3
Экономика во главе литературы | Паблико
146 подписчики

Экономика во главе литературы


14 фев 2023 · 10:43    

Недавно присутствовала на мероприятии, где один из выступавших заметил, что все мы живём по объективным экономическим законам. Вне зависимости, хотим того или нет. И что все остальные дисциплины - юриспруденция, например, - нужны в первую очередь для обслуживания экономических закономерностей.

Вроде как, элементарно! Однако же эта мысль поразила меня и теперь, читая русскую классику (в последнее время только ее и читаю-слушаю), вижу в ней описание прежде всего экономических процессов. Хотя, «вижу» - пожалуй, слишком громко сказано; скорее уж, чувствую! 



Скриншот делать научилась! "Обломова" на этом сайте - "Слухай" - читает Александр Клюквин. Разными голосами и, как мне показалось, по-мультяшному. Честно говоря, не сильно довольна таким воспроизведением. Но другой аудио-вариант романа Гончарова для меня слишком быстрый, а ещё один - чересчур музыкальный.


У подавляющего большинства людей - и персонажей) - всё же бытие определяет сознание, а не наоборот! 

Чичиков, Обломов, Левин... Эти герои не только обладают яркими психологическими качествами, но и знаменуют собою определенную экономическую эпоху или же проблему. У всех у них есть - или были, или подразумеваются в перспективе - имения. И взаимоотношения с этими имениями составляют фундамент произведений о них.

Вот Илья Ильич Обломов. Ему 33 года, 12 из них он живёт в Петербурге. Пару лет был чиновником, но это занятие оказалось для него нервным. Теперь он не служит, а существует на доход от поместья. 



Олег Табаков прекрасно сыграл Обломова! ...Но почему мне хочется видеть в этой роли Александра Калягина?


С каждым годом этот доход уменьшается, Обломов же собирается писать план управления имением, чтобы поправить свои дела и вообще устроить жизнь рационально и уютно.

Кроме того, у него возникает жилищный вопрос. Хозяин квартиры, где он живёт - в самом центре Питера, на Гороховой! - женит сына и срочно требует, чтоб Обломов освободил помещение. 

Вокруг этих двух проблем - «двух несчастий», как говорит Обломов - и закручивается сюжет.

Как мы помним, Обломов не справляется с поставленными перед ним задачами и погибает. Вероятно, от инсульта, спровоцированного малоподвижным образом жизни и обильной холестериновой пищей.

В романе Гончарова чередою проходят многие лица, типажи. Большинство представляют собою почти сатирическое изображение тех или иных представителей русской жизни.

Светлое пятно в романе, можно сказать, луч света первых его частей - друг детства Ильи Обломова, немец Андрей Штольц.



Юрий Богатырев в роли Штольца. 1979.


Противопоставление русских немцам начинается уже в самом начале произведения. Запомнила этот фрагмент с детства. Захар с гордостью говорит, что русский беспорядок это своего рода показатель «порядочной» жизни; а немцам-то где ж сору взять? Если они каждый кусочек хлеба берегут. Ни за что корочку не выбросят, а посушат сухари и подадут к пиву.

Мне такое немецкое обыкновение очень по душе! И практичный Штольц никакого душевного отторжения не вызвал. Напротив, тоже весьма понравился. Да ведь и сам обаятельный ленивец Обломов тоже любит этого своего антипода более всех остальных людей. 

Однако, насколько я помню, русская литературная критика разнесла бедного Штольца в пух и прах. Забыла, правда, в чем она его упрекала? В излишней рассудочности? Или же в том, что этот гончаровский тип не вполне жизнен?

В романе Гончарова Штольца тоже не все любят. Например, его просто терпеть не может грубиян Тарантьев. Весьма красноречивый тип! Как будто возродившийся, в шаржированном виде, в нынешних патриотах. 

Как простодушному читателю мне кажется, что в «Обломове» Гончаров развенчал пресловутый «русский характер». Да, у нас нежная и поэтическая душа, которая однако не мешает браниться с разными Захарами насчёт пропавшего сыра и медных монет. И так уж получается, что мелкие стороны загадочной русской души побеждают ее возвышенные качества. Это в стародавние легендарные времена тридцать лет и три года сиднем сидевший Илья Муромец все же нашел в себе силы встать и победить врагов. А в девятнадцатом веке Илья Обломов оказался не способным победить даже собственную лень. 



3733497_original.jpg 128 KB


Со всеми вытекающими последствиями для своего имения.

Недавно присутствовала на мероприятии, где один из выступавших заметил, что все мы живём по объективным экономическим законам. Вне зависимости, хотим того или нет. И что все остальные дисциплины - юриспруденция, например, - нужны в первую очередь для обслуживания экономических закономерностей.

Вроде как, элементарно! Однако же эта мысль поразила меня и теперь, читая русскую классику (в последнее время только ее и читаю-слушаю), вижу в ней описание прежде всего экономических процессов. Хотя, «вижу» - пожалуй, слишком громко сказано; скорее уж, чувствую! 



Скриншот делать научилась! "Обломова" на этом сайте - "Слухай" - читает Александр Клюквин. Разными голосами и, как мне показалось, по-мультяшному. Честно говоря, не сильно довольна таким воспроизведением. Но другой аудио-вариант романа Гончарова для меня слишком быстрый, а ещё один - чересчур музыкальный.


У подавляющего большинства людей - и персонажей) - всё же бытие определяет сознание, а не наоборот! 

Чичиков, Обломов, Левин... Эти герои не только обладают яркими психологическими качествами, но и знаменуют собою определенную экономическую эпоху или же проблему. У всех у них есть - или были, или подразумеваются в перспективе - имения. И взаимоотношения с этими имениями составляют фундамент произведений о них.

Вот Илья Ильич Обломов. Ему 33 года, 12 из них он живёт в Петербурге. Пару лет был чиновником, но это занятие оказалось для него нервным. Теперь он не служит, а существует на доход от поместья. 



Олег Табаков прекрасно сыграл Обломова! ...Но почему мне хочется видеть в этой роли Александра Калягина?


С каждым годом этот доход уменьшается, Обломов же собирается писать план управления имением, чтобы поправить свои дела и вообще устроить жизнь рационально и уютно.

Кроме того, у него возникает жилищный вопрос. Хозяин квартиры, где он живёт - в самом центре Питера, на Гороховой! - женит сына и срочно требует, чтоб Обломов освободил помещение. 

Вокруг этих двух проблем - «двух несчастий», как говорит Обломов - и закручивается сюжет.

Как мы помним, Обломов не справляется с поставленными перед ним задачами и погибает. Вероятно, от инсульта, спровоцированного малоподвижным образом жизни и обильной холестериновой пищей.

В романе Гончарова чередою проходят многие лица, типажи. Большинство представляют собою почти сатирическое изображение тех или иных представителей русской жизни.

Светлое пятно в романе, можно сказать, луч света первых его частей - друг детства Ильи Обломова, немец Андрей Штольц.



Юрий Богатырев в роли Штольца. 1979.


Противопоставление русских немцам начинается уже в самом начале произведения. Запомнила этот фрагмент с детства. Захар с гордостью говорит, что русский беспорядок это своего рода показатель «порядочной» жизни; а немцам-то где ж сору взять? Если они каждый кусочек хлеба берегут. Ни за что корочку не выбросят, а посушат сухари и подадут к пиву.

Мне такое немецкое обыкновение очень по душе! И практичный Штольц никакого душевного отторжения не вызвал. Напротив, тоже весьма понравился. Да ведь и сам обаятельный ленивец Обломов тоже любит этого своего антипода более всех остальных людей. 

Однако, насколько я помню, русская литературная критика разнесла бедного Штольца в пух и прах. Забыла, правда, в чем она его упрекала? В излишней рассудочности? Или же в том, что этот гончаровский тип не вполне жизнен?

В романе Гончарова Штольца тоже не все любят. Например, его просто терпеть не может грубиян Тарантьев. Весьма красноречивый тип! Как будто возродившийся, в шаржированном виде, в нынешних патриотах. 

Как простодушному читателю мне кажется, что в «Обломове» Гончаров развенчал пресловутый «русский характер». Да, у нас нежная и поэтическая душа, которая однако не мешает браниться с разными Захарами насчёт пропавшего сыра и медных монет. И так уж получается, что мелкие стороны загадочной русской души побеждают ее возвышенные качества. Это в стародавние легендарные времена тридцать лет и три года сиднем сидевший Илья Муромец все же нашел в себе силы встать и победить врагов. А в девятнадцатом веке Илья Обломов оказался не способным победить даже собственную лень. 



3733497_original.jpg 128 KB


Со всеми вытекающими последствиями для своего имения.

Читайте также

Комментарии 35

Войдите для комментирования
■ FazaАромата 19 фев 2023 в 14:12
Это в стародавние легендарные времена тридцать лет и три года сиднем сидевший Илья Муромец все же нашел в себе силы встать и победить врагов. А в девятнадцатом веке Илья Обломов оказался не способным победить даже собственную лень (с) Гениально! Про то, что сейчас делается, остается только умалчивать...
■ Записки пассажира 19 фев 2023 в 15:34
Стараюсь вылезать, где только можно - прямо и косвенно. ...Публика на Паблико довольно ... патриотическая)
■ Feikofob 16 фев 2023 в 12:38
Вот именно. И "Чайку" нужно ставить как комедию и шарж.
■ Записки пассажира 16 фев 2023 в 16:38
А Вы читали акунинскую "Чайку", где Треплева убили? Восторг!!!
■ Feikofob 16 фев 2023 в 19:47
Акунин еще и жанр детектива решил прицепить ... )
■ Feikofob 16 фев 2023 в 17:32
Да она и в оригинале комедия. Вот из письма Чехова Суворину: "Пишу её не без удовольствия, хотя страшно вру против условий сцены. Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро)
■ сосмыслом 15 фев 2023 в 22:07
Какие интересные выводы
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ