3
Мифы Древней Руси: Святогор и Илья Муромец | Паблико
86 подписчики

Мифы Древней Руси: Святогор и Илья Муромец


29 ноя 2024 · 21:52    



Снимок экрана 2024-11-29 230349.png 720.84 KB


Я вспомнила об этой легенде, потому что приближается Новый год и Рождество. Какая связь между Святогором, Ильей Муромцем, Новым годом и Рождеством, вы поймете дочитав текст до конца.

Существует известная былина о древнем богатыре Святогоре и Илье Муромце. Мы хорошо знакомы с этой историей, но лишь до определённого момента. Давайте рассмотрим её подробнее:

В классическом варианте былины говорится о том, как Илья, будучи уже богатырём, «на коне едучи», увидел спящего Святогора и решил разбудить его. Он пытался растормошить богатыря, бил по нему палицей и даже колол мечом, но ничто не могло разбудить Святогора. Великан-богатырь спал до тех пор, пока солнце не показало свой первый луч из-за края неба.

Как только показался первый луч солнца, Святогор пробудился ото сна и увидел, как измученный Илья стучит по его ноге палицей. Встал Святогор, поднял Илью вместе с конем и положил в свой карман.

Спустя некоторое время, успокоившись, Святогор извлёк Илью с его конем из кармана и поставил на землю. Он спросил, зачем Илье понадобилось стучать по его ноге. Илья объяснил, что на землю нападают враги, а защитник — спит, и это неправильно.

Передать силу

Дальше богатыри поехали вместе и защищать землю от врагов тоже вместе стали.

И здесь сюжет немного отходит от канона:

Все бы хорошо, да видит Илья, что днем только Святогор - защитник, а ночью его самого защищать надо. И защищал, когда ночью враги нападали.

И стал Илья подумывать, что ему хоть бы часть силы Святогора, то и ладно бы было, и было бы у Отечества два защитника - один ночью землю бережет, другой днем.

Далее следует известный сюжет о каменном гробе, в который Святогор лег сам и сам накрылся крышкой. Илье не хватило силы ни сдвинуть крышку, ни поднять меч Святогора. Тогда Святогор предложил Илье вдохнуть его силы. Илья сделал только один вдох, не желая обладать всей силой Святогора. Однако даже одного вдоха хватило, чтобы наделить Илью небывалой мощью — он с лёгкостью поднял меч Святогора, и в дальнейшем у него не было врагов, способных с ним потягаться. Вторым «приобретением» Ильи стала неуязвимость — никто не мог нанести ему раны или убить.

Давайте на время оставим былины и попробуем разобраться, кто такой Святогор. Об этом былинном великане известно не так много. Мы знаем лишь, что его сила была настолько велика, что он не мог долго стоять на одном месте и погружался в землю, а в конце своей жизни обратился в скалу.

Почему так интересно понять, кем был Святогор? Потому что, получив часть его силы, Илья Муромец стал богом-громовержцем.

Мы знаем, что Святогор жил в священных горах, обладал невероятной силой и сам был великаном.

*******

Свято Гор — святая гора или же «владыка святой горы»? Если это так, то что же это за священная гора?

Имя героя можно разделить на две части: «свято», «свет», «мир» и «гор». Наше «мир» — это не только общество и окружающий нас мир, но и, возможно, «белый свет». Вторая часть имени — «гор» — имеет как минимум два значения. Во-первых, это сама гора. Во-вторых, корень «гор» означает «горячий», что сочетается с «жарой» и «жаром», а жар — это огонь.

Таким образом, Святогор может быть «Владетелем святой горы», а «святая гора» может означать «святой огонь».

Однако, я понимаю, что такие рассуждения довольно спорны, поэтому пока остановимся на изначальном образе Святогора как Владыки Святой Горы.

В Иране хребет священных гор, который служил центральным элементом мира и опорой небес, вокруг которой вращались небесные тела, назывался Хара. Интересно, что в Индии слово «хара» означает «угли», что происходит от древнего индоевропейского корня gher.



Снимок экрана 2024-11-29 232256.png 1019.86 KB


Таким образом, мы возвращаемся к образу горы и огня. Разве это не огненная гора-вулкан? Самая высокая вершина иранского хребта Эльбурс, как позже называли на персидском языке горы Хара, — Дамавенд, потухший вулкан! Внутри него Ферридун заточил, приковав к скале, трехголового дракона-правителя Заххака.

Раз так, то «гор» в имени Святогора означает не просто гору, а гору с угольями, с огнём, горящим в её недрах.

И здесь возникает вопрос: в нашей местности нет вулканов. Так почему же в наших верованиях сохранился миф о силе вулкана?

В этой связи стоит вспомнить о Свароге — боге Огня, Кузнеце, создателе подлунного мира.

Известно, что славяне всегда почитали огонь в различных его проявлениях: домашний очаг, костер, горящая лучина, свеча — всё это символизировало огонь, к которому нужно относиться с осторожностью и бережливостью. Чтобы Огонь не причинил вреда, его следует беречь и почитать.

На территории, заселённой славянами, не было извергающегося вулкана, который бы изрыгал огонь и дым. Однако есть многочисленные свидетельства существования дымовых труб — примитивных металлургических печей, которые использовались для плавки металла, прежде всего железа, необходимого для изготовления оружия.

Дымоход можно представить как миниатюрное изображение вулкана: его коническая форма символизирует гору, внутри которой горит огонь, а с вершины поднимается дым. Огонь, как мы знаем из древних источников, был священной стихией для славян. Божественный дух, который обитал в очаге или печи и назывался Сварожичем, представлялся как священное пламя. Даже самый примитивный очаг имел форму кургана из бело-серого пепла, внутри которого тлели красные угли.

В былине о Святогоре Илья Муромец наклоняется, чтобы забрать дыхание у гиганта, лежащего в саркофаге:

"Только подойди ко мне, брат, как можно ближе,

И пади в гроб как можно ниже:

Я тебя богатырским своим дыханием

Оживлю".

Илья позволяет себе лишь один вздох, опасаясь, что Мать-Земля не сможет его поднять.

Дыхание — это источник силы. В Индии его называют праной. Сила неразрывно связана с теплом, которое исходит изнутри.

Илья, чтобы получить силу, склоняется над могилой. Это кажется странным, ведь обычно мы ассоциируем дыхание смерти с холодом. Однако, если Святогор остаётся духом огненной горы, то его огненное дыхание можно сравнить с дыханием Сварожича. Илья вдыхает горячий воздух, наполненный силой огня.

В этом отрывке есть одна интригующая деталь: Илья боится взять на себя всю силу Святогора, настолько огромную, что она может заставить его рухнуть на землю.



Снимок экрана 2024-11-29 230518.png 600.82 KB


Давайте вспомним, что ещё связано с горой? В горе, в пещере у корней Мирового Дерева жил Змей Горыныч — огнедышащий, трёхголовый дракон, охранявший вход в Подземное или Медное царство.

В завершение, Илья Муромец был наделён дыханием Святогора — Змея Горыныча, и на свет появился новорождённый бог.

Я вспомнила об этой легенде, потому что приближается Новый год и Рождество. Илья, получивший силу Змея Горыныча, символизирует домашнее тепло и свет, а новорождённый бог — росток Мирового Дерева, которое олицетворяет рождественская ель, на вершине которой сияет звезда.



Снимок экрана 2024-11-29 230349.png 720.84 KB


Я вспомнила об этой легенде, потому что приближается Новый год и Рождество. Какая связь между Святогором, Ильей Муромцем, Новым годом и Рождеством, вы поймете дочитав текст до конца.

Существует известная былина о древнем богатыре Святогоре и Илье Муромце. Мы хорошо знакомы с этой историей, но лишь до определённого момента. Давайте рассмотрим её подробнее:

В классическом варианте былины говорится о том, как Илья, будучи уже богатырём, «на коне едучи», увидел спящего Святогора и решил разбудить его. Он пытался растормошить богатыря, бил по нему палицей и даже колол мечом, но ничто не могло разбудить Святогора. Великан-богатырь спал до тех пор, пока солнце не показало свой первый луч из-за края неба.

Как только показался первый луч солнца, Святогор пробудился ото сна и увидел, как измученный Илья стучит по его ноге палицей. Встал Святогор, поднял Илью вместе с конем и положил в свой карман.

Спустя некоторое время, успокоившись, Святогор извлёк Илью с его конем из кармана и поставил на землю. Он спросил, зачем Илье понадобилось стучать по его ноге. Илья объяснил, что на землю нападают враги, а защитник — спит, и это неправильно.

Передать силу

Дальше богатыри поехали вместе и защищать землю от врагов тоже вместе стали.

И здесь сюжет немного отходит от канона:

Все бы хорошо, да видит Илья, что днем только Святогор - защитник, а ночью его самого защищать надо. И защищал, когда ночью враги нападали.

И стал Илья подумывать, что ему хоть бы часть силы Святогора, то и ладно бы было, и было бы у Отечества два защитника - один ночью землю бережет, другой днем.

Далее следует известный сюжет о каменном гробе, в который Святогор лег сам и сам накрылся крышкой. Илье не хватило силы ни сдвинуть крышку, ни поднять меч Святогора. Тогда Святогор предложил Илье вдохнуть его силы. Илья сделал только один вдох, не желая обладать всей силой Святогора. Однако даже одного вдоха хватило, чтобы наделить Илью небывалой мощью — он с лёгкостью поднял меч Святогора, и в дальнейшем у него не было врагов, способных с ним потягаться. Вторым «приобретением» Ильи стала неуязвимость — никто не мог нанести ему раны или убить.

Давайте на время оставим былины и попробуем разобраться, кто такой Святогор. Об этом былинном великане известно не так много. Мы знаем лишь, что его сила была настолько велика, что он не мог долго стоять на одном месте и погружался в землю, а в конце своей жизни обратился в скалу.

Почему так интересно понять, кем был Святогор? Потому что, получив часть его силы, Илья Муромец стал богом-громовержцем.

Мы знаем, что Святогор жил в священных горах, обладал невероятной силой и сам был великаном.

*******

Свято Гор — святая гора или же «владыка святой горы»? Если это так, то что же это за священная гора?

Имя героя можно разделить на две части: «свято», «свет», «мир» и «гор». Наше «мир» — это не только общество и окружающий нас мир, но и, возможно, «белый свет». Вторая часть имени — «гор» — имеет как минимум два значения. Во-первых, это сама гора. Во-вторых, корень «гор» означает «горячий», что сочетается с «жарой» и «жаром», а жар — это огонь.

Таким образом, Святогор может быть «Владетелем святой горы», а «святая гора» может означать «святой огонь».

Однако, я понимаю, что такие рассуждения довольно спорны, поэтому пока остановимся на изначальном образе Святогора как Владыки Святой Горы.

В Иране хребет священных гор, который служил центральным элементом мира и опорой небес, вокруг которой вращались небесные тела, назывался Хара. Интересно, что в Индии слово «хара» означает «угли», что происходит от древнего индоевропейского корня gher.



Снимок экрана 2024-11-29 232256.png 1019.86 KB


Таким образом, мы возвращаемся к образу горы и огня. Разве это не огненная гора-вулкан? Самая высокая вершина иранского хребта Эльбурс, как позже называли на персидском языке горы Хара, — Дамавенд, потухший вулкан! Внутри него Ферридун заточил, приковав к скале, трехголового дракона-правителя Заххака.

Раз так, то «гор» в имени Святогора означает не просто гору, а гору с угольями, с огнём, горящим в её недрах.

И здесь возникает вопрос: в нашей местности нет вулканов. Так почему же в наших верованиях сохранился миф о силе вулкана?

В этой связи стоит вспомнить о Свароге — боге Огня, Кузнеце, создателе подлунного мира.

Известно, что славяне всегда почитали огонь в различных его проявлениях: домашний очаг, костер, горящая лучина, свеча — всё это символизировало огонь, к которому нужно относиться с осторожностью и бережливостью. Чтобы Огонь не причинил вреда, его следует беречь и почитать.

На территории, заселённой славянами, не было извергающегося вулкана, который бы изрыгал огонь и дым. Однако есть многочисленные свидетельства существования дымовых труб — примитивных металлургических печей, которые использовались для плавки металла, прежде всего железа, необходимого для изготовления оружия.

Дымоход можно представить как миниатюрное изображение вулкана: его коническая форма символизирует гору, внутри которой горит огонь, а с вершины поднимается дым. Огонь, как мы знаем из древних источников, был священной стихией для славян. Божественный дух, который обитал в очаге или печи и назывался Сварожичем, представлялся как священное пламя. Даже самый примитивный очаг имел форму кургана из бело-серого пепла, внутри которого тлели красные угли.

В былине о Святогоре Илья Муромец наклоняется, чтобы забрать дыхание у гиганта, лежащего в саркофаге:

"Только подойди ко мне, брат, как можно ближе,

И пади в гроб как можно ниже:

Я тебя богатырским своим дыханием

Оживлю".

Илья позволяет себе лишь один вздох, опасаясь, что Мать-Земля не сможет его поднять.

Дыхание — это источник силы. В Индии его называют праной. Сила неразрывно связана с теплом, которое исходит изнутри.

Илья, чтобы получить силу, склоняется над могилой. Это кажется странным, ведь обычно мы ассоциируем дыхание смерти с холодом. Однако, если Святогор остаётся духом огненной горы, то его огненное дыхание можно сравнить с дыханием Сварожича. Илья вдыхает горячий воздух, наполненный силой огня.

В этом отрывке есть одна интригующая деталь: Илья боится взять на себя всю силу Святогора, настолько огромную, что она может заставить его рухнуть на землю.



Снимок экрана 2024-11-29 230518.png 600.82 KB


Давайте вспомним, что ещё связано с горой? В горе, в пещере у корней Мирового Дерева жил Змей Горыныч — огнедышащий, трёхголовый дракон, охранявший вход в Подземное или Медное царство.

В завершение, Илья Муромец был наделён дыханием Святогора — Змея Горыныча, и на свет появился новорождённый бог.

Я вспомнила об этой легенде, потому что приближается Новый год и Рождество. Илья, получивший силу Змея Горыныча, символизирует домашнее тепло и свет, а новорождённый бог — росток Мирового Дерева, которое олицетворяет рождественская ель, на вершине которой сияет звезда.

Читайте также

Комментарии 4

Войдите для комментирования
Спасибо за интересную информацию.
Древние мифы - это былинные сказы. Всё это было так когда-то.
■ Рассказы о жизни 30 ноя 2024 в 14:43
К своему стыду не помню эту легенду. Спасибо вам за статью.
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ