3
Чичиков | Паблико
146 подписчики

Чичиков


10 дек 2022 · 20:24    

Дослушала сегодня «Мёртвые души». Оказывается, в этой версии Чичикова озвучивает Александр Феклистов. Не узнала его: до последнего думала, что Александр Калягин) А вот, что дама приятная во всех отношениях - Оксана Мысина, догадалась сразу. Кажется, в фильме ее играла Инна Чурикова, а даму просто приятную - Федосеева-Шукшина? Можно, конечно, найти и узнать точно, но погадать почему-то увлекательнее.



Аудиокниги - вещь очень хорошая. Но один из ее недостатков - в том, что иногда аудиозапись "улетает", "перепрыгивает" через целые эпизоды... Меня, например, интересуют обстоятельства отъезда Чичикова из города Н, а также, отчего умер прокурор - связано это как-то с мертвыми душами или все же нет... Этот кусок из моей аудиокниги неведомым образом исчез...


Наверное, когда Ильф и Петров придумывали своего Остапа Бендера, они вспоминали Чичикова! Похожие же герои-авантюристы, которые не могут нормально жить и развиваться в своем отечестве. И структура произведений тоже похожа: путешествующий герой встречает разные типы - социальные и психологические, но практически сплошь все отрицательные.



Конечно, в случае с Остапом Бендером картина как бы перевёрнута: герой просто не видит, что жить вообще-то можно...


А вообще мне кажется, что Гоголь «неправильно расставил акценты», очернил вполне симпатичного героя, который профилем своим даже чем-то напоминает Наполеона. 

Вся беда ведь в том, что в России Наполеоном никак не сделаешься. Да что там - просто жить нормально и то невозможно! Вот одна из здешних авторов разразилась циклом статей на тему корысти. Но у «маленьких людей», коих большинство, нет корысти, а есть только стремление «жить по-человечески». Но как? Как этого добиться?

Окончив свое учебное заведение первым учеником, Чичиков долго не мог устроиться на службу - на место, которое давало бы ему, бедному «помещику без поместья», средства на пропитание. Без протекции никуда - таков был второй жизненный урок Чичикова (первый, про начальников и копейку, ему преподал, как все мы помним, папенька).

Так что, как ни крути, а получается, что все его «мошенничества» и «авантюры» - от безысходности и, можно сказать, на совести государства, где всё устроено из рук вон плохо, а интересы граждан - даже не на последнем месте, а вовсе без оного.

Как помним со школьных лет, Гоголь хотел создать триптих: первая картина сатирическая, вторая идеалистическая (с положительными героями), а третья, вроде как, философская, где Чичиков очищается от всех грехов и становится... Кем? Ну, может быть, Наполеоном - в высоком нравственном смысле...

Отголоски этой последней части, должно быть, слышатся в первой, где время от времени, не очень кстати, на мой вкус, «выскакивают» лирические отступления о самобытном русском характере, загадочной птице-тройке, перед которою когда-нибудь склонятся все народы...

В отличие от полнокровных, резко и вместе с тем тонко очерченных человеческих типов, которые, честно говоря, встречаются и сегодня, эти лирические песнопения наводят уныние. Я даже готова подозревать Гоголя в лицемерии или, может, в выполнении некоего «соцзаказа»...

Что бы, интересно, он сегодня сказал?

Хотя он и сказал вообще-то: 

«Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не даёт ответа».

Дослушала сегодня «Мёртвые души». Оказывается, в этой версии Чичикова озвучивает Александр Феклистов. Не узнала его: до последнего думала, что Александр Калягин) А вот, что дама приятная во всех отношениях - Оксана Мысина, догадалась сразу. Кажется, в фильме ее играла Инна Чурикова, а даму просто приятную - Федосеева-Шукшина? Можно, конечно, найти и узнать точно, но погадать почему-то увлекательнее.



Аудиокниги - вещь очень хорошая. Но один из ее недостатков - в том, что иногда аудиозапись "улетает", "перепрыгивает" через целые эпизоды... Меня, например, интересуют обстоятельства отъезда Чичикова из города Н, а также, отчего умер прокурор - связано это как-то с мертвыми душами или все же нет... Этот кусок из моей аудиокниги неведомым образом исчез...


Наверное, когда Ильф и Петров придумывали своего Остапа Бендера, они вспоминали Чичикова! Похожие же герои-авантюристы, которые не могут нормально жить и развиваться в своем отечестве. И структура произведений тоже похожа: путешествующий герой встречает разные типы - социальные и психологические, но практически сплошь все отрицательные.



Конечно, в случае с Остапом Бендером картина как бы перевёрнута: герой просто не видит, что жить вообще-то можно...


А вообще мне кажется, что Гоголь «неправильно расставил акценты», очернил вполне симпатичного героя, который профилем своим даже чем-то напоминает Наполеона. 

Вся беда ведь в том, что в России Наполеоном никак не сделаешься. Да что там - просто жить нормально и то невозможно! Вот одна из здешних авторов разразилась циклом статей на тему корысти. Но у «маленьких людей», коих большинство, нет корысти, а есть только стремление «жить по-человечески». Но как? Как этого добиться?

Окончив свое учебное заведение первым учеником, Чичиков долго не мог устроиться на службу - на место, которое давало бы ему, бедному «помещику без поместья», средства на пропитание. Без протекции никуда - таков был второй жизненный урок Чичикова (первый, про начальников и копейку, ему преподал, как все мы помним, папенька).

Так что, как ни крути, а получается, что все его «мошенничества» и «авантюры» - от безысходности и, можно сказать, на совести государства, где всё устроено из рук вон плохо, а интересы граждан - даже не на последнем месте, а вовсе без оного.

Как помним со школьных лет, Гоголь хотел создать триптих: первая картина сатирическая, вторая идеалистическая (с положительными героями), а третья, вроде как, философская, где Чичиков очищается от всех грехов и становится... Кем? Ну, может быть, Наполеоном - в высоком нравственном смысле...

Отголоски этой последней части, должно быть, слышатся в первой, где время от времени, не очень кстати, на мой вкус, «выскакивают» лирические отступления о самобытном русском характере, загадочной птице-тройке, перед которою когда-нибудь склонятся все народы...

В отличие от полнокровных, резко и вместе с тем тонко очерченных человеческих типов, которые, честно говоря, встречаются и сегодня, эти лирические песнопения наводят уныние. Я даже готова подозревать Гоголя в лицемерии или, может, в выполнении некоего «соцзаказа»...

Что бы, интересно, он сегодня сказал?

Хотя он и сказал вообще-то: 

«Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не даёт ответа».

Читайте также

Комментарии 12

Войдите для комментирования
■ Путешествия 16 дек 2022 в 23:56
Волшебная статья! Большое спасибо за статью! Лайки и клики
Никогда не слушала аудиокниги, мне кажется мне не понравится
■ сосмыслом 15 дек 2022 в 20:14
А вспомните, как раньше по радио слушали сказки или спектакли, те же аудиокниги
■ Записки пассажира 12 дек 2022 в 21:11
Да нет, совсем даже неплохая вещь, скорее - очень хорошая!)
■ У окна 11 дек 2022 в 13:47
Пока не смогла полюбить аудиокниги. Хотя раньше и спектакли, и книги по радио слушала с удовольствием..
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ