19 дек 2022 · 11:42    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Гениальный живописец Ян Ван Эйк сегодня по праву входит в число титанов Северного Возрождения. Джорджо Вазари, впечатленный его мастерством, в своих «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» приписывал ему ни много ни мало изобретение масляных красок и даже алхимию. Однако все несколько иначе, масляные краски уже существовали, но Ван Эйк усовершенствовал состав масла и виртуозно освоил прием лессировок, что давало возможность писать поражающие детализированностью произведения. Как точно сказал однажды Эрвин Панофски: "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Глаз Яна ван Эйка можно уподобить одновременно микроскопу и телескопу»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По сравнению с предшествующей эпохой технические новшества масляной живописи в XV веке дали возможность добиваться той степени реалистичности изображения, когда размывается граница между миром реальным и миром изображенным. Чего и пытался добиться ван Эйк в Гентском алтаре, где тени и отражения получены от источника света, находящегося не в пространстве картины, как это обычно бывает, а в нашем реальном мире. Таким образом, зритель по эту сторону и герои по ту сторону оказываются как бы в общей реальности."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Гентский алтарь – монументальное и одно из наиболее знаменитых произведение Яна Ван Эйка. "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако согласно надписи, работу над ним начинал еще его брат Губерт, но именно Ян, как считают специалисты, расписал панели."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этот грандиозный алтарь, состоящий из 24 живописных частей и включающий изображения 258 человеческих фигур, заказал для своей семейной капеллы в 1422 году богатый гентский бюргер и донатор церкви Иоанна Богослова (ныне – собор Святого Бавона) Йос Вейдт. Спустя 10 лет, в 1432 году алтарь был освещен и занял свое место в часовне."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Ян Ван Эйк. Алтарь \"Поклонение мистическому Агнцу\". 1432. Кафедральный собор Святого Бавона, Гент", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Lamgods_open.jpg", "filesize": 1209445, "height": 1872, "pic_id": 312482, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/Lamgods_open.jpeg", "width": 2560}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Основной темой алтаря стало поклонение мистическому Агнцу из Откровения Иоанна Богослова, согласно которому пророки, праотцы, апостолы, мученики и святые стекаются к алтарю, на котором стоит Агнец, символизирующий Христа. Именно эта сцена изображена в центральной панели и боковых створках нижнего яруса."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В центре верхнего ряда изображён Бог-Отец, сидящий на престоле (ряд исследователей считает, что это не Бог-Отец, а Иисус Христос). У его ног лежит корона – символ превосходства над всеми царями. Слева и справа от престола – Богоматерь и Иоанн Креститель. Далее следуют изображения музицирующих и поющих ангелов. Завершают ряд обнажённые фигуры Адама и Евы. Над Адамом и Евой расположены сцены убийства Каином Авеля и жертвоприношение Каина и Авеля."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Ян Ван Эйк. Алтарь \"Поклонение мистическому Агнцу\". Внешняя сторона. 1432. Кафедральный собор Святого Бавона, Гент", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Lamgods_closed.jpg", "filesize": 522231, "height": 1554, "pic_id": 312483, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/Lamgods_closed.jpeg", "width": 1054}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На внешней стороне алтаря изображён донатор и его жена, молящиеся перед статуями Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. В среднем ряду изображена сцена Благовещения. Фигуры Девы Марии и архангела Гавриила разделены изображением интерьера с окном, городской пейзаж за которым, как считается, соответствовал виду из окна в доме Вейдтов. В верхнем ряду картин представлены фигуры ветхозаветных пророков и языческих пророчиц, предсказавших пришествие Христа."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "История бытования алтаря не просто богата на события, а напоминает настоящий детективный сериал. Его хотели сжечь и распиливали на части. Протестанты хотели подарить алтарь английской королеве Елизавете I, Наполеон вывозил его части в Лувр, а австрийского императора Иосифа смутили обнаженные Адам и Ева, из-за чего они были сняты и убраны (в XIX веке им на замену были сделаны «приличные» копии с одетыми Адамом и Евой). Части алтаря продавали бельгийскому старьевщику и прусскому императору Фридриху Вильгельму III. В 1940-е годы алтарь снова оказывается в чужих руках, а в конце Второй Мировой войны его чуть не взорвали вместе с другими художественными ценностями."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Обнаружение Гентского алтаря в соляной шахте в Австрии в 1945 году. Фото: Archives of American Art, Smithsonian Institution", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Lt._Daniel_J._Kern_and_Karl_Sieber_examining_the_Ghent_Altarpiece_in_the_Altaussee_mine,_1945.jpg", "filesize": 151993, "height": 633, "pic_id": 312485, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/Lt._Daniel_J._Kern_and_Karl_Sieber_examining_the_Ghent_Altarpi_EYsM8fZ.jpeg", "width": 952}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Последним значительным событием стала масштабная реставрация алтаря, начавшаяся осенью 2012 года и длившаяся целых 9 лет. За это время Гентский алтарь очистили от поздних реставрационных поновлений и раскрыли подлинный облик Агнца, каким его задумал Ван Эйк."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фрагменты центральной панели Гентского алтаря до реставрации и после. Фото: Closer to van Eyck", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "lamb2.jpg", "filesize": 900029, "height": 1244, "pic_id": 312487, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/lamb2.jpeg", "width": 1364}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А кроме того, алтарь был детально сфотографирован с использованием различных методов профессиональной съемки высокого разрешения, в том числе инфракрасной макрофотографии, рентгенографии, инфракрасной рефлектографии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Гентский алтарь в процессе реставрации. Фото: Closer to Van Eyck", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "506621@2x.jpg", "filesize": 492456, "height": 1000, "pic_id": 312488, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/5066212x.jpeg", "width": 1838}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Все полученные данные легли в основу потрясающего онлайн-проекта "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "http://closertovaneyck.kikirpa.be/"}, "string": "Closer to Van Eyck"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": ", с помощью которого теперь можно увидеть буквально каждый штрих Яна Ван Эйка."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "closertovaneyck.jpg", "filesize": 228252, "height": 547, "pic_id": 312492, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/closertovaneyck.jpeg", "width": 1113}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Closer to Van Eyck"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " – совместный проект Королевского института культурного наследия, банка данных по фламандскому искусству Lukasweb и Брюссельского свободного университета. А осуществление его стало возможно благодаря финансовой поддержке Фонда Гетти и Нидерландской организации научных исследований."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Теперь, не выходя из дома, можно рассматривать колоссальное количество деталей Гентского алтаря, многие из которых являются религиозными символами и наполняют сюжеты алтаря не просто дополнительными смыслами, а можно сказать целыми историями."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так, например, в изысканных сине-белых плитках на полу в панелях с ангелами можно увидеть монограммы Иисуса Христа и Девы Марии, а также изображение Агнца Божьего, который является центральным образом алтаря. В других плитках читается надпись AGLA – акроним древнееврейской фразы «Ата Гибор Ле-олам Адонай» (в переводе «Ты всесилен вечно, Господи!»). Выражение AGLA в Средние века часто использовалось в заговорах против болезней и напастей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фрагмент одной из панелей Гентского алтаря. Фото: Closer to van Eyck", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "angels4.jpg", "filesize": 451416, "height": 617, "pic_id": 312495, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/angels4.jpeg", "width": 1365}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В панели с Девой Марией на троне, Ван Эйк украшает корону Богоматери цветами, каждый из которых имеет символическое значение, связанное с ее образом. Ландыши отсылают к слезам Марии, пролитым во время распятия Христа, лилии – к невинности, розы – к божественной любви, а синие аквилегии повествуют об искуплении и страстях Христовых."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фрагмент одной из панелей Гентского алтаря. Фото: Closer to van Eyck", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "mary1.jpg", "filesize": 538444, "height": 619, "pic_id": 312497, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/mary1.jpeg", "width": 1365}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но мне было интересно во всех деталях рассмотреть панель со знаменитой группой поющих ангелов с забавными выражениями лиц, которую я очень люблю еще с университета."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Ян Ван Эйк. Алтарь \"Поклонение мистическому Агнцу\". Панель с поющими ангелами. 1432. Кафедральный собор Святого Бавона, Гент", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Ghent_Altarpiece_-_Singing_Angels_(left).jpg", "filesize": 1808671, "height": 2014, "pic_id": 312499, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/Ghent_Altarpiece_-_Singing_Angels_left.jpeg", "width": 991}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И, как вскоре выяснилось, именно в этой панели сокрыта одна из самых интересных деталей всего алтаря. Она вон там, в сапфире фибулы одного из ангелов на первом плане."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фрагмент одной из панелей Гентского алтаря. Фото: Closer to van Eyck", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "angels.jpg", "filesize": 245381, "height": 616, "pic_id": 312501, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/angels.jpeg", "width": 887}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фрагмент одной из панелей Гентского алтаря. Фото: Closer to van Eyck", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "angels2.jpg", "filesize": 409318, "height": 621, "pic_id": 312502, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/angels2.jpeg", "width": 1365}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Это самое поразительное, что я видела в живописи XV века, потому что в сапфире Ян Ван Эйк изобразил ни что иное, как отражение реального окна часовни, где должен был быть установлен алтарь. "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "Художник заранее выяснил все детали того, как алтарь будет располагаться относительно окна и на все отражающие декоративные детали в каждой панели нанес блики падающего из окна света, а в фибуле это самое окно прописал в таких подробностях, что можно рассмотреть даже вертикальные и горизонтальные переплеты."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вы только взгляните, какая прелесть, это скрин я сделала со страницы онлайн-проекта в максимальном увеличении."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фрагмент одной из панелей Гентского алтаря. Фото: Closer to van Eyck", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "angels3.jpg", "filesize": 284938, "height": 620, "pic_id": 312505, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/angels3.jpeg", "width": 1005}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Гентский собор Святого Бавона, конечно, позднее перестраивался (окончательной датой строительства считается 1569 год), алтарь переносили, но и тогда его расположили так, чтобы окно было справа, как предполагали света и тени в сюжетах на панелях. Это подтверждают два больших живописных полотна из коллекции амстердамского Рейксмузеума, созданных в XIX веке известным фламандским художником Питером-Франсом де Нотером."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Питер-Франс де Нотером. Альбрехт Дюрер перед Гентским алтарем. 1840. Рейксмузеум, Амстердам", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Pieter_Frans_de_Noter_-_Albrecht_Dürer_voor_het_veelluik_met_de_Aanbidding_van_het_Lam_Gods_door_Hubert_en_Jan_van_Eyck_-_0156_-_Rijksmuseum_Twenthe.jpg", "filesize": 951161, "height": 2424, "pic_id": 312506, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/Pieter_Frans_de_Noter_-_Albrecht_D%C3%BCrer_voor_het_veelluik_met_d_z0iTQBi.jpeg", "width": 1920}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первая картина написана на известный исторический сюжет, когда Гентский алтарь приехал смотреть Альбрехт Дюрер. Этот момент Дюрер описал в своих дневниковых записях:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«В среду рано утром [10 апреля] они повели меня на башню св. Иоанна [Собор Святого Бавона], оттуда я мог обозреть весь большой удивительный город, в котором меня перед тем приняли как большого человека. Затем я видел картину Яна, это драгоценнейшая и превосходнейшая картина и особенно хороши Ева, Мария и бог-отец»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Среди множества прихожан, художник изображает группу людей с Дюрером в центре, которым епископ с гордостью демонстрирует грандиозный алтарь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Питер-Франс де Нотером. Гентский алтарь. 1829. Рейксмузеум, Амстердам", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Het_Lam_Gods_van_de_gebroeders_van_Eyck_in_de_Sint_Bavo_te_Gent_Rijksmuseum_SK-A-4264.jpeg", "filesize": 2129260, "height": 2500, "pic_id": 312508, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/Het_Lam_Gods_van_de_gebroeders_van_Eyck_in_de_Sint_Bavo_te_Gen_YXowaPE.jpeg", "width": 1983}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Другая картина была создана на 11 лет раньше, и в ней часовня с алтарем изображена с того же ракурса, но композиция написана в более светлых оттенках и отличается рядом деталей. Однако, окно на ней наиболее схоже с тем, что изображено Ван Эйком в отражении в сапфировой броши ангела."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ян Ван Эйк был истинным гением своего времени, чье творчество определило пути развития нидерландской живописи. И как замечательно написано в его эпитафии, это был"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " «... славный необыкновенными добродетелями Иоанн, в котором любовь к живописи была изумительной; он писал и дышащие жизнью изображения людей, и землю с цветущими травами, и всё живое прославлял своим искусством…»."}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 0]}
Комментарии 0