ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЛАТЬЕ. От нарядов прерафаэлитов к моде на чайные платья. Часть 2
28 дек 2022 · 11:03
Во вчерашней статье мы познакомились с историей возникновения эстетического платья в середине XIX века. Сегодня поговорим о том, что же было дальше и как эти платья завоевывали внимание модниц своей эпохи.
Негативное отношение светских дам к «эстетическим платьям» начало меняться в 1870-е годы, когда параллельно возникает целый ряд модных тенденций, которые в итоге окончательно ввели эти платья в гардероб светских дам.
Одной из таких тенденций были «воскресные студии», «домашние салоны» и музыкальные вечера, на которых присутствовали помимо художников и их окружения, представители интеллигенции. Светские дамы, по примеру артисток и моделей все чаще наряжались в эстетические платья и вскоре грань между тем, что было приемлемо носить, а что нет начала стираться. А в начале следующего десятилетия, если судить по картине Фрайта «Закрытый просмотр в Академии художеств в 1881 году» , дамы уже свободно позволяли себе выходить в свет в эстетических платьях.
William Powell Frith. A Private View at the Royal Academy, 1881. 1883. Pope Family Trust Private Collection
Dress. 1892-1895. Victoria and Albert Museum
Dress. 1893-1894. Victoria and Albert Museum
Тогда же в 1870-е возникает феномен чайного платья и именно в этом качестве «эстетическому платью» предстоит наиболее активно развиваться в последующие десятилетия.
Начало таким платьям дал, как считают исследователи, Джеймс Уистлер. В начале 1870-х годов он создает такое платье для Фрэнсис Лейланд и изображает ее в нем в картине «Симфония телесного и розового».
James McNeill Whistler. Symphony in Flesh Colour and Pink. Portrait of Mrs Frances Leyland. 1871-1874. The Frick Collection
Возможно именно тогда произошло слияние понятий эстетического и чайного платья, так как многие исследователи отмечают, что дамы в те годы стали наряжаться в эстетические платья к пятичасовому чаю, другие же носили их в самое «расслабленное» время для между обеденным платьем и вечерним нарядом, когда они находились в обществе родных или принимали самых близких друзей. Так, «эстетическое платье» хоть и вошло в повседневный гардероб, но все же подчинилось этикету и стало приватным нарядом, не предназначенным для выхода в свет.
Тогда же в 1870-е обозначилось изменение силуэта эстетических платьев, что было продиктовано модой и тоже впервые было воплощено именно Уислером. Эстетические, они же чайные, платья получают новую знаковую черту — стилизованную складку Ватто на спинке, которая прежде вошла в официальную моду.
Tea gown. 1880s. Metropolitan Museum of Art
Tea gown. 1880s. Metropolitan Museum of Art
В остальном эстетические платья продолжали следовать главным правилам, сформулированным «Эстетическим Движением» – натуральные мягкие ткани, свободный силуэт, не требующий ношения корсета, лаконичный декор состоящий складок-буффов или флоральных мотивов (цветы или иные органические формы), выполненных в художественной вышивке.
At-Home gown. 1887-1889. FIDM Museum & Galleries
Tea gown. 1898–1901. Metropolitan Museum of Art
Цвета тканей обычно натуральных приглушенных оттенков – от светлых пастельных до темных природных тонов коричневого, терракотового, рыжевато-красного, кобальтового или синего индиго, шалфейного или зеленого мха. «Эстетическое Движение» выступало против использования новых анилиновых красителей, изобретенных Уильямом Перкиным в 1856 году и к 1880-м годам почти полностью вытеснивших органические. Однако благодаря упорству Уильяма Морриса было организовано небольшое производство тканей по старым методам, которые использовались в дизайне и для пошива «эстетических платьев».
Tea gown. Late 1890s. The John Bright Collection
В середине 1870-х годов интерес к «Эстетическому Движению» проявляет лондонский торговец Артур Ласенби Либерти. Либерти был большим энтузиастом всего восточного и в 1875 году он открыл свой магазинчик на Риджент-стрит, где продавались импортные мягкие шелка и иные восточные ткани, которые привлекали внимание волшебной игрой света на неровностях нитей и часто были изготовлены вручную, в отличие от жестких европейских тканей того времени.
В конце 1870-х Либерти решил расширить ассортимент и основал Отдел художественного платья, руководителем которого назначил Эдварда Уильяма Годвина – еще одного последователя «Эстетического Движения», который и ввел в продажу платья новомодного силуэта. К тому моменту эстетические платья воспринимались дамами высшего света, как пикантная забава, а потому успех нового предприятия Либерти и Годвина был предсказуем. В 1880-х Liberty & Co начали выпускать каталоги готовых чайных платьев, в которых дамы могли выбрать наряд из предложенных магазином моделей.
1. Dress. 1890-1905. Liberty & Co. Augusta Auctions. 2. Dress. 1890s. Liberty & Co. Metropolitan Museum of Art
Dress. 1890s. Liberty & Co. Metropolitan Museum of Art
Dress. 1891. Liberty & Co. Metropolitan Museum of Art
С началом эпохи модерна «Эстетическое Движение» вымирает, будучи вытесненным пришедшим на смену историзму последним большим стилем модерном, который базировался по сути на тех же самых принципах.
Tea gown. 1894. House of Worth. Metropolitan Museum of Art
Tea gown. 1895-1900. Victoria and Albert Museum
Dress. 1905. Forma. Victoria and Albert Museum
Чайные платья в начале XX век еще продолжают сохранять свою популярность, однако эстетический силуэт наконец выходит за пределы приватных встреч, и с 1905 года, вслед за революционным изменением корсета многие обеденные, вечерние и даже бальные платья в стиле модерн получают свободный силуэт.
Evening dress. 1905. Metropolitan Museum of Art
Начавшись как революционный протест против громоздких платьев и жестких корсетов, «эстетическая мода» в итоге так глубоко проникла в жизнь светского общества, что достаточно быстро казавшиеся прежде недопустимыми силуэты становятся привычными и в какой-то степени даже модными.
То, что создавалось для узкого круга приближенных к «Братству прерафаэлитов» людей – жен, дочерей, моделей, всколыхнуло женское общество конца XIX века и привело сначала к появлению чайного платья, и затем к силуэтам эпохи модерн во многом заимствованным у эстетов.
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во вчерашней статье мы познакомились с историей возникновения эстетического платья в середине XIX века. Сегодня поговорим о том, что же было дальше и как эти платья завоевывали внимание модниц своей эпохи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Негативное отношение светских дам к «эстетическим платьям» начало меняться в 1870-е годы, когда параллельно возникает целый ряд модных тенденций, которые в итоге окончательно ввели эти платья в гардероб светских дам."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Одной из таких тенденций были «воскресные студии», «домашние салоны» и музыкальные вечера, на которых присутствовали помимо художников и их окружения, представители интеллигенции. Светские дамы, по примеру артисток и моделей все чаще наряжались в эстетические платья и вскоре грань между тем, что было приемлемо носить, а что нет начала стираться. А в начале следующего десятилетия, если судить "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "по картине Фрайта «Закрытый просмотр в Академии художеств в 1881 году» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", дамы уже свободно позволяли себе выходить в свет в эстетических платьях."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "William Powell Frith. A Private View at the Royal Academy, 1881. 1883. Pope Family Trust Private Collection", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "05_1883 Frith_A_Private_View.jpg", "filesize": 379285, "height": 1155, "pic_id": 334059, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/26/05_1883_Frith_A_Private_View.jpeg", "width": 2200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Dress. 1892-1895. Victoria and Albert Museum", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "06_1892-95.jpg", "filesize": 398132, "height": 854, "pic_id": 334060, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/26/06_1892-95.jpeg", "width": 1454}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Dress. 1893-1894. Victoria and Albert Museum", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "07_1895.jpg", "filesize": 601244, "height": 1232, "pic_id": 334061, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/26/07_1895.jpeg", "width": 1984}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Тогда же в 1870-е возникает феномен чайного платья и именно в этом качестве «эстетическому платью» предстоит наиболее активно развиваться в последующие десятилетия."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Начало таким платьям дал, как считают исследователи, Джеймс Уистлер. В начале 1870-х годов он создает такое платье для Фрэнсис Лейланд и изображает ее в нем в картине «Симфония телесного и розового»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "James McNeill Whistler. Symphony in Flesh Colour and Pink. Portrait of Mrs Frances Leyland. 1871-1874. The Frick Collection", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "284510.jpg", "filesize": 476794, "height": 1944, "pic_id": 334062, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/26/284510.jpeg", "width": 994}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Возможно именно тогда произошло слияние понятий эстетического и чайного платья, так как многие исследователи отмечают, что дамы в те годы стали наряжаться в эстетические платья к пятичасовому чаю, другие же носили их в самое «расслабленное» время для между обеденным платьем и вечерним нарядом, когда они находились в обществе родных или принимали самых близких друзей. Так, «эстетическое платье» хоть и вошло в повседневный гардероб, но все же подчинилось этикету и стало приватным нарядом, не предназначенным для выхода в свет."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тогда же в 1870-е обозначилось изменение силуэта эстетических платьев, что было продиктовано модой и тоже впервые было воплощено именно Уислером. Эстетические, они же чайные, платья получают новую знаковую черту — стилизованную складку Ватто на спинке, которая прежде вошла в официальную моду."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Tea gown. 1880s. Metropolitan Museum of Art", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "CI46.63_F.jpg", "filesize": 845378, "height": 3595, "pic_id": 334063, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/26/CI46.63_F.jpeg", "width": 2185}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Tea gown. 1880s. Metropolitan Museum of Art", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "09_1880.jpg", "filesize": 265263, "height": 1187, "pic_id": 334064, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/26/09_1880.jpeg", "width": 807}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В остальном эстетические платья продолжали следовать главным правилам, сформулированным «Эстетическим Движением» – натуральные мягкие ткани, свободный силуэт, не требующий ношения корсета, лаконичный декор состоящий складок-буффов или флоральных мотивов (цветы или иные органические формы), выполненных в художественной вышивке."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "At-Home gown. 1887-1889. FIDM Museum & Galleries", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "11_1887-89.jpg", "filesize": 125135, "height": 1233, "pic_id": 334065, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/26/11_1887-89.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Tea gown. 1898–1901. Metropolitan Museum of Art", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "12_1898-1901.jpg", "filesize": 169410, "height": 1199, "pic_id": 334066, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/26/12_1898-1901.jpeg", "width": 710}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Цвета тканей обычно натуральных приглушенных оттенков – от светлых пастельных до темных природных тонов коричневого, терракотового, рыжевато-красного, кобальтового или синего индиго, шалфейного или зеленого мха. «Эстетическое Движение» выступало против использования новых анилиновых красителей, изобретенных Уильямом Перкиным в 1856 году и к 1880-м годам почти полностью вытеснивших органические. Однако благодаря упорству Уильяма Морриса было организовано небольшое производство тканей по старым методам, которые использовались в дизайне и для пошива «эстетических платьев»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Tea gown. Late 1890s. The John Bright Collection", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "13_1890_Tea-gown-late--9-1000x1500.jpg", "filesize": 216131, "height": 1500, "pic_id": 334067, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/26/13_1890_Tea-gown-late--9-1000x1500.jpeg", "width": 1000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В середине 1870-х годов интерес к «Эстетическому Движению» проявляет лондонский торговец "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Артур Ласенби Либерти"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Либерти был большим энтузиастом всего восточного и в 1875 году он открыл свой магазинчик на Риджент-стрит, где продавались импортные мягкие шелка и иные восточные ткани, которые привлекали внимание волшебной игрой света на неровностях нитей и часто были изготовлены вручную, в отличие от жестких европейских тканей того времени."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В конце 1870-х Либерти решил расширить ассортимент и основал Отдел художественного платья, руководителем которого назначил "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Эдварда Уильяма Годвина"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " – еще одного последователя «Эстетического Движения», который и ввел в продажу платья новомодного силуэта. К тому моменту эстетические платья воспринимались дамами высшего света, как пикантная забава, а потому успех нового предприятия Либерти и Годвина был предсказуем. В 1880-х Liberty & Co начали выпускать каталоги готовых чайных платьев, в которых дамы могли выбрать наряд из предложенных магазином моделей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "1. Dress. 1890-1905. Liberty & Co. Augusta Auctions. 2. Dress. 1890s. Liberty & Co. Metropolitan Museum of Art", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "08_1890.jpg", "filesize": 316493, "height": 1241, "pic_id": 334068, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/26/08_1890.jpeg", "width": 1116}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Dress. 1890s. Liberty & Co. Metropolitan Museum of Art", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "08_18902.jpg", "filesize": 303468, "height": 1243, "pic_id": 334069, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/26/08_18902.jpeg", "width": 1215}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Dress. 1891. Liberty & Co. Metropolitan Museum of Art", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "14_1891.jpg", "filesize": 144390, "height": 600, "pic_id": 334070, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/26/14_1891.jpeg", "width": 678}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С началом эпохи модерна «Эстетическое Движение» вымирает, будучи вытесненным пришедшим на смену историзму последним большим стилем модерном, который базировался по сути на тех же самых принципах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Tea gown. 1894. House of Worth. Metropolitan Museum of Art", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "15_1894.jpg", "filesize": 407008, "height": 1395, "pic_id": 334071, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/26/15_1894.jpeg", "width": 918}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Tea gown. 1895-1900. Victoria and Albert Museum", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "16_1895-1900.jpg", "filesize": 107725, "height": 1068, "pic_id": 334072, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/26/16_1895-1900.jpeg", "width": 735}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Dress. 1905. Forma. Victoria and Albert Museum", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "19_1905 (2).jpg", "filesize": 342567, "height": 2500, "pic_id": 334073, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/26/19_1905_2.jpeg", "width": 1875}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Чайные платья в начале XX век еще продолжают сохранять свою популярность, однако эстетический силуэт наконец выходит за пределы приватных встреч, и с 1905 года, вслед за революционным изменением корсета многие обеденные, вечерние и даже бальные платья в стиле модерн получают свободный силуэт."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Evening dress. 1905. Metropolitan Museum of Art", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "20_1905_2.jpg", "filesize": 109905, "height": 600, "pic_id": 334074, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/26/20_1905_2.jpeg", "width": 720}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Начавшись как революционный протест против громоздких платьев и жестких корсетов, «эстетическая мода» в итоге так глубоко проникла в жизнь светского общества, что достаточно быстро казавшиеся прежде недопустимыми силуэты становятся привычными и в какой-то степени даже модными."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "То, что создавалось для узкого круга приближенных к «Братству прерафаэлитов» людей – жен, дочерей, моделей, всколыхнуло женское общество конца XIX века и привело сначала к появлению чайного платья, и затем к силуэтам эпохи модерн во многом заимствованным у эстетов."}], "attributes": []}], "selectedRange": [4857, 4857]}
Комментарии 1