О чём же ещё говорить в декабрьские холода на уроке, если не о зиме (вот уж угадала я в самом начале учебного года, перенеся эту тему с первых недель декабря, с их звенящей капелью, на время трескучих морозов). Лексическая тема о зиме, её признаках и названии зимних месяцев двигалась ни шатко, ни валко. Я помогала первоклассникам вспоминать всё, что накопил их небольшой жизненный опыт (уже пять зим точно в своей жизни видели наши дети), систематизировать случайные наблюдения, яркие впечатления от прогулок в зимний лес, о снеговиках, слепленных с родителями, о Новогодних праздниках.
Опираясь на схему, уже к середине недели дети могли составить требуемый программой рассказ о зиме - видна была кропотливая совместная наша работа.
С подбором родственных слов нам пришлось повозиться - непростая это работа для класса первого года обучения. Постепенно цепочка слов выстроилась примерно так: снег, снежок, снежинка, снеговик, Снегурочка, Снежана, Белоснежка, снегокат, снегоуборачная (машина). Игортку очень хотелось поставить в этот ряд Деда Мороза, но пришлось его разочаровать. Хотя парнишке респект за настойчивость: «Он же тоже зимний и холодный!»
И тут я делаю ход конём:
- Вы сейчас называли мне предложения о зиме, а теперь моя очередь.
Зимой солнце светит и греет слабо. Зимой часто идет дождь. Зимой дети катаются на велосипедах. Зимой мы встречаем Новый год. Зимой все деревья стоят голые. Зимой люди собирают урожай овощей и фруктов.
Я говорила эти предложения чётко, не торопясь. Дети слушали. Когда я, не увидев ожидаемой реакции, попросила ребят повторить каждое предложение, основная масса детей их повторила. Я посетовала про себя: вот оно, механическое запоминание! А, с другой стороны, дети зачастую принимают как неоспоримую истину слова педагога. Вот если бы я изначально, как положено по всем канонам педагогики, нацелила детей найти ошибки в моих высказываниях...
Но отступать не хотелось, мои маленькие «взрослые» дети должны были сами найти нестыковки в предложениях о зиме. Для этого некоторые предложения я повторила с вопросительной интонацией: «Зимой часто идет дождь?» и сразу - ап! - дети встрепенулись, глаза прищулись, брови вопросительно изогнулись.
Карина: - Дождь? Какой дождь? Разве зимой идет дождь?
Я: - Что-то не так? Я ошиблась? Ты хочешь сказать по-другому?
И я наконец получила желаемый ответ. Так же было с птицами, которые вовсе не все улетели в тёплые края, с деревьями, не все из которых стояли голые.
В общем, вот такой вот шиворот-навыворот рассказ о зиме.
Давненько придуман этот приём. Наш мудрый народ слагал «нескладушки» и небывальщину (Помните: «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под собаки лают ворота...»). Как же это помогает встряхнуть привычный ход занятий, растормошить языковую зоркость и слуховое внимание.
Играйте с детьми в небылицы, чтобы картина реального мира стала ярче, понятней, чётче!
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фото: Яндекс.ру", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "i (3).jpeg", "filesize": 49239, "height": 418, "pic_id": 772540, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/07/i_3.jpeg", "width": 557}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "О чём же ещё говорить в декабрьские холода на уроке, если не о зиме (вот уж угадала я в самом начале учебного года, перенеся эту тему с первых недель декабря, с их звенящей капелью, на время трескучих морозов). Лексическая тема о зиме, её признаках и названии зимних месяцев двигалась ни шатко, ни валко. Я помогала первоклассникам вспоминать всё, что накопил их небольшой жизненный опыт (уже пять зим точно в своей жизни видели наши дети), систематизировать случайные наблюдения, яркие впечатления от прогулок в зимний лес, о снеговиках, слепленных с родителями, о Новогодних праздниках."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Опираясь на схему, уже к середине недели дети могли составить требуемый программой рассказ о зиме - видна была кропотливая совместная наша работа."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С подбором родственных слов нам пришлось повозиться - непростая это работа для класса первого года обучения. Постепенно цепочка слов выстроилась примерно так: снег, снежок, снежинка, снеговик, Снегурочка, Снежана, Белоснежка, снегокат, снегоуборачная (машина). Игортку очень хотелось поставить в этот ряд Деда Мороза, но пришлось его разочаровать. Хотя парнишке респект за настойчивость: «Он же тоже зимний и холодный!» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И тут я делаю ход конём:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Вы сейчас называли мне предложения о зиме, а теперь моя очередь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Зимой солнце светит и греет слабо. Зимой часто идет дождь. Зимой дети катаются на велосипедах. Зимой мы встречаем Новый год. Зимой все деревья стоят голые. Зимой люди собирают урожай овощей и фруктов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я говорила эти предложения чётко, не торопясь. Дети слушали. Когда я, не увидев ожидаемой реакции, попросила ребят повторить каждое предложение, основная масса детей их повторила. Я посетовала про себя: вот оно, механическое запоминание! А, с другой стороны, дети зачастую принимают как неоспоримую истину слова педагога. Вот если бы я изначально, как положено по всем канонам педагогики, нацелила детей найти ошибки в моих высказываниях..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но отступать не хотелось, мои маленькие «взрослые» дети должны были сами найти нестыковки в предложениях о зиме. Для этого некоторые предложения я повторила с вопросительной интонацией: «Зимой часто идет дождь?» и сразу - ап! - дети встрепенулись, глаза прищулись, брови вопросительно изогнулись. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Карина: - Дождь? Какой дождь? Разве зимой идет дождь?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я: - Что-то не так? Я ошиблась? Ты хочешь сказать по-другому?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И я наконец получила желаемый ответ. Так же было с птицами, которые вовсе не все улетели в тёплые края, с деревьями, не все из которых стояли голые. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В общем, вот такой вот шиворот-навыворот рассказ о зиме."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Давненько придуман этот приём. Наш мудрый народ слагал «нескладушки» и небывальщину (Помните: «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под собаки лают ворота...»). Как же это помогает встряхнуть привычный ход занятий, растормошить языковую зоркость и слуховое внимание."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Играйте с детьми в небылицы, чтобы картина реального мира стала ярче, понятней, чётче!"}], "attributes": []}], "selectedRange": [1260, 1463]}
Комментарии 15