05 янв 2023 · 09:16    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "картинка из свободного источника", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1.jpg", "filesize": 91908, "height": 642, "pic_id": 305544, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/11/1_UDTAE6G.jpeg", "width": 900}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Может ли нормальный, не склонный к садизму человек, добровольно участвовать в массовом уничтожении людей? Речь пойдет об эксперименте, описанном в 1963 году в статье психолога Стенли Милгрэма «Подчинение: исследование поведения», а позднее в книге «Подчинение руководству: экспериментальное исследование». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сначала планировалось провести эксперимент в Германии. Психолог предполагал, что немцы особенно дисциплинированны и склонны к повиновению. Именно участие обычных немцев в уничтожении людей в концлагерях и вызвало научный интерес Милгрэма. Но результаты исследования в Америке показали, что ехать в Германию нет никакого смысла. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Позже эксперимент был повторён в Германии, в Голландии, Испании, Италии, Австрии и Иордании, и везде его результаты оказывались такими же страшными, как и в США. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В своём эксперименте Милгрэм пытался выяснить, сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, совершенно невинным людям, если подобное причинение боли входит в их рабочие обязанности. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Участникам эксперимента объяснили, что они участвуют в исследовании влияния боли на память. В опыте участвовали экспериментатор, испытуемый и актёр, игравший роль другого испытуемого. Один из участников («ученик») должен был заучивать пары слов из длинного списка, а другой («учитель») — проверять память первого и наказывать его за каждую ошибку электрическим разрядом. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Роли «ученика» и «учителя» распределялись жребием. В результате жребия «учеником» всегда был актер. После распределения ролей «ученика» привязывали к креслу с электродами. «Учитель» получал один демонстрационный удар током, после чего был уверен в том, что всё по-настоящему. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Учитель» уходил в другую комнату и садился за стол перед прибором-генератором. Генератор представлял собой ящик, на лицевой панели которого были размещены 30 переключателей от 15 до 450 В, с шагом в 15 В. Экспериментатор пояснял «учителю», что при нажатии на каждый из переключателей через тело ученика проходит электрический ток соответствующего напряжения. Над каждым переключателем было написано соответствующее напряжение, и поясняющие фразы: «Слабый удар», «Умеренный удар», «Сильный удар», «Очень сильный удар», «Интенсивный удар», «Крайне интенсивный удар», «Опасно: труднопереносимый удар». Последние два переключателя графически обособлены и помечены надписью «XXX». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После инструктажа начинался эксперимент. «Учитель» зачитывал «ученику» список пар слов. Затем «учитель» зачитывал первое слово из пары и четыре варианта ответа. «Ученик» должен был выбрать правильный вариант и нажать соответствующую кнопку. В случае ошибки «учитель» говорил, что ответ неверен. Затем он сообщал, удар каким напряжением получит «ученик», нажимал на кнопку, наказывающую «ученика» ударом тока, и сообщал правильный ответ. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Начав с 15 В, «учитель» с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение до 450 В. При достижении 450 В экспериментатор требовал, чтобы «учитель» продолжал использовать последний выключатель (450 В). После трёхкратного использования последнего переключателя эксперимент прекращался. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На самом деле актёр, игравший «ученика», только делал вид, что получает удары. Он намеренно делал ошибки в ответах, заставляя «учителя» повышать напряжение. Если «учитель» проявлял колебание, то экспериментатор требовал продолжения. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если испытуемый обращал внимание на то, что «ученик» отказывается продолжать, экспериментатор отвечал: «Нравится ли ученику это, или нет, вы должны продолжать, пока он не выучит правильно все пары слов». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В документальном фильме Милгрэма «Obedience», отображающем ход эксперимента, показан доработанный вариант эксперимента. В этом варианте «ученик» предупреждал, что имеет проблемы с сердцем. «Ученик» не был звукоизолирован от «учителя», так что последний мог слышать его крики. На 150 вольтах «ученик» начинал требовать прекратить эксперимент и жаловаться на сердце. При этом экспериментатор говорил «учителю»: «Эксперимент необходимо продолжать. Продолжайте, пожалуйста». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По мере увеличения напряжения актёр разыгрывал всё более сильный дискомфорт, демонстрировал сильную боль, кричал, требуя, чтобы эксперимент прекратили. На 300 вольтах «ученик» заявлял, что отказывается участвовать в эксперименте, и не будет давать ответы. Начиная с 345 вольт, «ученик» переставал кричать и подавать признаки жизни. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И вот результаты: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "65 % испытуемых, вместо того, чтобы сжалиться над жертвой, продолжали увеличивать напряжение (до 450 В) до тех пор, пока исследователь не отдавал распоряжение закончить эксперимент. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "12, 5 % остановились на напряжении в 300 В, когда жертва стала проявлять недовольство."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "10 % остановились на напряжении 315 В. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "5 % отказались продолжать на уровне 330 В, когда жертва больше не кричала."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Когда процессе эксперимента «ученик» начинал кричать: «Всё! Выпустите меня отсюда! Я говорил вам, что у меня больное сердце. Моё сердце начинает меня беспокоить! Я отказываюсь продолжать! Выпустите меня!», поведение «учителей» не изменилось: 65 % испытуемых добросовестно выполняли свои обязанности, доводя напряжение до максимума. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Испытуемые не были психически больными людьми. Они не были садистами. Их жестокость не зависела от пола. Подобный эксперимент был проведен в 2002 году и его результаты были аналогичными. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Милгрэм уверен — в нас глубоко укоренилось сознание необходимости повиновения авторитетам. По его мнению, в проводившихся им экспериментах решающую роль играла неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику», который приказывал выполнять задание, несмотря на сильную боль, причиняемую «ученику». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Милгрэм приводит веские доводы, подтверждающие его предположение. Ему было очевидно, что, если бы исследователь не требовал продолжать эксперимент, испытуемые быстро вышли бы из игры. Они не хотели выполнять задание и мучились, наблюдая страдания жертвы. Испытуемые умоляли экспериментатора позволить им остановиться, а когда тот им этого не разрешал, то продолжали задавать вопросы и нажимать на кнопки. Однако при этом испытуемые покрывались испариной, дрожали, бормотали слова протеста и снова молили об освобождении жертвы, хватались за голову, так сильно сжимали кулаки, что их ногти впивались в ладони, кусали губы до крови, а некоторые начинали нервно смеяться. Вот что рассказывает экспериментатор: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Я видел, как в лабораторию вошёл солидный бизнесмен, улыбающийся и уверенный в себе. За 20 минут он был доведён до нервного срыва. Он дрожал, заикался, постоянно дергал мочку уха и заламывал руки. Один раз он ударил себя кулаком по лбу и пробормотал: «О Боже, давайте прекратим это». И, тем не менее, он продолжал реагировать на каждое слово экспериментатора и безоговорочно ему повиновался.» Милгрэм, 1963"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В одном варианте эксперимента Милгрэм внёс в сценарий существенные изменения. Теперь исследователь велел «учителю» остановиться, в то время как жертва храбро настаивала на продолжении. Результат говорит сам за себя: когда продолжать требовал всего лишь такой же участник исследования, как и они, испытуемые в 100 % случаев отказались выдать хоть один дополнительный электрический разряд. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По мнению Милгрэма, полученные данные свидетельствуют о наличии интересного феномена: «это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 2006 году был проведён эксперимент, в ходе которого на месте обучаемого, получавшего удары током, находился компьютерный аватар, и участники эксперимента были в курсе того, что обучаемый нереален. При этом экспериментаторы указали в отчёте, что их физиологическая реакция была такой, «как будто всё реально». Люди испытывали страдание, причиняя боль, но не могли остановиться. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Страшно, да? "}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 0]}
Комментарии 3