29 дек 2022 · 11:10    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Русские сезоны» известны сегодня во всем мире в первую очередь балетами, но началось все не с балетов и не в 1909 году. А двумя годами раньше, когда Сергей Дягилев организовал в Париже "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Пять исторических русских концертов (1907)"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", на которых представил Парижу шедевры современной русской музыки. В этих концертах участвовали выдающиеся русские композиторы и певцы, прославленные дирижеры из трех стран (Россия, Франция, Венгрия) и были они так успешны, что парижская Гранд-Опера всерьез заинтересовалась русской оперой, и Дягилев начал готовить "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "второй «Русский сезон» 1908 года"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", на котором хотел представить два полноценных оперных спектакля."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дягилев планировал показать оперу Мусоргского "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Борис Годунов» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " на русском языке и "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Садко» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " на французском, но Николай Римский-Корсаков не согласился на купюры в «Садко» и Дягилев отменил ее постановку, сосредоточив все свое внимание на «Борисе». Его фрагменты в исполнении Федора Шаляпина уже успели покорить парижскую публику и теперь этот бриллиант русской оперной сцены должен был засиять во всю силу в будущей грандиозной постановке."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Александр Головин. Афиша оперы \"Борис Годунов\" в Париже в 1908 году. Музей Большого театра", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "3885269.jpg", "filesize": 161232, "height": 800, "pic_id": 334086, "url": "/files/article_image/2022/12/26/3885269.jpeg", "width": 471}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С Гранд-Опера было заключено соглашение, согласно которому дирекция бесплатно выделяла зал и оркестр на семь показов оперы, а взамен получала после окончания сезона все декорации и костюмы, чтобы сразу ввести «Бориса» в постоянный репертуар на французском языке. Контракт был исполнен всеми сторонами, но в Париже опера тогда так и не пошла. Дирекция театра продала в 1913 году постановку Метрополитен опере в Нью-Йорке, а они ее реализовали, причем с большим успехом. Так началась американская слава «Бориса Годунова»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но вернемся назад. Первое, что сделал Дягилев, начиная подготовку сезона – это убедил своего главного покровителя великого князя Владимира Александровича в том, что оперу необходимо оформить «наивозможно богаче», но при этом максимально сохранить историческую достоверность. Буквально «воссоздать подлинную Русь» времен Годунова."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В своих мемуарах Дягилев описал немало интересных подробностей организации оперы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Так, например, он пишет: «Для того, чтобы дать особый блеск костюмам, я снарядил ряд экспедиций в северные губернии России, а именно – в Архангельскую и Вологодскую, во главе этой экспедиции встал художник и, главное, большой знаток И. Я. Билибин. Он лично объехал целый ряд деревень и скупил у крестьян целый ряд старинных превосходных тканных сарафанов, вышивок, головных уборов и прочее, хранившихся у баб в этих губерниях. Он привез груду вещей и из них А. Я. Головин комбинировал костюмы. Вещи эти были настолько ценны и красивы, что я устроил по желанию великого князя Владимира Александровича из них выставку в Императорском Эрмитаже. Известная фирма [братьев] Сапожниковых в Москве ткала для нас особую парчу по указаниям Головина, словом – не было границ заботам и фантазии, которыми окружали эту постановку»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Иван Билибин. Эскизы костюмов к опере \"Борис Годунов\". 1908", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "468_26_6.jpg", "filesize": 287962, "height": 948, "pic_id": 334088, "url": "/files/article_image/2022/12/26/468_26_6.jpeg", "width": 607}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Иван Билибин. Эскизы костюмов к опере \"Борис Годунов\". 1908", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "468_26_7.jpg", "filesize": 258623, "height": 946, "pic_id": 334089, "url": "/files/article_image/2022/12/26/468_26_7.jpeg", "width": 605}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Иван Билибин. Эскизы костюмов к опере \"Борис Годунов\". 1908", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "468_26_8.jpg", "filesize": 296761, "height": 943, "pic_id": 334090, "url": "/files/article_image/2022/12/26/468_26_8.jpeg", "width": 620}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Любопытно, что экспедиция 1908 года есть только в воспоминаниях Дягилева и не находит подтверждения в других источниках, где сообщается, что последней экспедицией Ивана Билибина на север стала его поездка в те же самые губернии в 1904 году, по итогам которой он опубликовал эссе «Народное творчество Севера» в журнале «Мир искусства»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Иван Билибин. Обложка эссе \"Народное творчество Севера\" в журнале \"Мир искусства\". 1904", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "31528_mainfoto_03.jpg", "filesize": 153952, "height": 600, "pic_id": 334091, "url": "/files/article_image/2022/12/26/31528_mainfoto_03.jpeg", "width": 464}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кроме эссе, Билибин создал целую серию графических работ с архитектурными памятниками и образами женщин тех губерний, где он побывал."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Иван Билибин. Село Подужемье. Кемский уезд. Архангельская губерния. 1904", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "dSqbWPehF0w.jpg", "filesize": 276521, "height": 529, "pic_id": 334092, "url": "/files/article_image/2022/12/26/dSqbWPehF0w.jpeg", "width": 807}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Иван Билибин. Тотемский уезд. Вологодская губерния. 1904", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "ld7AQBHXgCo.jpg", "filesize": 228662, "height": 528, "pic_id": 334093, "url": "/files/article_image/2022/12/26/ld7AQBHXgCo.jpeg", "width": 807}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так или иначе, впечатления от ранних экспедиций Билибина нашли отражение в работе над костюмами к опере «Борис Годунов», их эскизы Билибин оформил их в том же стиле, что и графические работы 1904-1905 годов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Иван Билибин. Вологодская девушка в праздничном наряде. Рисунок для почтовой открытки. 1905", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "jtx5c0.jpg", "filesize": 391507, "height": 1143, "pic_id": 334094, "url": "/files/article_image/2022/12/26/jtx5c0.jpeg", "width": 736}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Иван Билибин. Замужняя женщина Олонецкой губернии Каргопольского уезда. Рисунок для почтовой открытки. 1905", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "235a14fd32851e848e05115dfc46f802.jpg", "filesize": 118154, "height": 799, "pic_id": 334095, "url": "/files/article_image/2022/12/26/235a14fd32851e848e05115dfc46f802.jpeg", "width": 505}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Костюм же самого Бориса Годунова создавал не Билибин, а Александр Головин. Правда его эскиз 1908 года мне пока обнаружить не удалось, но авторство Головина подтверждает обложка номера журнала LE THEATRE за июль 1908 года, посвященного парижской премьере оперы и еще одна фотография Шаляпина в костюме Бориса Годунова с тем же самым студийным задником."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Обложка журнала LE THEATRE. Июль 1908 года. Фото: Hprints.com", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "48102-boris-godounow-1908-moussorgsky-rimski-korsakov-serge-de-diaghilev-chaliapine-alexandre-benois-61fcb5264a11-hprints-com.jpg", "filesize": 85943, "height": 550, "pic_id": 334096, "url": "/files/article_image/2022/12/26/48102-boris-godounow-1908-moussorgsky-rimski-korsakov-serge-de_MaDrrcc.jpeg", "width": 392}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Федор Шаляпин в костюме Бориса Годунова. 1908", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1655573681_24-flomaster-club-p-boris-godunov-portret-krasivo-24.jpg", "filesize": 459234, "height": 1182, "pic_id": 334097, "url": "/files/article_image/2022/12/26/1655573681_24-flomaster-club-p-boris-godunov-portret-krasivo-24.jpeg", "width": 750}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сам костюм находится сегодня в собрании Музея Виктории и Альберта в Лондоне."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Александр Головин. Костюм Бориса Годунова к одноименной опере. 1908. Музей Виктории и Альберта", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "2006AC6880.jpg", "filesize": 570999, "height": 2500, "pic_id": 334098, "url": "/files/article_image/2022/12/26/2006AC6880.jpeg", "width": 1645}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Александр Головин. Фрагмент костюма Бориса Годунова к одноименной опере. 1908. Музей Виктории и Альберта", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "2006AC6874.jpg", "filesize": 1543434, "height": 2500, "pic_id": 334100, "url": "/files/article_image/2022/12/26/2006AC6874.jpeg", "width": 1663}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Парижский успех оперы побудил директора Императорских театров Теляковского воспроизвести дягилевскую постановку в 1911 году в Мариинском театре. По его заказу Головин повторил созданные для Дягилева декорации и костюмы, а режиссером оперы стал Всеволод Мейерхольд."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Александр Головин. Эскиз костюма Бориса Годунова к постановке оперы в Мариинском театре. 1910. СПбГМТМИ", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_2400.jpg", "filesize": 107711, "height": 800, "pic_id": 334108, "url": "/files/article_image/2022/12/26/scale_2400_LwSH780.jpeg", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Федор Шаляпин в костюме Бориса Годунова. Москва. 1913", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_2400 (1).jpg", "filesize": 157345, "height": 800, "pic_id": 334110, "url": "/files/article_image/2022/12/26/scale_2400_1_2oZlbEo.jpeg", "width": 514}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Федор Шаляпин в роли Бориса Годунова. 1911", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200.jpg", "filesize": 102475, "height": 722, "pic_id": 334112, "url": "/files/article_image/2022/12/26/scale_1200.jpeg", "width": 578}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Постановка не имела успеха, но благодаря ей мы сегодня имеем огромное количество хороших студийных фотографий Шаляпина в головинском костюме Бориса и его восхитительный портрет, созданный Головиным сразу же после одного из показов оперы в 1912 году. Художнику прекрасно удалось передать блеск драгоценных камней и мерцание тяжелой золотой парчи с помощью кусочков фольги, которые он приклеивал к живописной поверхности. Сегодня портрет находится в собрании Русского музея."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Александр Головин. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова. 1912. Русский музей", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Alexander_Golovin_-_Portrait_of_Fyodor_Chaliapin_in_the_Role_of_Boris_Godunov_-_Google_Art_Project.jpg", "filesize": 6378984, "height": 4806, "pic_id": 334115, "url": "/files/article_image/2022/12/26/Alexander_Golovin_-_Portrait_of_Fyodor_Chaliapin_in_the_Role_o_z2qyol8.jpeg", "width": 3098}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но вернемся к парижской премьере. Как уже было упомянуо выше, большинство декораций оперы создал Александр Головин, еще часть – Константин Юон."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Александр Головин. Эскиз декораций к опере \"Борис Годунов\". Париж. 1908. ГЦТМ", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "001_1.jpg", "filesize": 292141, "height": 905, "pic_id": 334116, "url": "/files/article_image/2022/12/26/001_1.jpeg", "width": 1100}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Александру Бенуа, как признанному знатоку европейской культуры, была поручена разработка декораций и костюмов польского акта."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Александр Бенуа. Эскизы декораций к опере \"Борис Годунов\". Париж. 1908", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "454750.jpg", "filesize": 127542, "height": 594, "pic_id": 334118, "url": "/files/article_image/2022/12/26/454750.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Царские регалии, троны, иконы, хоругви, интерьерную обстановку и др. делали по рисункам Дмитрия Стеллецкого. Некоторые сцены Дягилев обсуждал с выдающимся историком Никодимом Кондаковым, чтобы все было, как можно более достоверно. Кондаков же в свою очередь настолько загорелся постановкой, что разыскал в Новгороде аутентичную лампаду XV века, послужившую моделью для келейной лампады в опере."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В то же время Дягилев с Нувелем занялись изучением авторского клавира и партитуры 1896 года в редакции Римского-Корсакова. Дягилев выстроил собственную концепцию оперы, изменив акценты и усилив главное сопоставление исторической драмы – царь Борис и народ. Новую редакцию вновь сделал Римский-Корсаков, который согласно пожеланиям Дягилева, сочинил дополнения и оркестровал знаменитую ныне вставку с курантами, которой не было в прежних версиях, поставленных в Москве и Санкт-Петербурге. В письме Римскому-Корсакову Дягилев писал: «…сцену венчания на царство надо поставить так, чтобы французы рехнулись от её величия, значит, кроме декораций, надо установить на сцене не меньше 300 человек». Вот уж воистину колоссальный размах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для парижской премьеры Дягилев пригласил дирижёра Феликса Блуменфельда, хормейстера Ульриха Авранека, возглавлявшего московский хор Большого театра и режиссёра Александра Санина."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поставленные Саниным массовые сцены публика Гранд-Опера оценила очень высоко. Он и сам в них участвовал, преображаясь по ходу то в боярина, то в пристава. Смешивался с толпой и «руководил ею, поправляя позы и группы, незаметно давал сигнал для общих движений, подстрекая вялых и нерадивых…», как вспоминал Александр Бенуа."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Премьера оперы состоялась в Гранд-Опера 19 мая 1908 года и произвела настоящий фурор."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«После первой же картины публика начала радоваться. Сцена в келье с закулисным хором всех изумила. После сцены коронования уже начался триумф. Этой картины я почти не видел, потому что сам выпускал за сценой всю процессию статистов. В антракте машинисты были поражены успехом, и когда я во фраке и белых перчатках переносил заборы и устраивал скамейку, бросились мне помогать. В сцене у фонтана мне было отказано в воде для фонтана из-за пожарных соображений, так как, если бы, как мне объяснили, вспыхнул бы пожар, то вся вода должна была бы быть в распоряжении пожарников, а не для нужд сцены! Это, впрочем, не помешало успеху картины» – писал Дягилев."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но главной парижской сенсацией стал Федор Шаляпин. В «Борисе» он развернулся во всей своей потрясающей мощи и эта партия стала его лучшей во всем русском оперном репертуаре. «Он выявлял самую суть того, что пел, причём было ясно, что он и сам глубоко этим наслаждался» – писал после премьеры Александр Бенуа. А Дягилев отмечал: «Смерть Бориса убила всю залу. Когда появились схимники со свечами, и Борис сказал свои последние слова, обращённые к детям – судьба русской оперы за границей была обеспечена»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Федор Шаляпин. Открытка. До 1905 года", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20221025_114111.jpg", "filesize": 688980, "height": 2522, "pic_id": 334122, "url": "/files/article_image/2022/12/26/IMG_20221025_114111.jpeg", "width": 1587}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Шаляпин в свою очередь был искренне восхищён гением Мусоргского, что выразилось в его ярком и экспрессивном высказывании:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– У нас вот – Мусоргский! Так это…музыкант! Какое там, это всё человеческие чувства, пейзажи, климат… Стихия, словом. Тут весь народный эпос, могущественное, наше! А Дебюсси, это так себе, господинчик! У него всё на месте – и цилиндр, и лаковые башмачки, всё, как надо. Словом, не придерёшься! А у нас – Мусоргский! Понимаешь, Мусоргский! Пусть у него мурло, но на нём лежит печать гения. Он в незастёгнутой косоворотке, распоясан, на нём сапожищи, но ему нечего из себя господинчика строить. Он рукавом махнёт, и у него под ногами царства вырастают… Тут-то понимаешь и вся штучка, вся разница. На то – мы русские! Нам чуждо совершенство в посредственности <…> Русский гений неповторяем, и ежели мы за что берёмся, так уж в мировом масштабе!"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Французское правительство отметило выдающиеся заслуги Федора Шаляпина, присвоив ему звание кавалера ордена Почётного легиона, правда, как говорят, для этого ему пришлось на другом концерте спеть «Марсельезу» дуэтом с Сарой Бернар."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На премьере оперы в Париже не было покровителя Дягилева Великого князя Владимира Александровича. Дягилев в воспоминаниях пишет:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Только после того, что он был покрыт депешами из Парижа о триумфе «Бориса», он с великой княгиней [Марией Павловной] взял первый Nord Express и приехал, так сказать, прямо в театр. Он был искренне рад и горд, что идея, к которой он отнёсся (почти единственный) с таким доверием и дал ей возможность осуществиться, привела к столь исключительному результату. Он был в восторге от исполнителей и, собрав у себя в отеле «Continental» всех артистов, хористов и плотников, сказал им с искренностью: «Не мне и не Дягилеву ‘Борис’ обязан своим успехом, а вам всем – мы приготовили, а вы осуществили»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "2_6.jpg", "filesize": 177063, "height": 1000, "pic_id": 334126, "url": "/files/article_image/2022/12/26/2_6.jpeg", "width": 639}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это был истинный триумф Сергея Дягилева. Публику покорило историческое правдоподобие оперы и роскошное, но вместе с тем гармоничное оформление. А кроме того Дягилев подготовил зрителям чудесный подарок – богато оформленную программу с подробными описаниями и многочисленными иллюстрациями (дизайн обложки придумал Иван Билибин). Опыт Дягилева, как редактора журнала «Мир Искусства» пришелся здесь очень кстати и позволил создать роскошное сувенирное издание."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "борис годунов 1908.jpg", "filesize": 178797, "height": 932, "pic_id": 334127, "url": "/files/article_image/2022/12/26/%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%B2_1908.jpeg", "width": 725}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "[Boris_Godounov_drame_musical_de_[...]_btv1b8405791v (7).JPEG", "filesize": 285769, "height": 1020, "pic_id": 334130, "url": "/files/article_image/2022/12/26/Boris_Godounov_drame_musical_de_..._btv1b8405791v_7.jpeg", "width": 1520}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Борис Годунов» стал первой русской оперой, вошедшей в иностранный репертуар и перевернувшей взгляд иностранцев на русскую музыку. Ну а парижская публика после двух фантастических оперно-музыкальных «Русских сезонов» оказалась готова к тому, чтобы быть покоренной русским балетом, которому предстоит царствовать на европейских сценах в течение 20 следующих лет."}], "attributes": []}], "selectedRange": [10134, 10134]}
Комментарии 0