3
Шедевр Рафаэля и граффити конца эпохи Возрождения. Вилла Фарнезина в Риме | Паблико

Шедевр Рафаэля и граффити конца эпохи Возрождения. Вилла Фарнезина в Риме


04 янв 2023 · 10:21    

Есть в Риме место, до наших дней сохранившее не только невероятную фреску одного из величайших мастеров эпохи Возрождения, но и очень любопытное граффити. Речь идет о вилле Фарнезина – первой «облегченной» ренессансной вилле с открытой лоджией. Ее проект разработал прославленный архитектор и мастер иллюзорных росписей-обманок Бальдассаре Перуцци. А заказчиком виллы был Агостино Киджи, тот самый для кого Рафаэль создаст позднее усыпальницу в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, которую уже в наш век прославит на весь мир писатель Дэн Браун в книге «Ангелы и Демоны» и режиссер Рон Ховард в одноименном фильме.



Вилла Фарнезина. Фасад со стороны лоджии. Фото: Peter1936F / Wikimedia Commons


Вилла Фарнезина представляет собой небольшое двухэтажное здание П-образной формы с выходящей в сад лоджией в центре северного фасада. Потолок лоджии богато расписан фресками, что производит невероятное впечатление благодаря свету, который проникает сквозь большие арочные проемы и заполняет все пространство.



Лоджия виллы Фарнезина. Фото автора




Лоджия виллы Фарнезина. Фото автора


Главным же шедевром виллы несомненно является фреска «Триумф Галатеи», созданная Рафаэлем в 1511 году. В этой фреске художник переосмысляет античный сюжет, используя в качестве источника повествование о дочери Нерея из «Идиллий» Феокрита или «Метаморфоз» Овидия в пересказе Анджело Полициано, или Апулея.



Рафаэль Санти. Фреска "Триумф Галатеи". 1511. Вилла Фарнезина, Рим. Фото автора




Рафаэль Санти. Фреска "Триумф Галатеи". 1511. Вилла Фарнезина, Рим. Фото автора


На фреске мы видим апофеоз нифмы Галатеи, которая изображена на колеснице в виде раковины «морского гребешка», запряженной двумя дельфинами. Окружает ее праздничная процессия тритонов и нереид. В небе над Галатеей четыре амура – трое уже готовы метнуть в нее любовные стрелы, четвертый амур, к которому обращен ее взгляд, прячется за облаком, держа в руках пучок стрел, что согласно аллегориям Полициано, символизирует целомудрие платоновской любви.



Рафаэль Санти. Фреска "Триумф Галатеи". 1511




Рафаэль Санти. Фреска "Триумф Галатеи". 1511


В ходе детального изучения фрески и их реставрации в середине XX века было установлено, что Рафаэль исполнил только лицо и фигуру Галатеи, а остальное поручил своему ученику Джулио Романо. Итальянские исследователи отмечают, что лицо Галатеи было написано Рафаэлем с его возлюбленной и музы Маргериты Лути, с которой он знакомится именно во время работы на вилле. Маргерита была дочерью булочника и приносила на виллу свежевыпеченный хлеб. Позднее именно с нее Рафаэль напишет «Донну Велату» (1516), «Форнарину» (1518-1519) и свое легендарное произведение – «Сикстинскую Мадонну» (1512-1513).



Рафаэль Санти. Сикстинская мадонна. 1512-1513. Галерея старых мастеров, Дрезден




Рафаэль Санти. Донна Велата. 1516. Палаццо Питти, Флоренция




Рафаэль Санти. Форнарина. 1518-1519. Палаццо Барберини, Рим


Фреска «Триумф Галатеи» воистину прекрасна и затмевает многое, что можно увидеть в интерьерах этой вилле. В том числе небольшую и почти незаметную надпись-граффити на стене «Зала перспектив», расписанного Бальдассаре Перуцци обманками, или так называемыми, тромплёи (от фран. trompe-l'œil – обман зрения) с нарисованными колоннами и виднеющимся за ним городским пейзажем Рима.



Зал перспектив с росписями Бальдассаре Перуцци. Фото автора


Эту надпись часто не замечают посетители (по крайней мере так было во время моего посещение виллы), но меня, как искусствоведа, привлекло послание, оставленное в 1528 году и, как оказалось, повествующее о самом мрачном времени в истории Рима и римской церкви.



Граффити на стене Зала перспектив. Фото автора


«Почему бы мне, пишущему эти строки, не посмеяться? Ландскнехты обратили папу в бегство»  – гласит граффити.

Годом ранее в 1527 году Рим оказался захвачен войсками Карла V и в течение года в городе не прекращались мародерства. Практически вся швейцарская гвардия была перебита на ступенях Собора Святого Петра, а сам папа Климент VII бежал по тайному ходу в Замок Святого Ангела, где и укрылся на время. Впоследствии, ему удалось покинуть заточение, выплатив огромный выкуп, кроме того он признал германо-испанское господство на Аппенинах и в дальнейшем поддерживал императора Карла V.



Зал перспектив с росписями Бальдассаре Перуцци. Фото автора


Вилле Фарнезина, как и многим богатым дворцам и особнякам, не повезло. В тот год она была разграблена и обрела на одной из стен это глумливое граффити, которое, однако, в наши дни имеет важное историческое значение, как живое визуальное свидетельство переломной эпохи.

Разграбление Рима опустило занавес над эпохой Возрождения. В обстановке сложившегося всеобщего кризиса искусство начало поиск нового языка выражения. Наступает период маньеризма, который воспринимается многими исследователями, как ранняя фаза следующего большого стиля в истории искусства – стиля барокко.

Есть в Риме место, до наших дней сохранившее не только невероятную фреску одного из величайших мастеров эпохи Возрождения, но и очень любопытное граффити. Речь идет о вилле Фарнезина – первой «облегченной» ренессансной вилле с открытой лоджией. Ее проект разработал прославленный архитектор и мастер иллюзорных росписей-обманок Бальдассаре Перуцци. А заказчиком виллы был Агостино Киджи, тот самый для кого Рафаэль создаст позднее усыпальницу в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, которую уже в наш век прославит на весь мир писатель Дэн Браун в книге «Ангелы и Демоны» и режиссер Рон Ховард в одноименном фильме.



Вилла Фарнезина. Фасад со стороны лоджии. Фото: Peter1936F / Wikimedia Commons


Вилла Фарнезина представляет собой небольшое двухэтажное здание П-образной формы с выходящей в сад лоджией в центре северного фасада. Потолок лоджии богато расписан фресками, что производит невероятное впечатление благодаря свету, который проникает сквозь большие арочные проемы и заполняет все пространство.



Лоджия виллы Фарнезина. Фото автора




Лоджия виллы Фарнезина. Фото автора


Главным же шедевром виллы несомненно является фреска «Триумф Галатеи», созданная Рафаэлем в 1511 году. В этой фреске художник переосмысляет античный сюжет, используя в качестве источника повествование о дочери Нерея из «Идиллий» Феокрита или «Метаморфоз» Овидия в пересказе Анджело Полициано, или Апулея.



Рафаэль Санти. Фреска "Триумф Галатеи". 1511. Вилла Фарнезина, Рим. Фото автора




Рафаэль Санти. Фреска "Триумф Галатеи". 1511. Вилла Фарнезина, Рим. Фото автора


На фреске мы видим апофеоз нифмы Галатеи, которая изображена на колеснице в виде раковины «морского гребешка», запряженной двумя дельфинами. Окружает ее праздничная процессия тритонов и нереид. В небе над Галатеей четыре амура – трое уже готовы метнуть в нее любовные стрелы, четвертый амур, к которому обращен ее взгляд, прячется за облаком, держа в руках пучок стрел, что согласно аллегориям Полициано, символизирует целомудрие платоновской любви.



Рафаэль Санти. Фреска "Триумф Галатеи". 1511




Рафаэль Санти. Фреска "Триумф Галатеи". 1511


В ходе детального изучения фрески и их реставрации в середине XX века было установлено, что Рафаэль исполнил только лицо и фигуру Галатеи, а остальное поручил своему ученику Джулио Романо. Итальянские исследователи отмечают, что лицо Галатеи было написано Рафаэлем с его возлюбленной и музы Маргериты Лути, с которой он знакомится именно во время работы на вилле. Маргерита была дочерью булочника и приносила на виллу свежевыпеченный хлеб. Позднее именно с нее Рафаэль напишет «Донну Велату» (1516), «Форнарину» (1518-1519) и свое легендарное произведение – «Сикстинскую Мадонну» (1512-1513).



Рафаэль Санти. Сикстинская мадонна. 1512-1513. Галерея старых мастеров, Дрезден




Рафаэль Санти. Донна Велата. 1516. Палаццо Питти, Флоренция




Рафаэль Санти. Форнарина. 1518-1519. Палаццо Барберини, Рим


Фреска «Триумф Галатеи» воистину прекрасна и затмевает многое, что можно увидеть в интерьерах этой вилле. В том числе небольшую и почти незаметную надпись-граффити на стене «Зала перспектив», расписанного Бальдассаре Перуцци обманками, или так называемыми, тромплёи (от фран. trompe-l'œil – обман зрения) с нарисованными колоннами и виднеющимся за ним городским пейзажем Рима.



Зал перспектив с росписями Бальдассаре Перуцци. Фото автора


Эту надпись часто не замечают посетители (по крайней мере так было во время моего посещение виллы), но меня, как искусствоведа, привлекло послание, оставленное в 1528 году и, как оказалось, повествующее о самом мрачном времени в истории Рима и римской церкви.



Граффити на стене Зала перспектив. Фото автора


«Почему бы мне, пишущему эти строки, не посмеяться? Ландскнехты обратили папу в бегство»  – гласит граффити.

Годом ранее в 1527 году Рим оказался захвачен войсками Карла V и в течение года в городе не прекращались мародерства. Практически вся швейцарская гвардия была перебита на ступенях Собора Святого Петра, а сам папа Климент VII бежал по тайному ходу в Замок Святого Ангела, где и укрылся на время. Впоследствии, ему удалось покинуть заточение, выплатив огромный выкуп, кроме того он признал германо-испанское господство на Аппенинах и в дальнейшем поддерживал императора Карла V.



Зал перспектив с росписями Бальдассаре Перуцци. Фото автора


Вилле Фарнезина, как и многим богатым дворцам и особнякам, не повезло. В тот год она была разграблена и обрела на одной из стен это глумливое граффити, которое, однако, в наши дни имеет важное историческое значение, как живое визуальное свидетельство переломной эпохи.

Разграбление Рима опустило занавес над эпохой Возрождения. В обстановке сложившегося всеобщего кризиса искусство начало поиск нового языка выражения. Наступает период маньеризма, который воспринимается многими исследователями, как ранняя фаза следующего большого стиля в истории искусства – стиля барокко.

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ