ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЛАТЬЕ. От нарядов прерафаэлитов к моде на чайные платья. Часть 1
27 дек 2022 · 11:04
К написанию этого материала меня подтолкнул один из любимых моментов обучения в магистратуре искусствоведения, когда в 2019 году я делала доклад по эстетическому платью на курсе «Теория и практика современной моды» . Про современную тогда не получилось и не хотелось и меня спасло условие, что можно взять тему близкую к теме магистерской диссертации. Я писала об архитектуре модерна, невероятно любила прерафаэлитов, и не могла отказать себе в удовольствии покопать в этом направлении. А осенью того же года прерафаэлиты случились со мной вживую в Милане, и эта тема стала мне еще дороже. Итак, в ближайших двух публикациях поговорим об одном из самых изящных платьев в истории моды конца XIX века. И в первой части речь пойдет о том, как появились эти наряды.
К их возникновению во второй половине XIX века последовательно привели несколько факторов. Важным поворотным моментом стало начало противостояния художников академизму.
Во Франции в это время возникает реализм, целью которого было изображать реальную жизнь, как она есть, без приукрашивания образов, без заложенной возвышенной трагической идеи.
Gustave Courbet. Peasants from Flagey back from the Fair. 1850. Musée des Beaux-Arts et d'Archéologie de Besançon
Jean-François Millet. The Gleaners. 1857. Musée d'Orsay
В Англии борьба с академизмом приобрела несколько иной ракурс. В 1848 году Данте Габриэль Россетти создает «Братство Прерафаэлитов». Зная, что академисты придерживались традиций Рафаэля и его последователей, прерафаэлиты призывали вернуться в эпоху до Рафаэля, где не было столь ненавистной им идеализации природы и искусство еще не утратило свою искренность. Так обозначился временной промежуток (Позднее Средневековье и Раннее Возрождение), определивший одну из основных тем в искусстве Братства – образы, связанные со средневековыми легендами, которые художники старались интерпретировать в современной манере.
Dante Gabriel Rossetti. La Donna della Finestra. 1879. Fogg Museum
Как и искусство, мода середине XIX века также переживает конфликты. Активное заселение Америки привело в 1850-х годах к возникновению движения за реформацию женского платья и созданию более удобной повседневной одежды. Вскоре движение получило достаточно активную поддержку со стороны врачей, которые были весьма озабочены здоровьем женского организма, вынужденного страдать от узких корсетов и тяжести всего костюма в целом. Врачи призывали отказаться от ношения корсетов и упростить платья, чтобы их вес не превышал 3 кг, вместо 10-12 кг, которые носили на себе женщины в то время.
Еще одним ключевым событием стала Всемирная выставка достижений индустриальной революции, организованная в Лондоне в 1851 году. Она произвела сильнейшее впечатление на группу литераторов, интеллектуалов, художников (в т. ч. прерафаэлитов), которая впоследствии оформилась в «Эстетическое Движение», широко развернувшееся к 1870-м годам. Именно эстеты провозгласили красоту натуральных форм женского тела, а прерафаэлиты воплотили это в жизнь.
1. Dante Gabriel Rossetti. Jane Morris (The Blue Silk Dress). 1868. Society of Antiquaries of London: Kelmscott Manor. 2. Dante Gabriel Rossetti. Proserpine. 1874. Tate Britain
Так в 1860-х годах и появляется «эстетическое платье» – простой длинный наряд свободных очертаний, с мягкими складками, дающий женщинам большую свободу передвижения, в отличие от классического женского костюма викторианской эпохи с корсетом, подчеркивающим модную фигуру «песочные часы». «Эстетические платья» цитировали наряды Позднего Средневековья и Раннего Возрождения, что было напрямую связано с тематикой произведений прерафаэлитов.
Но кроме того в этих платьях можно увидеть и черты современной моды 1860-х годов, которая тоже определенным образом реагировала на революции в обществе и индустрии. В те годы популярность приобрели простые повседневные платья с широкими рукавами, широкими юбками и вертикальными складками-буффами, идущие вдоль корсажа к поясу.
Morning dress. 1852. Metropolitan Museum of Art
Morning dress. 1852. Metropolitan Museum of Art
Таким образом, если условно распустить складки, то перед нами будет платье, схожее с тем, в котором позировала Джейн Моррис на фотографиях Джона Парсонса.
John Robert Parsons Jane Morris, posed by Rossetti. 1865. Victoria and Albert Museum
John Robert Parsons Jane Morris, posed by Rossetti. 1865. Victoria and Albert Museum
John Robert Parsons Jane Morris, posed by Rossetti. 1865. Victoria and Albert Museum
Однако, несмотря на некоторую близость к современному женскому платью, эстетическое платье было революционным и неприемлемым для общества второй половины XIX века. Еще бы, мало того, что дамам фактически предлагалось выходить в свет без корсетов, так и платья были наподобие пеньюаров, домашних халатов или нарядов для последних недель беременности. Таким образом, первое время «эстетические платья» оставались атрибутами лишь представителей художественной и артистической среды.
Dante Gabriel Rossetti. The Bower Meadow. 1872. Manchester Art Gallery
Dante Gabriel Rossetti. Veronica Veronese. 1872. Delaware Art Museum
Dress. 1894. Liberty & Co. Ltd. Victoria and Albert Museum
Продолжение следует...
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К написанию этого материала меня подтолкнул один из любимых моментов обучения в магистратуре искусствоведения, когда в 2019 году я делала доклад по эстетическому платью на курсе "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Теория и практика современной моды» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Про современную тогда не получилось и не хотелось и меня спасло условие, что можно взять тему близкую к теме магистерской диссертации. Я писала об архитектуре модерна, невероятно любила прерафаэлитов, и не могла отказать себе в удовольствии покопать в этом направлении. А осенью того же года прерафаэлиты случились со мной вживую в Милане, и эта тема стала мне еще дороже. Итак, в ближайших двух публикациях поговорим об одном из самых изящных платьев в истории моды конца XIX века. И в первой части речь пойдет о том, как появились эти наряды."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К их возникновению во второй половине XIX века последовательно привели несколько факторов. Важным поворотным моментом стало начало противостояния художников академизму."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во Франции в это время возникает реализм, целью которого было изображать реальную жизнь, как она есть, без приукрашивания образов, без заложенной возвышенной трагической идеи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Gustave Courbet. Peasants from Flagey back from the Fair. 1850. Musée des Beaux-Arts et d'Archéologie de Besançon", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Gustave_Courbet_002.jpg", "filesize": 689274, "height": 1095, "pic_id": 334043, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/26/Gustave_Courbet_002.jpeg", "width": 1417}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Jean-François Millet. The Gleaners. 1857. Musée d'Orsay", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "2560px-Jean-François_Millet_-_Gleaners_-_Google_Art_Project_2.jpg", "filesize": 572790, "height": 939, "pic_id": 334044, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/26/2560px-Jean-Fran%C3%A7ois_Millet_-_Gleaners_-_Google_Art_Project_2.jpeg", "width": 1255}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Англии борьба с академизмом приобрела несколько иной ракурс. В 1848 году Данте Габриэль Россетти создает «Братство Прерафаэлитов». Зная, что академисты придерживались традиций Рафаэля и его последователей, прерафаэлиты призывали вернуться в эпоху до Рафаэля, где не было столь ненавистной им идеализации природы и искусство еще не утратило свою искренность. Так обозначился временной промежуток (Позднее Средневековье и Раннее Возрождение), определивший одну из основных тем в искусстве Братства – образы, связанные со средневековыми легендами, которые художники старались интерпретировать в современной манере."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Dante Gabriel Rossetti. La Donna della Finestra. 1879. Fogg Museum", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Dante_Gabriel_Rossetti_-_La_Donna_della_Finestra_-_1943.200_-_Fogg_Museum.jpg", "filesize": 221147, "height": 1024, "pic_id": 334045, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/26/Dante_Gabriel_Rossetti_-_La_Donna_della_Finestra_-_1943.200_-__88gRcEP.jpeg", "width": 755}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как и искусство, мода середине XIX века также переживает конфликты. Активное заселение Америки привело в 1850-х годах к возникновению движения за реформацию женского платья и созданию более удобной повседневной одежды. Вскоре движение получило достаточно активную поддержку со стороны врачей, которые были весьма озабочены здоровьем женского организма, вынужденного страдать от узких корсетов и тяжести всего костюма в целом. Врачи призывали отказаться от ношения корсетов и упростить платья, чтобы их вес не превышал 3 кг, вместо 10-12 кг, которые носили на себе женщины в то время."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Еще одним ключевым событием стала Всемирная выставка достижений индустриальной революции, организованная в Лондоне в 1851 году. Она произвела сильнейшее впечатление на группу литераторов, интеллектуалов, художников (в т. ч. прерафаэлитов), которая впоследствии оформилась в «Эстетическое Движение», широко развернувшееся к 1870-м годам. Именно эстеты провозгласили красоту натуральных форм женского тела, а прерафаэлиты воплотили это в жизнь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "1. Dante Gabriel Rossetti. Jane Morris (The Blue Silk Dress). 1868. Society of Antiquaries of London: Kelmscott Manor. 2. Dante Gabriel Rossetti. Proserpine. 1874. Tate Britain", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "00_1868_Dante_Gabriel_Rossetti_-_Jane_Morris_(The_Blue_Silk_Dress).jpg", "filesize": 829232, "height": 1444, "pic_id": 334046, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/26/00_1868_Dante_Gabriel_Rossetti_-_Jane_Morris_The_Blue_Silk_Dress.jpeg", "width": 1868}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Так в 1860-х годах и появляется «эстетическое платье» – простой длинный наряд свободных очертаний, с мягкими складками, дающий женщинам большую свободу передвижения, в отличие от классического женского костюма викторианской эпохи с корсетом, подчеркивающим модную фигуру «песочные часы». «Эстетические платья» цитировали наряды Позднего Средневековья и Раннего Возрождения, что было напрямую связано с тематикой произведений прерафаэлитов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но кроме того в этих платьях можно увидеть и черты современной моды 1860-х годов, которая тоже определенным образом реагировала на революции в обществе и индустрии. В те годы популярность приобрели простые повседневные платья с широкими рукавами, широкими юбками и вертикальными складками-буффами, идущие вдоль корсажа к поясу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Morning dress. 1852. Metropolitan Museum of Art", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "02_1852.jpg", "filesize": 495749, "height": 1328, "pic_id": 334048, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/26/02_1852.jpeg", "width": 984}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Morning dress. 1852. Metropolitan Museum of Art", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "61.141.3_back_CP4.jpg", "filesize": 529372, "height": 1400, "pic_id": 334049, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/26/61.141.3_back_CP4.jpeg", "width": 943}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом, если условно распустить складки, то перед нами будет платье, схожее с тем, в котором позировала Джейн Моррис на фотографиях Джона Парсонса."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "John Robert Parsons Jane Morris, posed by Rossetti. 1865. Victoria and Albert Museum", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "01_1865_Jane_Morris.jpg", "filesize": 202372, "height": 954, "pic_id": 334051, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/26/01_1865_Jane_Morris.jpeg", "width": 699}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "John Robert Parsons Jane Morris, posed by Rossetti. 1865. Victoria and Albert Museum", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "JaneMorris-1865-JohnRobertMorris3.jpg", "filesize": 55738, "height": 694, "pic_id": 334052, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/26/JaneMorris-1865-JohnRobertMorris3.jpeg", "width": 481}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "John Robert Parsons Jane Morris, posed by Rossetti. 1865. Victoria and Albert Museum", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "JaneMorris-1865-JohnRobertParsons6.jpg", "filesize": 59866, "height": 654, "pic_id": 334053, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/26/JaneMorris-1865-JohnRobertParsons6.jpeg", "width": 515}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако, несмотря на некоторую близость к современному женскому платью, эстетическое платье было революционным и неприемлемым для общества второй половины XIX века. Еще бы, мало того, что дамам фактически предлагалось выходить в свет без корсетов, так и платья были наподобие пеньюаров, домашних халатов или нарядов для последних недель беременности. Таким образом, первое время «эстетические платья» оставались атрибутами лишь представителей художественной и артистической среды."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Dante Gabriel Rossetti. The Bower Meadow. 1872. Manchester Art Gallery", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "03_1872 Dante_Gabriel_Rossetti_-_The_Bower_Meadow.jpg", "filesize": 359764, "height": 1199, "pic_id": 334075, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/26/03_1872_Dante_Gabriel_Rossetti_-_The_Bower_Meadow.jpeg", "width": 938}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Dante Gabriel Rossetti. Veronica Veronese. 1872. Delaware Art Museum", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1872 Dante_Gabriel_Rossetti_Veronica_Veronese.jpg", "filesize": 808843, "height": 2309, "pic_id": 334078, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/26/1872_Dante_Gabriel_Rossetti_Veronica_Veronese.jpeg", "width": 1785}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Dress. 1894. Liberty & Co. Ltd. Victoria and Albert Museum", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "04_1894 (2).jpg", "filesize": 297060, "height": 2500, "pic_id": 334080, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/26/04_1894_2.jpeg", "width": 1788}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Продолжение следует..."}], "attributes": []}], "selectedRange": [4173, 4173]}
Комментарии 0