3
Тайны славянских мифов: путешествие по трем мирам | Паблико
86 подписчики

Тайны славянских мифов: путешествие по трем мирам


23 янв 2025 · 18:37    



Из открытых источников


В древности славянские рода были частью больших племен, и все эти племена считали себя единым народом. Славяне верили, что создатель всех трех миров — Нави, Яви и Прави — это Род.

Они также знали, что каждый из созданных Родом миров имеет свою «правящую» божественную пару. Навье, или Медное царство, находится под покровительством Лунных богов. Царство Прави, или Золотое, находится под властью Солнечных богов. А Явью, Серебренным царством или миром людей, правят и Солнечные, и Лунные боги.

***

С детства мы знакомы с волшебной сказкой о трёх царствах, записанной А. Н. Афанасьевым под названием «Три царства». Эта сказка существует в трёх вариантах, и в каждом из них главный герой отправляется на поиски своей судьбы. В одном из них он ищет невесту, а в двух других — освобождает из плена свою мать.

В сказке с невестой и в сказках о матери выступают одни и те же персонажи.

В одном из вариантов сказки говорится о том, что у мужика было три сына, и он решил их женить. Первым за невестой отправился старший сын. На своём пути он встретил Змея Горыныча (или Ящера), который предложил ему поднять огромный камень, преграждающий путь в царство, где его ждала невеста. Однако старший сын не смог сдвинуть камень и вернулся к родителям ни с чем. То же самое произошло и со средним сыном. И только младший сын смог справиться с этой задачей и получить доступ в подземные царства.

Младший сын путешествует по трем царствам, где в каждом встречает царевну. Однако только царевна Золотого царства становится его невестой.

На обратном пути они забирают с собой царевен из Серебряного и Медного царств. Но когда они выходят из Подземного мира, их встречают братья. Они забирают всех трех царевен, а младшего брата оставляют в Подземном мире.

Чтобы выбраться из этой западни, главному герою помогают Старичок, Идолище, Баба-Яга и Орел. Выбравшись на белый свет, младший сын возвращается в родной дом, забирает у братьев свою невесту — царевну из Золотого царства, женится на ней, и они начинают жить счастливо.

В двух других вариантах сказки главным героем становится Иван-царевич. Его мать была украдена и заточена в подземном царстве, и он вместе с братьями отправляется на её поиски. Дальнейшее развитие сюжета такое же как и в варианте сказки с невестами.

В каждой сказке главный герой, возвращаясь домой, проходит через те же царства, но при этом скатывает их в яйцо. Либо, царевны сами, собираясь уходить с героем, сматывают свои царства в клубки. И выбравшись из ловушки, устроенной братьями, он получает возможность в любой момент развернуть нужное ему царство. Для этого достаточно лишь бросить на землю медное, серебряное или золотое яйцо или клубок.

В сказке о «Трёх царствах» заключена информация о трёх мирах — Нави, Яви и Прави — и о том, как человек может отправиться в путешествие по этим мирам.

*****

Я привела в пример эту сказку, чтобы показать, что в каждой славянской стране есть своя сказка, которая в большой степени повторяет сюжет нашей сказки «Три царства». И что особенно примечательно, так это то, что во всех славянских мифах можно встретить ящера, змея, дракона, смога, полоза или гадюку.

Во всех славянских мифах — будь то польские, сербские, чешские или другие — существуют три мира, отделённые от людей горами или камнями, остров посреди океана, на котором горит негасимый огонь, дерево, в корнях которого скрыт вход в подземный мир, и дракон или гадюка, охраняющие этот вход.

Кроме того, в старинных сказках, которые рассказывают своим детям поляки, чехи, сербы и представители других славянских народов, можно найти прототипы нашего Кощея Бессмертного, Бабы-Яги и Хозяйки Медной горы.

Слова «На море-океане, на острове Буяне, стоит камень бел-горюч. Возле камня того горит Ясный Огонь, а на камне том лежит бык печеный, а в боку у него нож точёный» в самом прямом смысле носят общеславянский характер.

Славянская мифология богата историями о богатырях — защитниках родной земли, о волшебных существах, которые приходят на помощь людям, и о трёх царствах, из которых состоит наш мир. Эти сказки, мифы, легенды и былины передаются из поколения в поколение, формируя культурное наследие наших славянских предков.



Из открытых источников


В древности славянские рода были частью больших племен, и все эти племена считали себя единым народом. Славяне верили, что создатель всех трех миров — Нави, Яви и Прави — это Род.

Они также знали, что каждый из созданных Родом миров имеет свою «правящую» божественную пару. Навье, или Медное царство, находится под покровительством Лунных богов. Царство Прави, или Золотое, находится под властью Солнечных богов. А Явью, Серебренным царством или миром людей, правят и Солнечные, и Лунные боги.

***

С детства мы знакомы с волшебной сказкой о трёх царствах, записанной А. Н. Афанасьевым под названием «Три царства». Эта сказка существует в трёх вариантах, и в каждом из них главный герой отправляется на поиски своей судьбы. В одном из них он ищет невесту, а в двух других — освобождает из плена свою мать.

В сказке с невестой и в сказках о матери выступают одни и те же персонажи.

В одном из вариантов сказки говорится о том, что у мужика было три сына, и он решил их женить. Первым за невестой отправился старший сын. На своём пути он встретил Змея Горыныча (или Ящера), который предложил ему поднять огромный камень, преграждающий путь в царство, где его ждала невеста. Однако старший сын не смог сдвинуть камень и вернулся к родителям ни с чем. То же самое произошло и со средним сыном. И только младший сын смог справиться с этой задачей и получить доступ в подземные царства.

Младший сын путешествует по трем царствам, где в каждом встречает царевну. Однако только царевна Золотого царства становится его невестой.

На обратном пути они забирают с собой царевен из Серебряного и Медного царств. Но когда они выходят из Подземного мира, их встречают братья. Они забирают всех трех царевен, а младшего брата оставляют в Подземном мире.

Чтобы выбраться из этой западни, главному герою помогают Старичок, Идолище, Баба-Яга и Орел. Выбравшись на белый свет, младший сын возвращается в родной дом, забирает у братьев свою невесту — царевну из Золотого царства, женится на ней, и они начинают жить счастливо.

В двух других вариантах сказки главным героем становится Иван-царевич. Его мать была украдена и заточена в подземном царстве, и он вместе с братьями отправляется на её поиски. Дальнейшее развитие сюжета такое же как и в варианте сказки с невестами.

В каждой сказке главный герой, возвращаясь домой, проходит через те же царства, но при этом скатывает их в яйцо. Либо, царевны сами, собираясь уходить с героем, сматывают свои царства в клубки. И выбравшись из ловушки, устроенной братьями, он получает возможность в любой момент развернуть нужное ему царство. Для этого достаточно лишь бросить на землю медное, серебряное или золотое яйцо или клубок.

В сказке о «Трёх царствах» заключена информация о трёх мирах — Нави, Яви и Прави — и о том, как человек может отправиться в путешествие по этим мирам.

*****

Я привела в пример эту сказку, чтобы показать, что в каждой славянской стране есть своя сказка, которая в большой степени повторяет сюжет нашей сказки «Три царства». И что особенно примечательно, так это то, что во всех славянских мифах можно встретить ящера, змея, дракона, смога, полоза или гадюку.

Во всех славянских мифах — будь то польские, сербские, чешские или другие — существуют три мира, отделённые от людей горами или камнями, остров посреди океана, на котором горит негасимый огонь, дерево, в корнях которого скрыт вход в подземный мир, и дракон или гадюка, охраняющие этот вход.

Кроме того, в старинных сказках, которые рассказывают своим детям поляки, чехи, сербы и представители других славянских народов, можно найти прототипы нашего Кощея Бессмертного, Бабы-Яги и Хозяйки Медной горы.

Слова «На море-океане, на острове Буяне, стоит камень бел-горюч. Возле камня того горит Ясный Огонь, а на камне том лежит бык печеный, а в боку у него нож точёный» в самом прямом смысле носят общеславянский характер.

Славянская мифология богата историями о богатырях — защитниках родной земли, о волшебных существах, которые приходят на помощь людям, и о трёх царствах, из которых состоит наш мир. Эти сказки, мифы, легенды и былины передаются из поколения в поколение, формируя культурное наследие наших славянских предков.

Читайте также

Комментарии 3

Войдите для комментирования
Как интересно! Благодарю!
■ Lira - Vision 23 янв 2025 в 20:49
Спасибо с удовольствием прочла...от души ..🧡🌹🙏
■ Рассказы о жизни 23 янв 2025 в 19:44
Мы единый народ. Спасибо за статью.
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ