3
На Руси были прямоезжие дороги, но... | Паблико
166 подписчики

На Руси были прямоезжие дороги, но...


25 сен 2023 · 18:39    



2023-09-25_18-52-48.png 450.25 KB


В России две беды: дураки и дороги. Насчет первой - вопрос спорный, это как посмотреть, а вот про дороги, думаю, многие согласятся - дороги в России всегда были, мягко выражаясь, не очень! Но это в России, то есть в наше время. А как дела с дорогами обстояли в стародавние времена?

А в стародавние времена, на Руси, дороги тоже были такими, что не позавидуешь, и нашим предкам, в этом отношении, было далеко до римлян, которые в строительстве дорог преуспели.



Такие дороги были у римлян Фото: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/941737/pub_605e11aa038b20790c2f16a8_605e11d1d87a7033bca398b1/scale_1200


Каковы дороги были в России, в прошлом, можно увидеть на картинах русских художников:



И.И.Левитан "Владимирка", фото: https://urok.1sept.ru/articles/513129/img3.jpg




П.О.Ковалевский "Объезд епархии". 1885 г. Государственная Третьяковская галерея




И.М.Прянишников "Возвращение с ярмарки" https://pbs.twimg.com/media/FHJv2plXsAcQIpd.jpg




В.Д. Фомок "Поздняя осень" https://bidspirit-images.global.ssl.fastly.net/rusenamel/cloned-images/55361/1/a_ignore_q_80_w_1000_c_limit_1.jpg




В.Ю.Жданов "Октябрь в Мариенбурге" (Мариенбург - исторический район в Гатчине) https://img-fotki.yandex.ru/get/9256/86441892.99e/0_11b768_1ec1adc5_orig.jpg




М.Кремер "Зимняя дорога" https://static.auction.ru/offer_images/2018/03/30/12/big/E/EDIeGNRDbaD/kartina_zimnjaja_doroga_loshad_khudozhnik_mark_kremer_rod_1928_pejzazh.jpg


Трудно эти дороги назвать дорогами. По сути, это не дороги, а накатанные колеи от повозок, саней, телег, утрамбованные копытами лошадей и ногами пеших путников.

В Риме строительству дорог уделялось большое внимание, для этого привлекались немалые затраты и труд тысяч рабочих. После падения Римской империи дороги продолжали существовать очень долгое время, и европейцы ими пользовались, да и по сей день кое-где пользуются. А на территории Восточной Европы римляне своих дорог не строили. И в расцвет Древнерусского государства люди больше пользовались речными путями, чем наземными.



И.Мошкин Русский Север https://img-fotki.yandex.ru/get/28982/288862304.47/0_152c6c_e8cf5dc0_orig.jpg


Первые упоминания о строительстве дорог на Руси появляются в X веке. Об этом можно узнать из Лаврентьевской летописи, где рассказывается, что князь Владимир Святославович призывает народ на строительство дорог: «Требите пути и мостите мосты». И первые дороги строились с помощью деревянных настилов, а также бревен, досок и веток. Мосты тоже были деревянными.



http://www.arhplan.ru/img/articles/211-derevyannyy-most-v-novgorode.jpg




https://tolstayavorona.ru/wp-content/uploads/2020/07/novgorod3-1536x864.jpg


В основном такие дороги были в городе, и на выходах из него. А вот дальше, когда настил из досок резко обрывался, начиналась грунтовка.

Дороги в старину нужны были для сообщения между крупными населенными пунктами, городами, селами. А вот в небольшие селения дорог, фактически, не было. Они возникали путем протаптывания тропинок, и накатывания колесами телег. В иные места, находящиеся в лесных и болотистых районах, дорог и вовсе не было. Пройти можно было лишь по тропинкам, которые частенько запутывали странников и уводили их «не туда».

Дороги также были нужны, чтобы вести торгово-промышленные отношения с соседними государствами и племенами. Некоторые дороги были прямоезжими, так как не требовалось особых усилий и затрат на их прокладывание.



А.П.Рябушкин "Дорога" http://www.art-catalog.ru/data_picture_2020/picture/156/11749.jpg


Они были не просто прямыми, но и широкими. Но таких дорог на Руси было крайне мало. Их развитие тесно связано с почтой: натуральная почтовая повинность (обязанность дать княжескому гонцу коня и корм) в Киевской Руси появилась уже в X веке.

В основном древние дороги Руси, (заметьте, именно Руси, а не всех территорий, которые сейчас находятся во владениях России), делились на два вида: местные «проселки» и великие «гостиницы».

Монгольская империя, в свою очередь, в XIII веке, дойдя до границ русских княжеств, дала толчок в развитии дорожного строительства. Для свободного и быстрого передвижения княжеских дружин нужны были дороги, которые, по крайней мере, были хорошо проходимыми пешими и конными воинами.



http://www.n-jerusalem.ru/data/2018/07/08/1234186247/3_026.jpg


Первую систему почтовых станций вдоль дорог (ямов) создали, как раз, татаро-монгольские завоеватели. Это делалось для быстрой связи золотоордынцев с окраинами.

В XIV веке, при Иване Калите строят мощенные дороги. Чаще всего их мостили деревом, но были уже и те, что мостились с помощью камней и булыжников. Дорог в это время становится больше, и они уже значительно шире.

В XV веке вдоль крупных трактов имеется собственная почтовая служба. Через каждые 40-60 верст находятся ямские станции. Об этом сложено не мало стихов и песен, например, песня «Ямщик, не гони лошадей...», но мне по душе вот эти строки из современного стихотворения «Бесы»:

... Еще совсем недавно было тихо

И вот уже метёт, гудит, ревёт

О тех, кто сам разбудит это лихо

На русскую дорогу попадёт.

И всё быстрей, быстрей несутся кони,

От мокрых крупов вверх клубится пар.

Прости, ямщик, я вижу, что ты понял,

Какой ездок опять к тебе попал...

https: //stihi. ru/2017/10/13/7172



Н.Е.Сверчков "Метель" https://www.asu.ru/files/images/editor/2015-12/sverchkov.jpg


С XVI века дороги строят уже по определенным правилам, установленным в «Судебнике» 1589 года. Ширина дороги устанавливается в полторы сажени. В 1643 году в Москве строят большой каменный мост.

И лишь в XVII веке на строительство дорог стали выделяться деньги, была введена регулярная почтовая связь, и на почтовые станции возлагалась обязанность брать дорожную пошлину.

Но несмотря на то, что на дворе уже XXI век, что весь мир имеет асфальтированные дороги, в нашей матушке - Руси - России до сих пор встречается не только это:



https://bryansktoday.ru/uploads/common/a4b6eabc7b267c50_XL.jpg


Но и это:



https://a.d-cd.net/df71612s-960.jpg


При этом и по сей день не в каждую деревню есть асфальт, или «гравийка».

Сейчас часто говорят о древних прямоезжих дорогах Руси и Сибири. Но о каких таких мифических сверхдорогах, построенных, якобы, древней цивилизацией идет речь - я не знаю. По факту ни один исследователь не смог предъявить ни одного фото этого мифического чуда, которое находят со спутниковых снимков. Чаще всего - это просеки в тайге. Прямоезжие дороги были, но они представляли собой широкую прямую дорогу - грунтовку, которая была накатана колесами и протоптана лошадьми. Такие дороги уже вряд ли существуют - природа быстро забирает свое. А секрет «незарастающих» лесных просек хорошо виден здесь:



https://kostroma.today/wp-content/uploads/2022/06/21-22_2.jpg


Но очень хочется верить в то, что русский народ, самый читающий и мечтательный народ в мире, все-таки решит для себя, что в стране нужно строить дороги и поднимать села, восстанавливать собственную промышленность и сельское хозяйство. А сидеть и вспоминать, какими же технологиями обладали прошлые цивилизации, если они на самом деле были до нас, глупо. Для этого и важно знать историю, чтобы некоторые сказочники не внушали нам, что наши предтечи строили сверхдороги, чего мы делать до сих пор, якобы, не научились. Отнюдь, дороги в России строить умеют и могут, но почему-то уделяют этому очень мало средств.



https://somanyhorses.ru/wp-content/images/news/avto-novosti/2021/6/v-rossii-utverdili-novye-trebovaniya-k-chetyrehpolosnym-dorogam/60d0cf4cc098a_5176eaa65d8a3d83ec1d3860b9adbc1c.jpg


Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, пишите комментарии!

Приглашаю на мой Дзен-канал!



2023-09-25_18-52-48.png 450.25 KB


В России две беды: дураки и дороги. Насчет первой - вопрос спорный, это как посмотреть, а вот про дороги, думаю, многие согласятся - дороги в России всегда были, мягко выражаясь, не очень! Но это в России, то есть в наше время. А как дела с дорогами обстояли в стародавние времена?

А в стародавние времена, на Руси, дороги тоже были такими, что не позавидуешь, и нашим предкам, в этом отношении, было далеко до римлян, которые в строительстве дорог преуспели.



Такие дороги были у римлян Фото: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/941737/pub_605e11aa038b20790c2f16a8_605e11d1d87a7033bca398b1/scale_1200


Каковы дороги были в России, в прошлом, можно увидеть на картинах русских художников:



И.И.Левитан "Владимирка", фото: https://urok.1sept.ru/articles/513129/img3.jpg




П.О.Ковалевский "Объезд епархии". 1885 г. Государственная Третьяковская галерея




И.М.Прянишников "Возвращение с ярмарки" https://pbs.twimg.com/media/FHJv2plXsAcQIpd.jpg




В.Д. Фомок "Поздняя осень" https://bidspirit-images.global.ssl.fastly.net/rusenamel/cloned-images/55361/1/a_ignore_q_80_w_1000_c_limit_1.jpg




В.Ю.Жданов "Октябрь в Мариенбурге" (Мариенбург - исторический район в Гатчине) https://img-fotki.yandex.ru/get/9256/86441892.99e/0_11b768_1ec1adc5_orig.jpg




М.Кремер "Зимняя дорога" https://static.auction.ru/offer_images/2018/03/30/12/big/E/EDIeGNRDbaD/kartina_zimnjaja_doroga_loshad_khudozhnik_mark_kremer_rod_1928_pejzazh.jpg


Трудно эти дороги назвать дорогами. По сути, это не дороги, а накатанные колеи от повозок, саней, телег, утрамбованные копытами лошадей и ногами пеших путников.

В Риме строительству дорог уделялось большое внимание, для этого привлекались немалые затраты и труд тысяч рабочих. После падения Римской империи дороги продолжали существовать очень долгое время, и европейцы ими пользовались, да и по сей день кое-где пользуются. А на территории Восточной Европы римляне своих дорог не строили. И в расцвет Древнерусского государства люди больше пользовались речными путями, чем наземными.



И.Мошкин Русский Север https://img-fotki.yandex.ru/get/28982/288862304.47/0_152c6c_e8cf5dc0_orig.jpg


Первые упоминания о строительстве дорог на Руси появляются в X веке. Об этом можно узнать из Лаврентьевской летописи, где рассказывается, что князь Владимир Святославович призывает народ на строительство дорог: «Требите пути и мостите мосты». И первые дороги строились с помощью деревянных настилов, а также бревен, досок и веток. Мосты тоже были деревянными.



http://www.arhplan.ru/img/articles/211-derevyannyy-most-v-novgorode.jpg




https://tolstayavorona.ru/wp-content/uploads/2020/07/novgorod3-1536x864.jpg


В основном такие дороги были в городе, и на выходах из него. А вот дальше, когда настил из досок резко обрывался, начиналась грунтовка.

Дороги в старину нужны были для сообщения между крупными населенными пунктами, городами, селами. А вот в небольшие селения дорог, фактически, не было. Они возникали путем протаптывания тропинок, и накатывания колесами телег. В иные места, находящиеся в лесных и болотистых районах, дорог и вовсе не было. Пройти можно было лишь по тропинкам, которые частенько запутывали странников и уводили их «не туда».

Дороги также были нужны, чтобы вести торгово-промышленные отношения с соседними государствами и племенами. Некоторые дороги были прямоезжими, так как не требовалось особых усилий и затрат на их прокладывание.



А.П.Рябушкин "Дорога" http://www.art-catalog.ru/data_picture_2020/picture/156/11749.jpg


Они были не просто прямыми, но и широкими. Но таких дорог на Руси было крайне мало. Их развитие тесно связано с почтой: натуральная почтовая повинность (обязанность дать княжескому гонцу коня и корм) в Киевской Руси появилась уже в X веке.

В основном древние дороги Руси, (заметьте, именно Руси, а не всех территорий, которые сейчас находятся во владениях России), делились на два вида: местные «проселки» и великие «гостиницы».

Монгольская империя, в свою очередь, в XIII веке, дойдя до границ русских княжеств, дала толчок в развитии дорожного строительства. Для свободного и быстрого передвижения княжеских дружин нужны были дороги, которые, по крайней мере, были хорошо проходимыми пешими и конными воинами.



http://www.n-jerusalem.ru/data/2018/07/08/1234186247/3_026.jpg


Первую систему почтовых станций вдоль дорог (ямов) создали, как раз, татаро-монгольские завоеватели. Это делалось для быстрой связи золотоордынцев с окраинами.

В XIV веке, при Иване Калите строят мощенные дороги. Чаще всего их мостили деревом, но были уже и те, что мостились с помощью камней и булыжников. Дорог в это время становится больше, и они уже значительно шире.

В XV веке вдоль крупных трактов имеется собственная почтовая служба. Через каждые 40-60 верст находятся ямские станции. Об этом сложено не мало стихов и песен, например, песня «Ямщик, не гони лошадей...», но мне по душе вот эти строки из современного стихотворения «Бесы»:

... Еще совсем недавно было тихо

И вот уже метёт, гудит, ревёт

О тех, кто сам разбудит это лихо

На русскую дорогу попадёт.

И всё быстрей, быстрей несутся кони,

От мокрых крупов вверх клубится пар.

Прости, ямщик, я вижу, что ты понял,

Какой ездок опять к тебе попал...

https: //stihi. ru/2017/10/13/7172



Н.Е.Сверчков "Метель" https://www.asu.ru/files/images/editor/2015-12/sverchkov.jpg


С XVI века дороги строят уже по определенным правилам, установленным в «Судебнике» 1589 года. Ширина дороги устанавливается в полторы сажени. В 1643 году в Москве строят большой каменный мост.

И лишь в XVII веке на строительство дорог стали выделяться деньги, была введена регулярная почтовая связь, и на почтовые станции возлагалась обязанность брать дорожную пошлину.

Но несмотря на то, что на дворе уже XXI век, что весь мир имеет асфальтированные дороги, в нашей матушке - Руси - России до сих пор встречается не только это:



https://bryansktoday.ru/uploads/common/a4b6eabc7b267c50_XL.jpg


Но и это:



https://a.d-cd.net/df71612s-960.jpg


При этом и по сей день не в каждую деревню есть асфальт, или «гравийка».

Сейчас часто говорят о древних прямоезжих дорогах Руси и Сибири. Но о каких таких мифических сверхдорогах, построенных, якобы, древней цивилизацией идет речь - я не знаю. По факту ни один исследователь не смог предъявить ни одного фото этого мифического чуда, которое находят со спутниковых снимков. Чаще всего - это просеки в тайге. Прямоезжие дороги были, но они представляли собой широкую прямую дорогу - грунтовку, которая была накатана колесами и протоптана лошадьми. Такие дороги уже вряд ли существуют - природа быстро забирает свое. А секрет «незарастающих» лесных просек хорошо виден здесь:



https://kostroma.today/wp-content/uploads/2022/06/21-22_2.jpg


Но очень хочется верить в то, что русский народ, самый читающий и мечтательный народ в мире, все-таки решит для себя, что в стране нужно строить дороги и поднимать села, восстанавливать собственную промышленность и сельское хозяйство. А сидеть и вспоминать, какими же технологиями обладали прошлые цивилизации, если они на самом деле были до нас, глупо. Для этого и важно знать историю, чтобы некоторые сказочники не внушали нам, что наши предтечи строили сверхдороги, чего мы делать до сих пор, якобы, не научились. Отнюдь, дороги в России строить умеют и могут, но почему-то уделяют этому очень мало средств.



https://somanyhorses.ru/wp-content/images/news/avto-novosti/2021/6/v-rossii-utverdili-novye-trebovaniya-k-chetyrehpolosnym-dorogam/60d0cf4cc098a_5176eaa65d8a3d83ec1d3860b9adbc1c.jpg


Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, пишите комментарии!

Приглашаю на мой Дзен-канал!

Читайте также

Комментарии 20

Войдите для комментирования
■ просто ас 03 окт 2023 в 14:56
При нашем климате не удивительно, что дороги быстро выходят из строя, да и строить не так много времени, Или мороз, или распутица.И все же надо отдать должное, в последние годы дороги строят везде. Только враг будет говорить обратное. У нас в области (кстати Белгородская) даже все проселочные дороги в отличном состоянии. И не один год.
■ Лунная дорожка 28 сен 2023 в 14:52
Сейчас в провинции все дороги плохие. У нас меняют асфальт, уложенный прошлым летом. Он не соответствует нормам(По поводу прямоезжих дорог: неизменно удивляюсь крутым поворотам на дорогах, идущих через поля) Это дороги местные, не федеральные.
■ С.З.Медведь 28 сен 2023 в 10:34
У меня рядом, не большая улица, так её, раза 4 за 9-10 лет, новым асфальтом перестилают, хотя дорога очень нормальная (отмывают деньги).
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ