29 ноя 2022 · 08:00    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Всем доброго времени суток!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Наши священники впадают в пьянство, — пожаловался Ян Гус в одной из воскресных молитв. Даже беглый взгляд на источники второй половины XIV и начала XV веков подтверждает, что озлобленность Гуса основывалась на суровой реальности. В своих проповедях Ян Гус не раз опирался на своих коллег, которые поклонялись Господу в пабе, а не в церкви. И его упреки были не просто преувеличенной критикой строгого моралиста. "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Опрос"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1379–1382 годах Пражский архидиакон Павел з Янович и его писец посетили отдельные приходы всех десяти благочиний, входивших в Пражское архиепископство. Он осмотрел богослужебную утварь, опросил духовенство и местных прихожан, а затем все тщательно зафиксировал. Записанные заявления послужили доказательством для возможного будущего судебного разбирательства. Сегодня трудно сказать, что представлял себе архидиакон. Как опытный священнослужитель, он знал свое окружение. Если он надеялся, что в Праге есть церковь, где служит священник, который соответствовал бы представлению об идеальном священнослужителе, то должен был разочароваться. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Опрошенные приходские священники красочно описывали прегрешения своих коллег, которые обычно подтверждались мирянами. Писца было недостаточно, чтобы записывать пикантные истории. Половую жизнь духовенства можно было охарактеризовать по-разному, но она точно не соответствовала нормам безбрачия. В протоколе зафиксировано множество показаний о непризнанных детях приходских священников, которые были у них с приходскими горничными и кухарками. Помимо наложничества, частым проступком было посещение местных и загородных кабаков, при которых священнослужители несоразмерно предавались бродильным напиткам и играли в азартные игры. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Напитки"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "eduard_grutzner_drei_monche_bei_der_brotzeit_1885.jpg", "filesize": 83594, "height": 620, "pic_id": 271082, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/27/eduard_grutzner_drei_monche_bei_der_brotzeit_1885.jpeg", "width": 940}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Алкогольные напитки, особенно вино, пиво и медовуха, были основными источниками питья наряду с водой. Исключительное положение среди этих напитков занимало вино, которое в сатирических композициях вступало в конфликт с водой. Если в латинском варианте вода постепенно отходила в оборону, то в старочешском пьяный мастер Священного Писания заканчивал конфликт выпивки компромиссом (нужно и то, и другое), по весомой причине: боялся "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«чтобы не случилось беды, чтобы вода не убила вино» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", и тогда ему нечего было бы пить. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако и в реальной жизни в воображаемом споре победило вино, которое, как знак крови Христа, вознеслось на пьедестал средневековых напитков. В гуситской Богемии его причастие стало одним из четырех статей Праги и в символе чаши украшало знамёна Божьих воинов. Но это было не только влияние мистико-магической концепции вина. Также из чисто практических, т. е. оздоровительных соображений, рекомендовалось пить вино, а не воду. Его не нужно было избегать, даже если кто-то решил поститься."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Говорят, что Петр Пустевник, популярный проповедник первого крестового похода, питался только рыбой и вином. Анежка Ческа, основатель Ордена Креста с Красной Звездой, пила вино во время поста. Архиепископ Ян Енштейнский, напротив, в постные дни подкреплялся пивом. Наоборот, вода, нехватка которой сегодня является глобальной проблемой, не представляла собой ничего исключительного. Кто её пил, тот считался простым человеком. Более того, действительно лучше было утолить жажду вином, чем водой, потому что вода, взятая из колодцев, не была чистой. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так что Церковь не видела проблемы в употреблении вина или пива. Она выступала против чрезмерного употребления ферментированных напитков и их потребления в пабах, которые, помимо алкоголя, предлагали еще одно искушение: азартные игры. Эти два атрибута вместе с сожительством неоднократно становились объектом критики в церковных трактатах, проповедниками и обсуждались на синодах и соборах. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Опасность"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В то время как алкоголь разрушил социальные отношения, физическую форму и здоровье, азартные игры также разрушили имущество. В раннем средневековье выдающийся ученый и энциклопедист Исидор Севильский указывал, что проведение этих игр никогда не обходилось без мошенничества, лжи и лжесвидетельства. Образованный Чешский йомен Томаш Штитны из Штитне красочно описал, что происходит при игре в кости: "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Безобразное поведение, грязные разговоры, безумные разговоры о святых и о Боге, ложные убеждения, клятвы, ссоры, убийства, после потери тяжелой болезни костей, воровство». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Игральные кости считались орудием дьявола, что подтверждалось тем, что в кости играли в основном ночью. Известно, что различные правонарушения, совершенные под покровом тьмы, в Средние века более строго судились и соответственно наказывались. По словам Томаша Штитны, результат азартной игры всегда плохой: "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Если ты узнаешь, то это плохо для победы, а если ты проиграешь, это тоже нехорошо для него». "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "В случае пьянства именно церковь встала на крестный путь против вредного воздействия азартных игр."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "В вине есть правда?"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если о Средневековье говорят, что оно было серым или темным, достаточно вкратце прочитать протокол посещения, и перед нами предстанет будничная красочная жизнь духовенства люксембургской эпохи. Среди частых посетителей таверны были прислужники, поведение которых стало объектом критики Гуса, потому что они не проповедуют после мессы, они обычно спят или играют и не одеваются в таверне"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": ". "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но священники также были заядлыми пьяницами и игроками. Некий Людвик по имени Коята, пастор церкви св. Яна в Подскали, его часто видели входящим голым в дом своего друга, каноника Вышеградской церкви, где жила его наложница Марта, после игры с горожанами Праги, которую он явно проиграл."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "О Якубе, викарии из Джинки, говорили, что он пил, сколько мог, в трактире в Горжовицах, где он, по-видимому, любил и часто посещал, в том числе и свою одежду. Ведь он сам признался архидиакону, что и тунику, и башлык выпил в упомянутом трактире, но тот на одном дыхании уверил, что эти вещи ему потом вернули. Его местный коллега из Горжовиц сказал о нем, что он не только пил все, что у него было, но и тошнило от выпитого. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Приходской священник во Вранове, напротив, защищал архидиакона от обвинений в пьянстве, утверждая, что он ходит в кабаки не по своей воле, а если и ходит, то только по приглашению горожан. Некоторые пастыри предоставляли свои услуги и духовные утешения за глоток «духа». Так, если человека тяготила совесть за совершенный им грех, он мог пойти к Якубу, приходскому священнику в Вишнове, который за кружку пива был готов заступиться перед Богом и простить его грехи. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Номен предзнаменование "}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Неудивительно, что приходской священник Якуб Уржвал, также известный как Лапка, несколько раз был записан в судебных документах пражского исправительного надзирателя, который неоднократно приказывал ему избегать пьянства, не играть в кости и не ходить к проституткам или в пивные. Поскольку приходской священник не воспринял распоряжения и распоряжения корректора близко к сердцу, он несколько раз оказывался в раздевалке. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Верующие также должны были быть осторожны перед приходским священником Йичина Вацлавом, также известным как Костка. Ему поступали многочисленные обвинения в том, что он больше увлекался азартными играми, чем духовной деятельностью. Даже угроза корректора оштрафовать его на шесть пенсов не подействовала. На ярмарке в Градце Кралове Костка снова был замечен с игрой в кости, поэтому он снова предстал перед церковным судом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Пабы и церкви"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако приходские священники приходили в паб не только для того, чтобы подкрепиться и пообщаться. Они могли использовать его среду для неформальных встреч со своими прихожанами и укрепления взаимоотношений. Паб имел свою функцию общения. Люди, которые пили, чувствовали себя частью сообщества. Приходской священник и верующие сидели за одним столом в пабе на равных, и таким образом он мог лучше узнать своих овец. Конечно, это было верно и в обратную сторону, и если пастырь не знал покоя, ему грозила потеря авторитета. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако азартные игры также имели аналогичный социальный эффект, поскольку объединяли игроков с разных уровней социальной пирамиды и стирали различия. В обществе, разделенном на три сословия, среда кабака освобождала и от душевных страданий, и от несчастной действительности жизни и, по крайней мере внешне, давала равные права отдельным членам общества. Одной из записей городской книги Брно является жалоба дворянина на то, что трактирщик, у которого он гостил, украл у него деньги. Пусть это будет доказательством того, что статусные различия растворялись в среде алкоголя и игр."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это зависело от трактирщика, который из-за своего снобизма часто становился мишенью сатирических сочинений. Это также зависело от качества разливаемого алкоголя. Это подтверждает свидетельство священника Славимира из Пичина, который заявил, что часто посещает заведения, но только те, где подают хорошее пиво..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Если Вам понравилась статья, то поддержите пожалуйста ее лайком!"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Подписывайтесь на канал, пишите комментарии."}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "На этом ставлю запятую, и, до новых встреч!!!"}], "attributes": ["heading1"]}], "selectedRange": [1729, 1729]}
Комментарии 0