В Никоновской летописи, которая была написана в XVI веке, упоминается поход Руси на Константинополь в 860 году и последующее за ним крещение. Однако из-за смешения различных источников Аскольду и Диру были приписаны четыре военные экспедиции против Византии, одна из которых якобы завершилась принятием христианства.
Эти сведения не соответствуют действительности. Ещё больше запутывают историю краткие сообщения Никоновской летописи о правлении Аскольда и Дира в Киеве. В них говорится, что сын князя Аскольда был убит болгарами, что Аскольд и Дир воевали с полочанами и печенегами, а также приняли «новгородских мужей», бежавших от террора князя Рюрика.
Последнее сообщение, вероятно, является авторской интерпретацией информации из «Повести временных лет» (ПВЛ) о том, что Аскольд и Дир собрали в Киеве много варягов. Возможно, информация о войне с полочанами возникла из-за ошибки в Троицком списке ПВЛ, где Аскольд и Дир владели не «польской» (то есть полянской) землёй, а «полотьскою».
Существует предположение, что сведения о войнах с болгарами и печенегами были придуманы книжником XVI века. Эти данные не имеют под собой оснований в оригинальных древнерусских летописях более раннего периода.
Идея о существовании в IX веке так называемой «летописи Оскольда» и её списков на Руси, выдвинутая Б. А. Рыбаковым, представляется маловероятной. В то время на территории Восточно-Европейской равнины ещё не было письменности и не существовало традиции историописания.
Тем не менее, в Киеве, возможно, сохранились воспоминания о войнах Аскольда и Дира с соседними племенами. Эти события могли быть отражены в ранних древнерусских летописях XI–XII веков, которые, к сожалению, не дошли до наших дней или пока не обнаружены. Позднее эти сведения каким-то образом попали в Никоновскую летопись.
В «Польской истории» («Анналах») польского историка XV века Яна Длугоша содержатся уникальные сведения об Аскольде и Дире, которые восходят к древнерусским летописям.
В «Анналах» представлен вариант истории, близкий к Начальному своду: Аскольд (Oszkald) и Дир (Dir) не были связаны с Рюриком и были убиты сыном Рюрика Игорем. Однако в этом тексте отсутствуют многие подробности, которые можно найти в «Повести временных лет».
Ключевая особенность повествования Яна Длугоша об Аскольде и Дире заключается в том, что они представлены прямыми потомками Кия, Щека и Хорива: «После смерти Кия, Щека и Корева их сыновья и потомки княжили у русских много лет, и так продолжалось до тех пор, пока не появились два родных брата — Оскольд и Дир».
Возможно, в «Польской истории» был утрачен какой-то вариант древнерусского летописного рассказа об Аскольде и Дире, где они были указаны как потомки Кия. Однако более вероятно, что это предположение самого историка.
Ян Длугош в своих трудах описывал Кия как языческого князя польского происхождения. Его прямые потомки Аскольд и Дир считались законными правителями Киева и были тесно связаны с польской знатью. В то же время, Игорь и его потомки, пришедшие извне, воспринимались как захватчики и узурпаторы.
Однако, принимая во внимание, что имя Кия имеет славянское происхождение, а имена Аскольда и Дира — скандинавское, достоверность этой генеалогии вызывает сомнения.
В своём историческом труде «Золотые копи и россыпи самоцветов», созданном между 943 и 956 годами, арабский историк аль-Масуди упоминает «первого из славянских царей» по имени «ад-Дир». Интересно, что это имя фонетически напоминает имя Дир, которое встречается в других источниках. Однако это прочтение имени лишь одно из возможных, и неизвестно, использовалось ли оно в первоначальном тексте «Золотых копей и россыпей самоцветов».
Описание крупных городов и обширных владений, а также информация о том, что столицу этого «славянского малика» посещают мусульманские купцы с товарами, совершенно не соответствуют действительности о Киеве и его окрестностях в IX веке.
Соправитель небольшого города, каким был Киев в то время, не мог претендовать на звание «первого славянского князя». Из текста Масуди ясно, что речь идёт о живом правителе, который был современником автора. Возможно, стоит согласиться с Д. Е. Мишиным, который считает, что в этом сообщении речь идёт не о князе Киева Дире.
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "2025-01-25_23-49-10.png", "filesize": 649024, "height": 753, "pic_id": 952951, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/27/2025-01-25_23-49-10.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250127%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250127T132211Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=bfd2487699f8e863aab7f62def55e1fd5d9e61114d8529532d960b3fb3bf8b5f", "width": 706}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Никоновской летописи, которая была написана в XVI веке, упоминается поход Руси на Константинополь в 860 году и последующее за ним крещение. Однако из-за смешения различных источников Аскольду и Диру были приписаны четыре военные экспедиции против Византии, одна из которых якобы завершилась принятием христианства."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эти сведения не соответствуют действительности. Ещё больше запутывают историю краткие сообщения Никоновской летописи о правлении Аскольда и Дира в Киеве. В них говорится, что сын князя Аскольда был убит болгарами, что Аскольд и Дир воевали с полочанами и печенегами, а также приняли «новгородских мужей», бежавших от террора князя Рюрика."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Последнее сообщение, вероятно, является авторской интерпретацией информации из «Повести временных лет» (ПВЛ) о том, что Аскольд и Дир собрали в Киеве много варягов. Возможно, информация о войне с полочанами возникла из-за ошибки в Троицком списке ПВЛ, где Аскольд и Дир владели не «польской» (то есть полянской) землёй, а «полотьскою»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Существует предположение, что сведения о войнах с болгарами и печенегами были придуманы книжником XVI века. Эти данные не имеют под собой оснований в оригинальных древнерусских летописях более раннего периода."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Идея о существовании в IX веке так называемой «летописи Оскольда» и её списков на Руси, выдвинутая Б. А. Рыбаковым, представляется маловероятной. В то время на территории Восточно-Европейской равнины ещё не было письменности и не существовало традиции историописания."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тем не менее, в Киеве, возможно, сохранились воспоминания о войнах Аскольда и Дира с соседними племенами. Эти события могли быть отражены в ранних древнерусских летописях XI–XII веков, которые, к сожалению, не дошли до наших дней или пока не обнаружены. Позднее эти сведения каким-то образом попали в Никоновскую летопись."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В «Польской истории» («Анналах») польского историка XV века Яна Длугоша содержатся уникальные сведения об Аскольде и Дире, которые восходят к древнерусским летописям."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В «Анналах» представлен вариант истории, близкий к Начальному своду: Аскольд (Oszkald) и Дир (Dir) не были связаны с Рюриком и были убиты сыном Рюрика Игорем. Однако в этом тексте отсутствуют многие подробности, которые можно найти в «Повести временных лет»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ключевая особенность повествования Яна Длугоша об Аскольде и Дире заключается в том, что они представлены прямыми потомками Кия, Щека и Хорива: «После смерти Кия, Щека и Корева их сыновья и потомки княжили у русских много лет, и так продолжалось до тех пор, пока не появились два родных брата — Оскольд и Дир»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Возможно, в «Польской истории» был утрачен какой-то вариант древнерусского летописного рассказа об Аскольде и Дире, где они были указаны как потомки Кия. Однако более вероятно, что это предположение самого историка."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ян Длугош в своих трудах описывал Кия как языческого князя польского происхождения. Его прямые потомки Аскольд и Дир считались законными правителями Киева и были тесно связаны с польской знатью. В то же время, Игорь и его потомки, пришедшие извне, воспринимались как захватчики и узурпаторы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако, принимая во внимание, что имя Кия имеет славянское происхождение, а имена Аскольда и Дира — скандинавское, достоверность этой генеалогии вызывает сомнения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В своём историческом труде «Золотые копи и россыпи самоцветов», созданном между 943 и 956 годами, арабский историк аль-Масуди упоминает «первого из славянских царей» по имени «ад-Дир». Интересно, что это имя фонетически напоминает имя Дир, которое встречается в других источниках. Однако это прочтение имени лишь одно из возможных, и неизвестно, использовалось ли оно в первоначальном тексте «Золотых копей и россыпей самоцветов»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Описание крупных городов и обширных владений, а также информация о том, что столицу этого «славянского малика» посещают мусульманские купцы с товарами, совершенно не соответствуют действительности о Киеве и его окрестностях в IX веке."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Соправитель небольшого города, каким был Киев в то время, не мог претендовать на звание «первого славянского князя». Из текста Масуди ясно, что речь идёт о живом правителе, который был современником автора. Возможно, стоит согласиться с Д. Е. Мишиным, который считает, что в этом сообщении речь идёт не о князе Киева Дире."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Продолжение следует..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Предыдущая часть: "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@svetlana-avtor/askold_i_dir_chast_2-307318/"}, "string": "здесь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мой Байтопик: "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://bytopic.ru/post/6916"}, "string": "https: //bytopic. ru/post/6916"}], "attributes": []}], "selectedRange": [4270, 4270]}
Комментарии 19