07 фев 2024 · 19:29    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Кашубы. Фото из открытых источников.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Снимок экрана 2023-06-01 143627.png", "filesize": 683856, "height": 492, "pic_id": 817179, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/02/07/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA_%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0_2023-06-01_143627.jpeg", "width": 742}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кашубы – один из славянских народов, в настоящее время проживающий на севере Польши."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мы все не единожды слышали о том, что дохристианская история, а, следовательно, верования и мифология наших предков увы, не подлежит изучению, в силу того, что почти полностью отсутствуют письменные источники. (В этом отношении новгородские берестяные грамоты – это, конечно, самый ценный материал, позволяющий, пусть в малой степени, заглянуть в наше прошлое). Причем с таким положением дел сталкиваются не только наши, российские ученые. Такое положение дел у всех ныне существующих славянских народов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В данном исследовании польские ученые опираются на российские исследования, посвященные восточным славянам (Русь) и на исследования, проводимые в области, расположенной между Одером и Эльбой, Балтийским морем и Уральскими горами – полабье."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Исключение составляют жития святого Отто Бамбергского, которые содержат описания языческих верований наших предков, но только в отношении западной части Померании."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тысячи лет назад предки поляков соседствовали с полабскими племенами, а часть земель, расположенная за Одером, вошла в состав созданного в XII в. государства Грифитов (западнокашубского княжества). Это обстоятельство, а также факт почитания одних и тех же божеств в разных частях славянства побуждают (но с некоторой осторожностью) принять тезис о том, что и в Кашубии этим богам поклонялись. Об этом позволяют говорить археологические находки, этнографические и лингвистические материалы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Итак, как выглядел кашубский пантеон?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ученые насчитывают более 30 богов, которых когда-то почитали кашубы. Средневековые письменные источники подтверждают только Треглав – славянскую Троицу. В Щецине должны были быть храмы, в которых, как писал один из авторов жития святого Отто, «от глупого языческого народа поклонялося идолу Треглава."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Стоит привести описание этого культа: кроме того, [т. е. поклонения в храмах] люди также хоронили доброго коня, которого называли конем Бога Трехголового, а с ним седло, золотом и серебром «обложенное». Потому что на таком коне и в таком седле и положено Богу ездить. Украшались седла для такого обряда в специальном Храме, жрецом или волхвом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Оседланный Белый Конь служил и для обряда, связанного с предсказаниями. Такой Конь вводился в Храм и по его поведению жрецы предсказывали будущее."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Был и другой обычай искать гадания. Божественному Коню нужно было пройти сквозь ряды копий, не задев ни одного – это считалось хорошим предзнаменованием. Обычно такое гадание применялось перед битвой – будет ли удача в делах военных."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Данью Богу служила десятина от всего, что имел человек – десятина с урожая, десятина с торга (купцы), десятина с добычи (воины) и т. д."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Следует добавить, что епископ Бамберский Отто во время миссионерской акции разбил статую Трехглавого Бога и три посеребренные его головы, в честь которых его и назвали трехглавым, отправил папе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Треглав также почитался в Волыни и Бренне на Полабе (современный Нойбранденбург в Германии)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Культ другого бога, Перуна, в источнике засвидетельствован только на Руси, однако есть археологические следы, свидетельствующие о том, что ему поклонялись и в Померании. Об этом свидетельствуют и лингвистические факты. Лингвистический и этнографический материал позволяет утверждать, что также Велес (Волос, Велевит, Велевитка), Божество, почитаемое на Руси, было известно древним полякам и кашубам. По приданиям, на территории современной Польши существовал даже островок, на котором приносились жертвоприношения Велесу, но… поляки и кашубы считали Велеса владетелем подземного мира, покровителем пастухов и поэтов. Об этом свидетельствует кашубская народная песня «Веле ветка»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Многие топонимы местности, где проживали кашубы указывают на наличие у них культа Белобога и Чернобога. Название Белобог или более древнее Бельбак, ранее принадлежало Тшебятовскому району Польши."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Согласно летописи, хранившейся в монастыре Тшебятовского района, Бельбак означает Бога Белого и доброго. Каменная статуя этого идола находится в региональном музее в Щецине (в 20-х гг. XX в. местные рыбаки выловили её из озера Любицко велико). Согласно легенде, статуя изначально должна была стоять на возвышении Сосновая горка, недалеко от деревни Лубово. Противоположностью доброго бога был Чернобог."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Живший в XII веке летописец Гельмольд, приходской священник из Бозова в Вагрии (современная Германия), сообщает, что славяне, якобы называли Чернобога дьяволом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Померании, вероятно, также поклонялись Святотатцу (об этом свидетельствует найденная в Волине деревянная статуэтка), которому было дано особое поклонение на соседнем Рюгене."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Следует подчеркнуть, что ученые предполагают, что некоторые славянские божества могли иметь местные имена, например, иногда считается, что трехглавый Бог был местной версией Велеса или Святотатца. Не исключено, что следом культа Сварога или его сына Сварожича может быть название, ныне Кочевского, села Сварожина."}], "attributes": []}], "selectedRange": [77, 77]}
Комментарии 5