3
Когда невежество становится популярным | Паблико
86 подписчики

Когда невежество становится популярным


29 янв 2025 · 13:45    

Меня не оставляет в покое тема культуры и знаний. 



Кадр из фильма "В бой идут одни старики"


Невозможно спокойно воспринимать информацию, которую распространяют люди, считающие себя экспертами, но не обладающие достаточными знаниями и культурными навыками. У них уровень знаний равен «Недорослю» Фонвизина: «эта дверь существительна, а та — прилагательна». Уровень культуры — три класса ЦПШ, подворотня с семками и пивасом, да «обогатились» от недавно отсидевшего «по хулиганке» соседа.

Чьей-то злой волей эти недоросли, объявившие себя экспертами, поэтами, политологами, певцами и т. д., мечут лапшу (в соусе из дерьма) в народ в надежде, что куча ботов сделает их знаменитыми и популярными. Но все их претензии упираются в их непроходимую тупость. Американские «Тупой и еще тупее» на фоне наших «экспертов» и «творцов культуры» могут считать себя интеллектуальной элитой.

*****

Я не стану утверждать, что все мы, те, кто родом из Советского Союза, являемся огромными ценителями искусства — музыки, поэзии, живописи, литературы, театра и кино. Но уверена, что все мы бывали в музеях, галереях, театрах и, конечно, ходили в кино. И абсолютно уверена в том, что из всего, что нам дарила культура, каждый человек находил что-то, что его «цепляло за душу».

Мне могут возразить, что сейчас в интернете можно найти всё что угодно, и это лучше, чем было в Союзе. И я соглашусь, потому что у Radio Tapok в Союзе пробиться на сцену шансов не было, как и у «Мотор-Роллер» (но что-нибудь ребята бы придумали).

Я про то, что в Союзе то, что «за душу цепляло», было представлено самому широкому кругу зрителей, читателей, слушателей — всему народу. Сейчас же люди «напитывают» себя культурой через поиск в интернете и слухи, которые распускают в соцсетях, вместо кухонь и придомовых лавочек. Из «Тележеньки» я узнала о Вике Стариковой, из ВК — о Виктории Барс (Барсуковой), и это только два примера. 

Кто-нибудь где-нибудь кроме вражеского Ютуба о монахе Авеле слышал? А самого Авеля слушал? А Анастасия Высоцкая, которую «весь день крутят по первому»? Да и смысл перечислять музыкантов, певцов, которых раньше хоть в Ютубе можно было найти, а теперь их приходится вылавливать то в Рутубе, то в VK-видео, то в NUUM, то еще где.

А на федеральных телевизионных каналах, в федеральных СМИ, как будто от имени государства, нам предъявляют недорослей всех видов, возрастов, социального положения...

Ну не могу я мнение не отличающегося красноречием режиссера считать экспертным. Его мнение, да в его изложении, зайдет разве что на кухне, под вторые «три топора» или «Солнцедар». И то, когда проспишься, то и не вспомнишь, что намекал-набекал-накакбытил собутыльник. А треск в голове, «вертолет» и гадость во рту заставят поклясться, что «хоть и хорошо посидели, но больше ни-ни». И что примечательно, так это то, что зарок «ни-ни» будет действовать не один год.

А нам этого режиссера, с его бе-ме-кабы-мнением чуть ли не ежедневно транслируют по всем каналам. Есть, естественно, среди вещателей и очень красноречивые товарищи, выпускающие слова со скоростью 200 слов в минуту. Суть их краснобайства кроется в том, что слова транслируются минуя мозг.

Буквально сегодня прочла здесь же, на Паблико, про мастера, который не совсем мастер, но суть в том, что это «не мастерство» в состоянии оценить тот, чья профессия с темой связана, тот, кто в данный отрезок времени работает с документацией.

У меня первое образование — инженер-строитель, и опыт работы есть и на стройке, и в конторе. Но я уже более чем двадцать лет строительством не занимаюсь, и комментировать, давать какие-то рекомендации или «высказывать экспертное мнение», ссылаясь на СНиПы 1956–71 годов выпуска, мне в голову не придет. 

Но престарелый и насквозь пропитый «легендарный военный обозреватель КП», который в состоянии совершить марш-бросок только до ближайшего К&Б, а все разработанные им стратегии касаются одного — сохранить сорокаградусный запас до праздничных дней, когда винные отделы магазинов закрыты, выходит в эфиры с критикой действий МО.

Я уже даже не трогаю актрис, которые в 2020 году переквалифицировались в вирусологов, а сейчас возомнили себя то великими экономистами, то стратегами, то вдруг взяли на себя миссию «крестный ход водить».

****

Возмущаться тем, что происходит у нас в медийке и культуре, я долго могу. И больше всего возмущает то, что то, что происходит, напрочь «вытирает» из пространства культуры, знания тех, кто могут, знаю, делают.

Музыка, песня, картина, стихотворение, роман, повесть — это для того, чтобы «человек мог поднять глаза в небо».



"Сирано..." на сцене Пермского театра, но увы это не ТЮЗ 1982 года, а "Театр у Моста" 2013, но постановка тоже прекрасная.


Я до сих пор помню, какой, в хорошем смысле, встряской для меня стала постановка «Сирано де Бержерак» в нашем ТЮЗе.

Девятый класс — мы ж уже все взрослые, суровые, никаких сантиментов, местный хулиган у нас в героях ходит, а всякие «сю-сю му-сю» — эта пошлая банальщина — не про нас. Ведь мы Бальзака прочитали, Стендаля посмотрели, Ремарком прониклись, усвоили, что «Понедельник начинается в субботу», осознали трагедию Мартина Идена, а теперь грызем Шолохова, заучиваем описание «неба над Аустерлицем» и мучительно вспоминаем, о чем там «девушка пела в церковном хоре».

И вот нас, таких взрослых, всё понимающих и всё знающих, «гонят» в театр «на Сирано...», и не идти нельзя, потому что сочинение... И мы сидим в партере, вертимся, переговариваемся, хихикаем, но с каждой сценой все реже и реже и вскоре происходящее на сцене нас настолько увлекает, что антракт мешает - да зачем он вообще нужен?! 

Финал. Последний бой Сирано: 

Что в бой вступать со смертью бесполезно. 
Передо мной уже раскрылась бездна. 
Но на врага идти, когда в руках успех, -
Достойно труса лишь. Но кто передо мною? 
Вас сотни? Тысячи? Стоите вы стеною? 
Ага! Я узнаю вас всех! 
Вы, старые враги! Ты, ложь! 
Вы, предрассудки!.. 
Ты, подлость! Вот тебе!.. А, змеи клеветы! 
Вот вам! 
Чтоб я вам уступил? Оставьте шутки! 
А, глупость, страшный враг, вот, наконец, и ты! 
Я знаю, что меня сломает ваша сила, 
Я знаю, что меня ждет страшная могила, 
Вы одолеете меня, я сознаюсь... 
Но все-таки я бьюсь, я бьюсь, я бьюсь!

Не стану описывать весь флер обуревавших нас тогда впечатлений, скажу лишь одно: мы вышли из театра с полным осознанием того, какие же мы еще дети — наивные, неумные и несуразные. 

Это сегодня мой город стал известен стране, по крайней мере многие о Перми слышали, а в Союзе мы были п/я — закрытый город, город — почтовый ящик, а в сущности — провинция. И в этом провинциальном городе в Театре юного зрителя актеры сыграли старинную пьесу так, что шестнадцатилетние дуболомы вчувствовались и задумались. Я не одна такая впечатлительная, наши «циничные мальчики-нигилисты» тоже примолкли.

Судьбы моих одноклассников сложились очень по-разному, и 90-е многих искорежили, но никого не сломали. Убить — убили, ранить — ранили, но не сломали.

Понятно, что дело не в одном де Бержераке. Дело в той культуре, что нас всех окружала, и это не идеология, как принято считать, а именно культура — живая и очень человечная. Культура, которая позволяла вглядываться в картины художников и видеть не штрихи и краски, не аляповатые пятна, а ощущать и сознавать, что художник ничего не придумывал, он действительно увидел, понял и принял. И писатель тоже ничего не придумывал, он просто описал. И...

Фильм «В бой идут одни старики» помните? А помните кадры, когда смертельно раненый Ромео заходит на посадку? Помните?

Ни у кого никогда при виде этих кадров не звучало в душе:

Досадно, что сам я немного успел, 
Но пусть повезет другому. 
Выходит, и я напоследок спел: 
 «Мир вашему дому».

Меня не оставляет в покое тема культуры и знаний. 



Кадр из фильма "В бой идут одни старики"


Невозможно спокойно воспринимать информацию, которую распространяют люди, считающие себя экспертами, но не обладающие достаточными знаниями и культурными навыками. У них уровень знаний равен «Недорослю» Фонвизина: «эта дверь существительна, а та — прилагательна». Уровень культуры — три класса ЦПШ, подворотня с семками и пивасом, да «обогатились» от недавно отсидевшего «по хулиганке» соседа.

Чьей-то злой волей эти недоросли, объявившие себя экспертами, поэтами, политологами, певцами и т. д., мечут лапшу (в соусе из дерьма) в народ в надежде, что куча ботов сделает их знаменитыми и популярными. Но все их претензии упираются в их непроходимую тупость. Американские «Тупой и еще тупее» на фоне наших «экспертов» и «творцов культуры» могут считать себя интеллектуальной элитой.

*****

Я не стану утверждать, что все мы, те, кто родом из Советского Союза, являемся огромными ценителями искусства — музыки, поэзии, живописи, литературы, театра и кино. Но уверена, что все мы бывали в музеях, галереях, театрах и, конечно, ходили в кино. И абсолютно уверена в том, что из всего, что нам дарила культура, каждый человек находил что-то, что его «цепляло за душу».

Мне могут возразить, что сейчас в интернете можно найти всё что угодно, и это лучше, чем было в Союзе. И я соглашусь, потому что у Radio Tapok в Союзе пробиться на сцену шансов не было, как и у «Мотор-Роллер» (но что-нибудь ребята бы придумали).

Я про то, что в Союзе то, что «за душу цепляло», было представлено самому широкому кругу зрителей, читателей, слушателей — всему народу. Сейчас же люди «напитывают» себя культурой через поиск в интернете и слухи, которые распускают в соцсетях, вместо кухонь и придомовых лавочек. Из «Тележеньки» я узнала о Вике Стариковой, из ВК — о Виктории Барс (Барсуковой), и это только два примера. 

Кто-нибудь где-нибудь кроме вражеского Ютуба о монахе Авеле слышал? А самого Авеля слушал? А Анастасия Высоцкая, которую «весь день крутят по первому»? Да и смысл перечислять музыкантов, певцов, которых раньше хоть в Ютубе можно было найти, а теперь их приходится вылавливать то в Рутубе, то в VK-видео, то в NUUM, то еще где.

А на федеральных телевизионных каналах, в федеральных СМИ, как будто от имени государства, нам предъявляют недорослей всех видов, возрастов, социального положения...

Ну не могу я мнение не отличающегося красноречием режиссера считать экспертным. Его мнение, да в его изложении, зайдет разве что на кухне, под вторые «три топора» или «Солнцедар». И то, когда проспишься, то и не вспомнишь, что намекал-набекал-накакбытил собутыльник. А треск в голове, «вертолет» и гадость во рту заставят поклясться, что «хоть и хорошо посидели, но больше ни-ни». И что примечательно, так это то, что зарок «ни-ни» будет действовать не один год.

А нам этого режиссера, с его бе-ме-кабы-мнением чуть ли не ежедневно транслируют по всем каналам. Есть, естественно, среди вещателей и очень красноречивые товарищи, выпускающие слова со скоростью 200 слов в минуту. Суть их краснобайства кроется в том, что слова транслируются минуя мозг.

Буквально сегодня прочла здесь же, на Паблико, про мастера, который не совсем мастер, но суть в том, что это «не мастерство» в состоянии оценить тот, чья профессия с темой связана, тот, кто в данный отрезок времени работает с документацией.

У меня первое образование — инженер-строитель, и опыт работы есть и на стройке, и в конторе. Но я уже более чем двадцать лет строительством не занимаюсь, и комментировать, давать какие-то рекомендации или «высказывать экспертное мнение», ссылаясь на СНиПы 1956–71 годов выпуска, мне в голову не придет. 

Но престарелый и насквозь пропитый «легендарный военный обозреватель КП», который в состоянии совершить марш-бросок только до ближайшего К&Б, а все разработанные им стратегии касаются одного — сохранить сорокаградусный запас до праздничных дней, когда винные отделы магазинов закрыты, выходит в эфиры с критикой действий МО.

Я уже даже не трогаю актрис, которые в 2020 году переквалифицировались в вирусологов, а сейчас возомнили себя то великими экономистами, то стратегами, то вдруг взяли на себя миссию «крестный ход водить».

****

Возмущаться тем, что происходит у нас в медийке и культуре, я долго могу. И больше всего возмущает то, что то, что происходит, напрочь «вытирает» из пространства культуры, знания тех, кто могут, знаю, делают.

Музыка, песня, картина, стихотворение, роман, повесть — это для того, чтобы «человек мог поднять глаза в небо».



"Сирано..." на сцене Пермского театра, но увы это не ТЮЗ 1982 года, а "Театр у Моста" 2013, но постановка тоже прекрасная.


Я до сих пор помню, какой, в хорошем смысле, встряской для меня стала постановка «Сирано де Бержерак» в нашем ТЮЗе.

Девятый класс — мы ж уже все взрослые, суровые, никаких сантиментов, местный хулиган у нас в героях ходит, а всякие «сю-сю му-сю» — эта пошлая банальщина — не про нас. Ведь мы Бальзака прочитали, Стендаля посмотрели, Ремарком прониклись, усвоили, что «Понедельник начинается в субботу», осознали трагедию Мартина Идена, а теперь грызем Шолохова, заучиваем описание «неба над Аустерлицем» и мучительно вспоминаем, о чем там «девушка пела в церковном хоре».

И вот нас, таких взрослых, всё понимающих и всё знающих, «гонят» в театр «на Сирано...», и не идти нельзя, потому что сочинение... И мы сидим в партере, вертимся, переговариваемся, хихикаем, но с каждой сценой все реже и реже и вскоре происходящее на сцене нас настолько увлекает, что антракт мешает - да зачем он вообще нужен?! 

Финал. Последний бой Сирано: 

Что в бой вступать со смертью бесполезно. 
Передо мной уже раскрылась бездна. 
Но на врага идти, когда в руках успех, -
Достойно труса лишь. Но кто передо мною? 
Вас сотни? Тысячи? Стоите вы стеною? 
Ага! Я узнаю вас всех! 
Вы, старые враги! Ты, ложь! 
Вы, предрассудки!.. 
Ты, подлость! Вот тебе!.. А, змеи клеветы! 
Вот вам! 
Чтоб я вам уступил? Оставьте шутки! 
А, глупость, страшный враг, вот, наконец, и ты! 
Я знаю, что меня сломает ваша сила, 
Я знаю, что меня ждет страшная могила, 
Вы одолеете меня, я сознаюсь... 
Но все-таки я бьюсь, я бьюсь, я бьюсь!

Не стану описывать весь флер обуревавших нас тогда впечатлений, скажу лишь одно: мы вышли из театра с полным осознанием того, какие же мы еще дети — наивные, неумные и несуразные. 

Это сегодня мой город стал известен стране, по крайней мере многие о Перми слышали, а в Союзе мы были п/я — закрытый город, город — почтовый ящик, а в сущности — провинция. И в этом провинциальном городе в Театре юного зрителя актеры сыграли старинную пьесу так, что шестнадцатилетние дуболомы вчувствовались и задумались. Я не одна такая впечатлительная, наши «циничные мальчики-нигилисты» тоже примолкли.

Судьбы моих одноклассников сложились очень по-разному, и 90-е многих искорежили, но никого не сломали. Убить — убили, ранить — ранили, но не сломали.

Понятно, что дело не в одном де Бержераке. Дело в той культуре, что нас всех окружала, и это не идеология, как принято считать, а именно культура — живая и очень человечная. Культура, которая позволяла вглядываться в картины художников и видеть не штрихи и краски, не аляповатые пятна, а ощущать и сознавать, что художник ничего не придумывал, он действительно увидел, понял и принял. И писатель тоже ничего не придумывал, он просто описал. И...

Фильм «В бой идут одни старики» помните? А помните кадры, когда смертельно раненый Ромео заходит на посадку? Помните?

Ни у кого никогда при виде этих кадров не звучало в душе:

Досадно, что сам я немного успел, 
Но пусть повезет другому. 
Выходит, и я напоследок спел: 
 «Мир вашему дому».
Читайте также

Комментарии 14

Войдите для комментирования
Деньги делают все.
О монахе Авеле знаю, и читала его пророчества.
■ Solo Васия 31 янв 2025 в 09:01
Монах Авель - это действительно монах, но не пророк, а потрясающий по силе исполнения и выразительности пианист. https://ya.ru/video/preview/7266852303342807113
Почитайте о монахе Авеле здесь, пожалуйста, я не ошиблась:https://dzen.ru/a/Y7-uEX3EakLfPfb2
■ Lira - Vision 29 янв 2025 в 22:28
Напомнило крик души куда-то в космос ...
■ Solo Васия 29 янв 2025 в 23:04
А хотелось бы, чтоб люди услышали...
■ Lira - Vision 29 янв 2025 в 23:06
Пока не слышат ...
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ