3
О страхах | Паблико
146 подписчики

О страхах


27 мар 2023 · 14:23    

Вчера переписывалась с одним из авторов Паблико по поводу трусости и храбрости. Моя любимая мысль состоит в том, что иногда кажущийся храбрец на самом деле является трусом, и напротив: тот, кого окружающие обвиняют в боязливости, в действительности смел и мужествен. 

Я имела в виду в первую очередь ситуацию отстаивания идей и убеждений, которые в настоящее время в обществе непопулярны. И в качестве примера привела историю персонажа из рассказа Достоевского «Кроткая». Этот человек отказался драться на дуэли, потому что не считал себя оскорбленным и полагал безнравственным стреляться лишь потому, что так принято в его кругу. 

Когда я много лет назад прочитала «Кроткую», этот поступок показался мне просто верхом храбрости. Человек не побоялся поступить, как велела ему совесть – и за это подвергся позору (он был офицером, но за отказ от дуэли был изгнан из полка). 

Однако изложив факты своими словами, я заподозрила, что мой пример, пожалуй, сомнителен, и поведение героя Достоевского, как говорят сегодня, «вызывает вопросы». 



Кадр из русского фильма 1960 года. В ролях Андрей Попов и Ия Саввина. Актеры замечательные! Но я пока не нашла в себе силы посмотреть.


Рассказ «Кроткая» носит подзаголовок «фантастический», потому что имеет вид сбивчивого монолога растерянного персонажа в ужасные минуты его и без того несладкой жизни. То есть, фантастичность состоит в том, что, по мысли автора, этот монолог был зафиксирован невидимым стенографом. 

Это один из самых страшных и болезненных рассказов Достоевского написан им в глухую «скорпионью» пору – за три недели поздней осени 1878 года. Его, может быть, следовало бы называть «квинтэссенцией» творчества Достоевского – настолько густо он пропитан всей этой его «достоевщиной». Там и сладострастие, и мучительство, и бедность, и унижения, и вместе с тем гордость и сопротивление… 



В этом кадре болезненность уже видна.


В первое свое прочтение я считала «Кроткую» чем-то вроде «Анны Карениной»: ужасный конец, в котором никто не виноват. Просто два неврастеничных человека не разобрались друг в друге, и один из них выступил невольным палачом другого. Невыносимо жаль молодую женщину, но и ее неприятного и «токсичного», как сказали бы сегодня, мужа жаль не меньше. 

Наверное, в те юные свои годы я была более широких взглядов и более жалостливая! Теперь же читала «Кроткую» с ужасом и отвращением. Да нет – от ужаса и отвращения даже не сумела прочесть ее так внимательно и вдумчиво, как намеревалась. И сейчас отнюдь не уверена, что главный герой – храбрец. 

Это только в мрачном мире человеческого подсознания, темного подполья, который так хорошо знает Достоевский, люди могут столь сильно ошибаться друг в друге! 



Достоевского любят экранизировать! Вот и фильмов по "Кроткой" - не один десяток! Этот кадр - из французского под названием "Нежная", 1969 год. Действие, по-видимому, перенесено в современную Францию.


В каком-нибудь ином, более светлом, сознательном и здоровом мире, люди бы поругались хорошенько, высказали бы в лицо, что думают друг о друге, а не копили бы обиды в себе – в надежде, что придет все понимающий стенограф и запишет их садомазохистические излияния на бумагу. 

В освещенном солнечном свете мире каждый одинокий и непонятый может надеяться на чье-нибудь понимание, дружбу, а если повезет, то и любовь. Но в мире лунного света, где странности, пороки и фобии приобретают причудливые, изощренные формы, человекам трудно найти взаимопонимание. 

В моем представлении (да, наверное, не только моём))) солнечный мир – это Лев Толстой, лунный – Федор Достоевский. 

А что до преодоления страхов, то, разумеется, сначала их нужно именно осветить солнечным светом разума. И в этом случае никакого вопиющего непонимания и леденящего кровь позора быть не должно. 

Вчера переписывалась с одним из авторов Паблико по поводу трусости и храбрости. Моя любимая мысль состоит в том, что иногда кажущийся храбрец на самом деле является трусом, и напротив: тот, кого окружающие обвиняют в боязливости, в действительности смел и мужествен. 

Я имела в виду в первую очередь ситуацию отстаивания идей и убеждений, которые в настоящее время в обществе непопулярны. И в качестве примера привела историю персонажа из рассказа Достоевского «Кроткая». Этот человек отказался драться на дуэли, потому что не считал себя оскорбленным и полагал безнравственным стреляться лишь потому, что так принято в его кругу. 

Когда я много лет назад прочитала «Кроткую», этот поступок показался мне просто верхом храбрости. Человек не побоялся поступить, как велела ему совесть – и за это подвергся позору (он был офицером, но за отказ от дуэли был изгнан из полка). 

Однако изложив факты своими словами, я заподозрила, что мой пример, пожалуй, сомнителен, и поведение героя Достоевского, как говорят сегодня, «вызывает вопросы». 



Кадр из русского фильма 1960 года. В ролях Андрей Попов и Ия Саввина. Актеры замечательные! Но я пока не нашла в себе силы посмотреть.


Рассказ «Кроткая» носит подзаголовок «фантастический», потому что имеет вид сбивчивого монолога растерянного персонажа в ужасные минуты его и без того несладкой жизни. То есть, фантастичность состоит в том, что, по мысли автора, этот монолог был зафиксирован невидимым стенографом. 

Это один из самых страшных и болезненных рассказов Достоевского написан им в глухую «скорпионью» пору – за три недели поздней осени 1878 года. Его, может быть, следовало бы называть «квинтэссенцией» творчества Достоевского – настолько густо он пропитан всей этой его «достоевщиной». Там и сладострастие, и мучительство, и бедность, и унижения, и вместе с тем гордость и сопротивление… 



В этом кадре болезненность уже видна.


В первое свое прочтение я считала «Кроткую» чем-то вроде «Анны Карениной»: ужасный конец, в котором никто не виноват. Просто два неврастеничных человека не разобрались друг в друге, и один из них выступил невольным палачом другого. Невыносимо жаль молодую женщину, но и ее неприятного и «токсичного», как сказали бы сегодня, мужа жаль не меньше. 

Наверное, в те юные свои годы я была более широких взглядов и более жалостливая! Теперь же читала «Кроткую» с ужасом и отвращением. Да нет – от ужаса и отвращения даже не сумела прочесть ее так внимательно и вдумчиво, как намеревалась. И сейчас отнюдь не уверена, что главный герой – храбрец. 

Это только в мрачном мире человеческого подсознания, темного подполья, который так хорошо знает Достоевский, люди могут столь сильно ошибаться друг в друге! 



Достоевского любят экранизировать! Вот и фильмов по "Кроткой" - не один десяток! Этот кадр - из французского под названием "Нежная", 1969 год. Действие, по-видимому, перенесено в современную Францию.


В каком-нибудь ином, более светлом, сознательном и здоровом мире, люди бы поругались хорошенько, высказали бы в лицо, что думают друг о друге, а не копили бы обиды в себе – в надежде, что придет все понимающий стенограф и запишет их садомазохистические излияния на бумагу. 

В освещенном солнечном свете мире каждый одинокий и непонятый может надеяться на чье-нибудь понимание, дружбу, а если повезет, то и любовь. Но в мире лунного света, где странности, пороки и фобии приобретают причудливые, изощренные формы, человекам трудно найти взаимопонимание. 

В моем представлении (да, наверное, не только моём))) солнечный мир – это Лев Толстой, лунный – Федор Достоевский. 

А что до преодоления страхов, то, разумеется, сначала их нужно именно осветить солнечным светом разума. И в этом случае никакого вопиющего непонимания и леденящего кровь позора быть не должно. 

Читайте также

Комментарии 21

Войдите для комментирования
■ Чемодан_ 05 апр 2023 в 14:34
Как вы правы, смел обычно тот, на кого не и не подумаешь. Много раз убеждалась! Мне интересен ваш ход мысли, подписалась на вас, надеюсь взаимно)
■ Записки пассажира 05 апр 2023 в 14:35
Спасибо! Иду )
■ Путешествия 30 мар 2023 в 00:36
Очень интересная и познавательная статья. Спасибо за статью!
■ Путешествия 30 мар 2023 в 00:36
Интересные ваши мысли по поводу смелости и трусости!
■ Записки пассажира 30 мар 2023 в 06:39
Спасибо!
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ