3
Наследие «Ballets Russes» в коллекции Гетти | Паблико

Наследие «Ballets Russes» в коллекции Гетти


12 ноя 2022 · 14:59    

Совсем недавно в Аукционном доме Christie's в Нью-Йорке прошла серия аукционов, на которых была продана потрясающая коллекция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства Гордона и Энн Гетти (в каталоге аукциона было свыше 1300 предметов).

Гордон и Энн Гетти известны в сфере культуры и искусства, как основатели благотворительного фонда, помогающего частным исследователям и институциям реализовывать различные реставрационные и исследовательские проекты. Ради этого фонда и был организован аукцион, так как все средства с продажи произведений будут направлены туда.

Я полистала каталог предметов и очень впечатлилась азиатской частью, которая составляет почти половину всей коллекции. А еще я была приятно удивлена тем, что Гордон и Энн являются большими поклонниками театра и особенно Русских сезонов Дягилева.

На аукцион выставлена коллекция театральных эскизов Леона Бакста, небольшая, но настолько разнообразная, что из нее можно было бы сделать хорошую камерную выставку, достаточно подробно раскрывающую театральную деятельность Бакста в рамках Русских сезонов Дягилева и не только. Срежди наиболее ранних предметов - три эскиза к балетам первых «Русских сезонов» Дягилева.

Костюм восточной танцовщицы, созданный Бакстом в 1910 году.



ATTRIBUTED TO LÉON BAKST (1866-1924) Costume design for an Oriental dancer with signature and date 'Bakst/1910' (lower right) pencil, watercolor and gouache, heightened with gold, on paper 13 5/8 x 9 7/8 in. (34.5 x 25 cm.) © CHRISTIE'S


Чарльз Спенсер ранее описал эту работу, как эскиз костюма для известной танцовщицы Иды Рубинштейн, исполнившей главную партию балете «Клеопатра» в Русском сезоне 1909 года.

Эфемерный образ Жар-Птицы для Тамары Карсавиной к одноименному балету.



LÉON BAKST (1866-1924) Costume design for Tamara Karsavina as 'L'Oiseau de Feu' signed, inscribed with production title and dated 'BAKST/1910' (lower left) pencil, watercolor and gouache, heightened with gold, on paper 13 3/4 x 8 5/8 in. (35 x 22 cm.) © CHRISTIE'S


Этот балет подарил Карсавиной лучшую партию в ее карьере, как она сама писала – это была роль «посланная небесами». Костюм Жар-птицы стал одним из двух, эскизы которых создал Бакст (второй для роли Красы Ненаглядной), хотя художником балета был Александр Головин.

Фокин в своих воспоминаниях пишет: «он (Головин) дал чудные костюмы для всех участвующих, не удались ему только два костюма – самой Жар-птицы и Ненаглядной Красы, которые были нарисованы поэтому Бакстом и оказались очень удачными».

Эскиз костюма Альмеи к балету «Шахеразада», одному из самых успешных дягилевских балетов.



LÉON BAKST (1866-1924) Costume design for 'Scheherazade': Almée signed and dated 'BAKST/1910' (lower right) pencil and watercolor, heightened with gold, on paper 14 3/4 x 8 3/8 in. (37.5 x 21.3 cm.) © CHRISTIE'S


Париж в дни премьеры балета «Шахеразада» в 1910 году был сведен с ума не только этой невиданной прежде восточной изысканностью, но и главными звездами балета – Идой Рубинштейн, исполнявшей партию Зобеиды и Вацлавом Нижинским в партии Золотого раба. Жорж Барбье впоследствии создал целую серию восхитительных иллюстраций, в которых запечатлел главным образом обольстительную Иду и чарующего Вацлава.



Vaslav Nijinsky & Ida Rubinstein in Schéhérazade, Paris, 1910. By George Barbier, 1913


Сам Бакст позднее подарил эскизный образ Зобеиды бельгийской актрисе театра и кино Джейн Марнак и этот эскиз тоже был выставлен на продажу.



LÉON BAKST (1866-1924) Costume design for Jane Marnac signed 'Bakst' (lower right) pencil, watercolor and gouache, heightened with silver, on paper 19 1/2 x 13 in. (49.5 x 33 cm.) © CHRISTIE'S


Джейн никогда не сотрудничала с антрепризой Дягилева, однако известно, что она присутствовала на премьере Русских сезонов в Париже в 1909 году, где возможно и познакомилась с Бакстом, и позднее он создал для нее столь особый портрет-эскиз в образе главной героини своего триумфального балета.

Балет стал вдохновением и для парижских модных дизайнеров. Бакст начинает работать с Полем Пуаре, Жанной Пакен и тут самое время обратить внимание на еще один эскиз из коллекции Анны и Гордона Гетти.



LÉON BAKST (1866-1924) Fantaisie sur un costume moderne, Dioné pencil, watercolor and gouache, heightened with silver, on paper 17 3/8 x 10 1/2 in. (44 x 26.7 cm.) Executed in 1922 © CHRISTIE'S


Это дизайн театрального платья из коллекции, созданной Бакстом для Жанны Пакен в 1912 году. Тот год открыл новую страницу в творческой биографии художника, Бакст стал востребованным модельером.



Paquin Camille Roger & Hellstern 1912 Theatre Costume Léon Bakst Paul Mera, 1912


В том же 1912 году Бакст вместе с Фокиным работает над еще одним ориентальный балетом «Синий Бог», который, однако, был гораздо менее успешен. Но представленный в коллекции Анны и Гордона Гетти эскиз костюма Баядерки очень ценен. Этот костюм создавался для Брониславы Нижинской. И история сохранила для нас фотографии Брониславы в этот костюме, сделанные на большой фотосессии, устроенной в Париже в дни премьеры.



LÉON BAKST (1866-1924) Costume design for 'Le Dieu Bleu': Bayadère signed and dated 'BAKST/1911' (lower left) and inscribed with production title and character (upper left) pencil, ink, watercolor and gouache, heightened with gold, on paper 12 1/8 x 9 in. (28.3 x 22.8 cm.) © CHRISTIE'S




Le Dieu bleu. Bronislava Nijinska (dans le rôle de la bayadère énivrée). Photographie de Waléry, Paris. 1912. The Bibliothèque nationale de France




Le Dieu bleu. Bronislava Nijinska (dans le rôle de la bayadère énivrée). Photographie de Waléry, Paris. 1912. The Bibliothèque nationale de France


Из 1912 мы переносимся в 1917 год и немного отходим от Русских сезонов. В тот год Бакст получил заказ Гранд-Опера на постановку оперы «Садко». Всю осень 1917 года он работает над эскизами костюмов и декораций, однако премьера так и не состоялась, но дирекция Оперы полностью расплатилась с Бакстом за работу. Эскизы костюмов к «Садко» составили целую графическую серию, которая в 1920-е годы выставлялась на нескольких выставках Бакста, а позднее разошлась по частным коллекциям.



LÉON BAKST (1866-1924) Costume design for 'Sadko': Man with embroidered shirt and red boots signed 'bakst' (lower left) pencil and gouache, heightened with silver, on paper 19 x 12 7/8 in. (48.3 x 32.8 cm.) Executed circa 1917 © CHRISTIE'S




LÉON BAKST (1866-1924) Costume design for 'Sadko': Indian guest signed and dated 'Bakst/1917' (lower right) pencil and watercolor, heightened with gold, on paper 19 x 12 3/4 in. (48.2 x 32.4 cm.) © CHRISTIE'S


И последний эскиз Бакста, о котором я расскажу – это эскиз к балету «Спящая красавица» , представленному публике дягилевской антрепризой в 1921 году. Дягилев тогда решил показать Европе образец той старой петербургской школы, которая сформировала фундамент его труппы. Декоратором и автором костюмов стал Леон Бакст. Это была его последняя совместная работа с Дягилевым. Хореографию балета ставили Николай Сергеев и Бронислава Нижинская. Несмотря на очень теплый прием и более 100 представлений, балет не сумел возместить расходов, и Дягилев оказался на грани разорения. А все его дорогостоящие костюмы и декорации спектакля были конфискованы в счёт уплаты долгов.



LÉON BAKST (1866-1924) Costume design for 'La Belle au bois dormant': Dame d’honneur avec le page portant le train signed 'Bakst' (lower right) and inscribed with production notes overall pencil, ink, watercolor and gouache, heightened with silver, on paper 11 1/2 x 17 1/2 in. (29.2 x 44.5 cm.) © CHRISTIE'S


Кроме эскизов Бакста на аукционе за $2 700 000 (при эстимейте $1 000 000 – 1 500 000) был продан восхитительнейший портрет Вацлава Нижинского работы Жака-Эмиля Бланша. Бланш был одним из первых художников, писавших танцовщиков «Ballets Russes» и был настолько ярым поклонником, что Дягилев почтительно называл его «Крестным Русских сезонов», а кроме того обеспечил художнику специальный доступ на любые репетиции и выступления.



Jacques-Émile Blanche (French, 1861-1942) Vaslav Nijinsky in 'Danse Siamoise' signed 'J. E. Blanche' (lower right) oil on canvas 87 x 47 5/8 in. (221 x 121 cm.) Painted circa 1911 © CHRISTIE'S


Портрет Нижинского в Сиамском танце был написан во время вторых «Русских сезонов» в 1910 году. Тогда Бланш пригласил трех главных дягилевских этуалей Вацлава Нижинского, Тамару Карсавину и Иду Рубинштейн в свой дом для создания портретов. Карсавина позировала в костюме Жар-птицы (эта партия считалась лучшей в ее карьере), Ида Рубинштейн – в костюме Шехеразады, а Нижинский – в костюме для сиамского танца из балета «Ориенталии».



Тамара Карсавина в партии Жар-птицы из одноименного балета. 1910-е годы




Жак-Эмиль Бланш. Портрет Тамары Карсавиной в костюме Жар-птицы. 1910-1911




Юджин Дрюэ. Ида Рубинштейн в костюме Шехеразады в гостиной Жака-Эмиля Бланша. 1910




Юджин Дрюэ. Ида Рубинштейн в костюме Шехеразады в гостиной Жака-Эмиля Бланша. 1910




Жак-Эмиль Бланш. Портрет Иды Рубинштейн в костюме Шехеразады. 1910-1911


Сначала Бланш попросил Нижинского позировать в саду, и тогда фотограф Юджин Дрюэ сделал серию снимков танцовщика в движении, поскольку того не удалось убедить позировать неподвижно. Первый снимок в серии можно назвать поистине уникальным - он запечатлел один из тех невероятных прыжков, которыми и прославился танцовщик.



Eugène Druet (French, Paris 1867–1916 Paris) Nijinsky in "Danse siamoise" from the "Orientales". 1910. Gelatin silver print. 20.3 x 14.6 cm (8 x 5 3/4 in.) © The Metropolitan Museum of Art




Юджин Дрюэ. Фотография Вацлава Нижинского в костюме для сиамского танца из балета Ориенталии в саду художника Жака-Эмиля Бланша. 1910




Юджин Дрюэ. Фотография Вацлава Нижинского в костюме для сиамского танца из балета Ориенталии в саду художника Жака-Эмиля Бланша. 1910


Кроме фотографий в саду были сделаны фото в роскошной гостиной Бланша, обставленной в восточном стиле, которая в итоге и стала фоном для портрета сказочного сиамского божества, поразившего всех присутствующих в тот день у Бланша, стоило Нижинскому лишь облачиться в наряд и начать двигаться среди цветов и бабочек.



Юджин Дрюэ. Фотография Вацлава Нижинского в костюме для сиамского танца из балета Ориенталии в гостиной Жака-Эмиля Бланша. 1910




Jacques-Émile Blanche (French, 1861-1942) Vaslav Nijinsky in 'Danse Siamoise'. Detail. Painted circa 1911 © CHRISTIE'S



Совсем недавно в Аукционном доме Christie's в Нью-Йорке прошла серия аукционов, на которых была продана потрясающая коллекция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства Гордона и Энн Гетти (в каталоге аукциона было свыше 1300 предметов).

Гордон и Энн Гетти известны в сфере культуры и искусства, как основатели благотворительного фонда, помогающего частным исследователям и институциям реализовывать различные реставрационные и исследовательские проекты. Ради этого фонда и был организован аукцион, так как все средства с продажи произведений будут направлены туда.

Я полистала каталог предметов и очень впечатлилась азиатской частью, которая составляет почти половину всей коллекции. А еще я была приятно удивлена тем, что Гордон и Энн являются большими поклонниками театра и особенно Русских сезонов Дягилева.

На аукцион выставлена коллекция театральных эскизов Леона Бакста, небольшая, но настолько разнообразная, что из нее можно было бы сделать хорошую камерную выставку, достаточно подробно раскрывающую театральную деятельность Бакста в рамках Русских сезонов Дягилева и не только. Срежди наиболее ранних предметов - три эскиза к балетам первых «Русских сезонов» Дягилева.

Костюм восточной танцовщицы, созданный Бакстом в 1910 году.



ATTRIBUTED TO LÉON BAKST (1866-1924) Costume design for an Oriental dancer with signature and date 'Bakst/1910' (lower right) pencil, watercolor and gouache, heightened with gold, on paper 13 5/8 x 9 7/8 in. (34.5 x 25 cm.) © CHRISTIE'S


Чарльз Спенсер ранее описал эту работу, как эскиз костюма для известной танцовщицы Иды Рубинштейн, исполнившей главную партию балете «Клеопатра» в Русском сезоне 1909 года.

Эфемерный образ Жар-Птицы для Тамары Карсавиной к одноименному балету.



LÉON BAKST (1866-1924) Costume design for Tamara Karsavina as 'L'Oiseau de Feu' signed, inscribed with production title and dated 'BAKST/1910' (lower left) pencil, watercolor and gouache, heightened with gold, on paper 13 3/4 x 8 5/8 in. (35 x 22 cm.) © CHRISTIE'S


Этот балет подарил Карсавиной лучшую партию в ее карьере, как она сама писала – это была роль «посланная небесами». Костюм Жар-птицы стал одним из двух, эскизы которых создал Бакст (второй для роли Красы Ненаглядной), хотя художником балета был Александр Головин.

Фокин в своих воспоминаниях пишет: «он (Головин) дал чудные костюмы для всех участвующих, не удались ему только два костюма – самой Жар-птицы и Ненаглядной Красы, которые были нарисованы поэтому Бакстом и оказались очень удачными».

Эскиз костюма Альмеи к балету «Шахеразада», одному из самых успешных дягилевских балетов.



LÉON BAKST (1866-1924) Costume design for 'Scheherazade': Almée signed and dated 'BAKST/1910' (lower right) pencil and watercolor, heightened with gold, on paper 14 3/4 x 8 3/8 in. (37.5 x 21.3 cm.) © CHRISTIE'S


Париж в дни премьеры балета «Шахеразада» в 1910 году был сведен с ума не только этой невиданной прежде восточной изысканностью, но и главными звездами балета – Идой Рубинштейн, исполнявшей партию Зобеиды и Вацлавом Нижинским в партии Золотого раба. Жорж Барбье впоследствии создал целую серию восхитительных иллюстраций, в которых запечатлел главным образом обольстительную Иду и чарующего Вацлава.



Vaslav Nijinsky & Ida Rubinstein in Schéhérazade, Paris, 1910. By George Barbier, 1913


Сам Бакст позднее подарил эскизный образ Зобеиды бельгийской актрисе театра и кино Джейн Марнак и этот эскиз тоже был выставлен на продажу.



LÉON BAKST (1866-1924) Costume design for Jane Marnac signed 'Bakst' (lower right) pencil, watercolor and gouache, heightened with silver, on paper 19 1/2 x 13 in. (49.5 x 33 cm.) © CHRISTIE'S


Джейн никогда не сотрудничала с антрепризой Дягилева, однако известно, что она присутствовала на премьере Русских сезонов в Париже в 1909 году, где возможно и познакомилась с Бакстом, и позднее он создал для нее столь особый портрет-эскиз в образе главной героини своего триумфального балета.

Балет стал вдохновением и для парижских модных дизайнеров. Бакст начинает работать с Полем Пуаре, Жанной Пакен и тут самое время обратить внимание на еще один эскиз из коллекции Анны и Гордона Гетти.



LÉON BAKST (1866-1924) Fantaisie sur un costume moderne, Dioné pencil, watercolor and gouache, heightened with silver, on paper 17 3/8 x 10 1/2 in. (44 x 26.7 cm.) Executed in 1922 © CHRISTIE'S


Это дизайн театрального платья из коллекции, созданной Бакстом для Жанны Пакен в 1912 году. Тот год открыл новую страницу в творческой биографии художника, Бакст стал востребованным модельером.



Paquin Camille Roger & Hellstern 1912 Theatre Costume Léon Bakst Paul Mera, 1912


В том же 1912 году Бакст вместе с Фокиным работает над еще одним ориентальный балетом «Синий Бог», который, однако, был гораздо менее успешен. Но представленный в коллекции Анны и Гордона Гетти эскиз костюма Баядерки очень ценен. Этот костюм создавался для Брониславы Нижинской. И история сохранила для нас фотографии Брониславы в этот костюме, сделанные на большой фотосессии, устроенной в Париже в дни премьеры.



LÉON BAKST (1866-1924) Costume design for 'Le Dieu Bleu': Bayadère signed and dated 'BAKST/1911' (lower left) and inscribed with production title and character (upper left) pencil, ink, watercolor and gouache, heightened with gold, on paper 12 1/8 x 9 in. (28.3 x 22.8 cm.) © CHRISTIE'S




Le Dieu bleu. Bronislava Nijinska (dans le rôle de la bayadère énivrée). Photographie de Waléry, Paris. 1912. The Bibliothèque nationale de France




Le Dieu bleu. Bronislava Nijinska (dans le rôle de la bayadère énivrée). Photographie de Waléry, Paris. 1912. The Bibliothèque nationale de France


Из 1912 мы переносимся в 1917 год и немного отходим от Русских сезонов. В тот год Бакст получил заказ Гранд-Опера на постановку оперы «Садко». Всю осень 1917 года он работает над эскизами костюмов и декораций, однако премьера так и не состоялась, но дирекция Оперы полностью расплатилась с Бакстом за работу. Эскизы костюмов к «Садко» составили целую графическую серию, которая в 1920-е годы выставлялась на нескольких выставках Бакста, а позднее разошлась по частным коллекциям.



LÉON BAKST (1866-1924) Costume design for 'Sadko': Man with embroidered shirt and red boots signed 'bakst' (lower left) pencil and gouache, heightened with silver, on paper 19 x 12 7/8 in. (48.3 x 32.8 cm.) Executed circa 1917 © CHRISTIE'S




LÉON BAKST (1866-1924) Costume design for 'Sadko': Indian guest signed and dated 'Bakst/1917' (lower right) pencil and watercolor, heightened with gold, on paper 19 x 12 3/4 in. (48.2 x 32.4 cm.) © CHRISTIE'S


И последний эскиз Бакста, о котором я расскажу – это эскиз к балету «Спящая красавица» , представленному публике дягилевской антрепризой в 1921 году. Дягилев тогда решил показать Европе образец той старой петербургской школы, которая сформировала фундамент его труппы. Декоратором и автором костюмов стал Леон Бакст. Это была его последняя совместная работа с Дягилевым. Хореографию балета ставили Николай Сергеев и Бронислава Нижинская. Несмотря на очень теплый прием и более 100 представлений, балет не сумел возместить расходов, и Дягилев оказался на грани разорения. А все его дорогостоящие костюмы и декорации спектакля были конфискованы в счёт уплаты долгов.



LÉON BAKST (1866-1924) Costume design for 'La Belle au bois dormant': Dame d’honneur avec le page portant le train signed 'Bakst' (lower right) and inscribed with production notes overall pencil, ink, watercolor and gouache, heightened with silver, on paper 11 1/2 x 17 1/2 in. (29.2 x 44.5 cm.) © CHRISTIE'S


Кроме эскизов Бакста на аукционе за $2 700 000 (при эстимейте $1 000 000 – 1 500 000) был продан восхитительнейший портрет Вацлава Нижинского работы Жака-Эмиля Бланша. Бланш был одним из первых художников, писавших танцовщиков «Ballets Russes» и был настолько ярым поклонником, что Дягилев почтительно называл его «Крестным Русских сезонов», а кроме того обеспечил художнику специальный доступ на любые репетиции и выступления.



Jacques-Émile Blanche (French, 1861-1942) Vaslav Nijinsky in 'Danse Siamoise' signed 'J. E. Blanche' (lower right) oil on canvas 87 x 47 5/8 in. (221 x 121 cm.) Painted circa 1911 © CHRISTIE'S


Портрет Нижинского в Сиамском танце был написан во время вторых «Русских сезонов» в 1910 году. Тогда Бланш пригласил трех главных дягилевских этуалей Вацлава Нижинского, Тамару Карсавину и Иду Рубинштейн в свой дом для создания портретов. Карсавина позировала в костюме Жар-птицы (эта партия считалась лучшей в ее карьере), Ида Рубинштейн – в костюме Шехеразады, а Нижинский – в костюме для сиамского танца из балета «Ориенталии».



Тамара Карсавина в партии Жар-птицы из одноименного балета. 1910-е годы




Жак-Эмиль Бланш. Портрет Тамары Карсавиной в костюме Жар-птицы. 1910-1911




Юджин Дрюэ. Ида Рубинштейн в костюме Шехеразады в гостиной Жака-Эмиля Бланша. 1910




Юджин Дрюэ. Ида Рубинштейн в костюме Шехеразады в гостиной Жака-Эмиля Бланша. 1910




Жак-Эмиль Бланш. Портрет Иды Рубинштейн в костюме Шехеразады. 1910-1911


Сначала Бланш попросил Нижинского позировать в саду, и тогда фотограф Юджин Дрюэ сделал серию снимков танцовщика в движении, поскольку того не удалось убедить позировать неподвижно. Первый снимок в серии можно назвать поистине уникальным - он запечатлел один из тех невероятных прыжков, которыми и прославился танцовщик.



Eugène Druet (French, Paris 1867–1916 Paris) Nijinsky in "Danse siamoise" from the "Orientales". 1910. Gelatin silver print. 20.3 x 14.6 cm (8 x 5 3/4 in.) © The Metropolitan Museum of Art




Юджин Дрюэ. Фотография Вацлава Нижинского в костюме для сиамского танца из балета Ориенталии в саду художника Жака-Эмиля Бланша. 1910




Юджин Дрюэ. Фотография Вацлава Нижинского в костюме для сиамского танца из балета Ориенталии в саду художника Жака-Эмиля Бланша. 1910


Кроме фотографий в саду были сделаны фото в роскошной гостиной Бланша, обставленной в восточном стиле, которая в итоге и стала фоном для портрета сказочного сиамского божества, поразившего всех присутствующих в тот день у Бланша, стоило Нижинскому лишь облачиться в наряд и начать двигаться среди цветов и бабочек.



Юджин Дрюэ. Фотография Вацлава Нижинского в костюме для сиамского танца из балета Ориенталии в гостиной Жака-Эмиля Бланша. 1910




Jacques-Émile Blanche (French, 1861-1942) Vaslav Nijinsky in 'Danse Siamoise'. Detail. Painted circa 1911 © CHRISTIE'S



Читайте также

Комментарии 2

Войдите для комментирования
■ Стужа 12 ноя 2022 в 15:15
Интересно пишите. Давайте дружить каналами. Я уже подписалась.
Спасибо! Друзья всегда рада.
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ