265_x_196_cm)FXD.jpg", "filesize": 1421503, "height": 2048, "pic_id": 345207, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/03/RAFAEL_-_Madonna_Sixtina_Gem%C3%A4ldegalerie_Alter_Meister_Dresden__nhOLjBv.jpeg", "width": 1494}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Рафаэль Санти. Донна Велата. 1516. Палаццо Питти, Флоренция", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "La_velada,_por_Rafael.jpg", "filesize": 1377564, "height": 1648, "pic_id": 345209, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/03/La_velada_por_Rafael_jfMOJe8.jpeg", "width": 1279}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Рафаэль Санти. Форнарина. 1518-1519. Палаццо Барберини, Рим", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "La_Fornarina,_por_Rafael.jpg", "filesize": 3215100, "height": 2720, "pic_id": 345211, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/03/La_Fornarina_por_Rafael_8VAn0lN.jpeg", "width": 1930}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фреска «Триумф Галатеи» воистину прекрасна и затмевает многое, что можно увидеть в интерьерах этой вилле. В том числе небольшую и почти незаметную надпись-граффити на стене «Зала перспектив», расписанного Бальдассаре Перуцци обманками, или так называемыми, тромплёи (от фран. trompe-l'œil – обман зрения) с нарисованными колоннами и виднеющимся за ним городским пейзажем Рима."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Зал перспектив с росписями Бальдассаре Перуцци. Фото автора", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSC_0967 (2).jpg", "filesize": 3788886, "height": 3494, "pic_id": 345214, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/03/DSC_0967_2.jpeg", "width": 2367}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эту надпись часто не замечают посетители (по крайней мере так было во время моего посещение виллы), но меня, как искусствоведа, привлекло послание, оставленное в 1528 году и, как оказалось, повествующее о самом мрачном времени в истории Рима и римской церкви."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Граффити на стене Зала перспектив. Фото автора", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSC_0965 (2).jpg", "filesize": 3035459, "height": 2400, "pic_id": 345219, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/03/DSC_0965_2.jpeg", "width": 3600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Почему бы мне, пишущему эти строки, не посмеяться? Ландскнехты обратили папу в бегство» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " – гласит граффити."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Годом ранее в 1527 году Рим оказался захвачен войсками Карла V и в течение года в городе не прекращались мародерства. Практически вся швейцарская гвардия была перебита на ступенях Собора Святого Петра, а сам папа Климент VII бежал по тайному ходу в Замок Святого Ангела, где и укрылся на время. Впоследствии, ему удалось покинуть заточение, выплатив огромный выкуп, кроме того он признал германо-испанское господство на Аппенинах и в дальнейшем поддерживал императора Карла V."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Зал перспектив с росписями Бальдассаре Перуцци. Фото автора", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSC_0969 (2).jpg", "filesize": 3982885, "height": 2400, "pic_id": 345225, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/03/DSC_0969_2.jpeg", "width": 3600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вилле Фарнезина, как и многим богатым дворцам и особнякам, не повезло. В тот год она была разграблена и обрела на одной из стен это глумливое граффити, которое, однако, в наши дни имеет важное историческое значение, как живое визуальное свидетельство переломной эпохи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Разграбление Рима опустило занавес над эпохой Возрождения. В обстановке сложившегося всеобщего кризиса искусство начало поиск нового языка выражения. Наступает период маньеризма, который воспринимается многими исследователями, как ранняя фаза следующего большого стиля в истории искусства – стиля барокко."}], "attributes": []}], "selectedRange": [3036, 3036]}
Комментарии 0