Экспертов больше нет? Как интернет создал армию псевдоученых
16 янв 2025 · 19:24
Фото из открытых источников
Развитие науки и техники привело к тому, что современные знания настолько специализированы, что даже профессионалы в смежных областях часто не понимают друг друга. В то же время, широкое распространение интернета создает иллюзию всеобщей осведомленности, когда люди, не имея достаточной подготовки, объявляют себя экспертами. Это порождает множество проблем, включая распространение ложной информации и деградацию научного мышления.
Данный текст несколько выбивается из темы истории славян и истории нашей страны, которым собственно и посвящен дзен-канал, но между тем обойти стороной тему экспертности не представляется возможным.
В XX и начале XXI века было сделано множество открытий в самых разных областях науки. Особенно активно развивались естественные науки, которые претерпели значительную дифференциацию.
Многие разделы математики, физики и химии превратились в самостоятельные дисциплины, требующие своих уникальных методов исследования и решения специфических задач. Эта дифференциация достигла таких масштабов, что специалисты в одной области, например, химии перестают понимать своих коллег из других направлений.
Аналогичная ситуация наблюдается и в других естественнонаучных дисциплинах, что особенно заметно на примере медицины. Врач общей практики не может заменить офтальмолога, стоматолога, иммунолога, эндокринолога и других специалистов. Да и офтальмолог со стоматологом не взаимозаменяемы.
Если первые телевизоры люди с увлечением разбирали и собирали самостоятельно, то корпус современного телевизора не каждый сможет открыть. В недавнем прошлом наличие пейджера считалось признаком успешного бизнесмена. Сегодня же треть населения страны пользуется дорогими айфонами и супернавороченными компьютерами. Даже пенсионерки освоили оплату за проезд через Bluetooth.
Однако умение пользоваться новыми технологиями не является показателем образованности и владения научными знаниями.
Наше время таково, что человечество разделилось на две условные страты - создатели и пользователи. И создателей в нашем обществе, намного, намного меньше чем пользователей. Но ведь и пользователи далеко не универсальны.
Одно дело — водить «Москвич-412», и совсем другое — управлять КамАЗом, трамваем или сверхскоростным поездом. Даже на уровне пользователей мы остаёмся узкими специалистами, обладающими глубокими знаниями в своей области. Однако, чтобы в полной мере овладеть своей профессией, требуется обучение и время для приобретения необходимых навыков.
Сегодня даже люди, занимающиеся тяжёлым ручным трудом, должны овладеть необходимыми навыками, иначе они могут столкнуться с серьёзными проблемами со здоровьем.
Однако наша жизнь не ограничивается узкими рамками, как это было в недавнем прошлом. Тогда наше время делилось на работу, бытовые заботы и редкие часы досуга. Сейчас же большая часть нашего времени отводится работе, за ней следует досуг, а быт занимает совсем немного времени.
Если кто-то сомневается, то может вести учёт времени в течение нескольких дней и убедиться, что бытовые заботы отнимают около двух-трёх часов, работа занимает примерно десять часов, а досуг — три-четыре часа. А иногда и больше.
Мы можем слушать подкасты в дороге, просматривать социальные сети в обеденный перерыв, наслаждаться аудиокнигами во время прогулок или тренировок, а также смотреть фильмы или слушать музыку во время приготовления пищи или уборки. Наш досуг стал неотъемлемой частью как работы, так и повседневной жизни.
Интернет часто критикуют, считая, что он приводит к зависимости от гаджетов, а просмотр глупых роликов якобы делает человека глупее. На самом деле, люди действительно могут проводить много времени за компьютером или смартфоном, но не для того, чтобы смотреть бессмысленные видео.
Интернет открывает двери к знаниям, достижениям культуры и истории. Он позволяет познакомиться с произведениями искусства, к которым у многих людей никогда бы не было возможности прикоснуться. Кроме того, интернет даёт возможность увидеть далёкие страны, куда мы бы никогда не смогли поехать.
Многие ли россияне могут позволить себе путешествие в Лувр или купание в Карибском море? В реальности только 20% населения могут позволить себе такие поездки. Однако интернет даёт возможность каждому познакомиться с Лувром, Петергофом и галереей Уффици, увидеть пейзажи Карибских островов и узнать о тайнах Лувра.
Если и есть что-то, за что можно покритиковать интернет, так это не за то, что люди «проводят жизнь в гаджетах», а за то, что он только даёт представление о той или иной теме или месте.
Можно выучить иностранный язык с помощью интернета, но чтобы освоить его на уровне носителя, потребуется не один год жизни в стране, язык которой вы изучаете.
В интернете можно найти учебники по медицине, но это не сделает вас врачом. Также нельзя научиться управлять самолётом, просто прочитав информацию в интернете.
Однако в интернете можно получить общее представление о том, что вас интересует, и развить в себе интерес к этой теме. Но стать специалистом в какой-либо области через интернет невозможно.
Многие люди считают, что поверхностное знакомство с темой даёт им представление о предмете. Они думают, что если посмотрели 100-200 роликов по теме, то уже могут считаться специалистами и называть себя экспертами, даже в областях, которые ещё не до конца изучены учёными.
В этом и заключается вред интернета: в то время как учёные только изучают и публикуют свои гипотезы или результаты испытаний, люди, не имеющие отношения к изучаемой теме, но опирающиеся на чужие гипотезы и результаты промежуточных экспериментов, начинают снимать «обучающие» видео, публиковать мнения и комментарии и объявлять себя экспертами.
Другие люди смотрят, слушают и читают эти видео, порой по 100-200 в день, и тоже начинают считать себя специалистами. И теперь они, в свою очередь, снимают ролики, публикуют статьи, записывают подкасты. Эта бесконечная цепочка создаёт столько новых сущностей и запутывает так много людей, что даже исследовательские институты не могут разобраться во всём этом многообразии.
А потом мы получаем «глобальный Запад» с «зеленой экономикой» и гендерными теориями и с ошеломлением наблюдаем за тем, как недавно еще здравомыслящий, рациональный и прагматичный мир Запада сходит с ума. Более того, мы уже и в своем, российском обществе наблюдаем этих «сферических коней в вакууме» и фиксируем процесс их почкования.
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фото из открытых источников", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Снимок экрана 2025-01-16 192809.png", "filesize": 447603, "height": 563, "pic_id": 948560, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/16/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA_%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0_2025-01-16_192809.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250116%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250116T162103Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=d53ac516e5626a4752d714aafdd1123e1479423457d24d2a8383f834d9ca3579", "width": 704}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Развитие науки и техники привело к тому, что современные знания настолько специализированы, что даже профессионалы в смежных областях часто не понимают друг друга. В то же время, широкое распространение интернета создает иллюзию всеобщей осведомленности, когда люди, не имея достаточной подготовки, объявляют себя экспертами. Это порождает множество проблем, включая распространение ложной информации и деградацию научного мышления."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Данный текст несколько выбивается из темы истории славян и истории нашей страны, которым собственно и посвящен дзен-канал, но между тем обойти стороной тему экспертности не представляется возможным."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В XX и начале XXI века было сделано множество открытий в самых разных областях науки. Особенно активно развивались естественные науки, которые претерпели значительную дифференциацию."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Многие разделы математики, физики и химии превратились в самостоятельные дисциплины, требующие своих уникальных методов исследования и решения специфических задач. Эта дифференциация достигла таких масштабов, что специалисты в одной области, например, химии перестают понимать своих коллег из других направлений."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Аналогичная ситуация наблюдается и в других естественнонаучных дисциплинах, что особенно заметно на примере медицины. Врач общей практики не может заменить офтальмолога, стоматолога, иммунолога, эндокринолога и других специалистов. Да и офтальмолог со стоматологом не взаимозаменяемы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если первые телевизоры люди с увлечением разбирали и собирали самостоятельно, то корпус современного телевизора не каждый сможет открыть. В недавнем прошлом наличие пейджера считалось признаком успешного бизнесмена. Сегодня же треть населения страны пользуется дорогими айфонами и супернавороченными компьютерами. Даже пенсионерки освоили оплату за проезд через Bluetooth."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако умение пользоваться новыми технологиями не является показателем образованности и владения научными знаниями."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Наше время таково, что человечество разделилось на две условные страты - создатели и пользователи. И создателей в нашем обществе, намного, намного меньше чем пользователей. Но ведь и пользователи далеко не универсальны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Одно дело — водить «Москвич-412», и совсем другое — управлять КамАЗом, трамваем или сверхскоростным поездом. Даже на уровне пользователей мы остаёмся узкими специалистами, обладающими глубокими знаниями в своей области. Однако, чтобы в полной мере овладеть своей профессией, требуется обучение и время для приобретения необходимых навыков."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сегодня даже люди, занимающиеся тяжёлым ручным трудом, должны овладеть необходимыми навыками, иначе они могут столкнуться с серьёзными проблемами со здоровьем."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако наша жизнь не ограничивается узкими рамками, как это было в недавнем прошлом. Тогда наше время делилось на работу, бытовые заботы и редкие часы досуга. Сейчас же большая часть нашего времени отводится работе, за ней следует досуг, а быт занимает совсем немного времени."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если кто-то сомневается, то может вести учёт времени в течение нескольких дней и убедиться, что бытовые заботы отнимают около двух-трёх часов, работа занимает примерно десять часов, а досуг — три-четыре часа. А иногда и больше."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мы можем слушать подкасты в дороге, просматривать социальные сети в обеденный перерыв, наслаждаться аудиокнигами во время прогулок или тренировок, а также смотреть фильмы или слушать музыку во время приготовления пищи или уборки. Наш досуг стал неотъемлемой частью как работы, так и повседневной жизни."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Интернет часто критикуют, считая, что он приводит к зависимости от гаджетов, а просмотр глупых роликов якобы делает человека глупее. На самом деле, люди действительно могут проводить много времени за компьютером или смартфоном, но не для того, чтобы смотреть бессмысленные видео."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Интернет открывает двери к знаниям, достижениям культуры и истории. Он позволяет познакомиться с произведениями искусства, к которым у многих людей никогда бы не было возможности прикоснуться. Кроме того, интернет даёт возможность увидеть далёкие страны, куда мы бы никогда не смогли поехать."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Многие ли россияне могут позволить себе путешествие в Лувр или купание в Карибском море? В реальности только 20% населения могут позволить себе такие поездки. Однако интернет даёт возможность каждому познакомиться с Лувром, Петергофом и галереей Уффици, увидеть пейзажи Карибских островов и узнать о тайнах Лувра."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если и есть что-то, за что можно покритиковать интернет, так это не за то, что люди «проводят жизнь в гаджетах», а за то, что он только даёт представление о той или иной теме или месте."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Можно выучить иностранный язык с помощью интернета, но чтобы освоить его на уровне носителя, потребуется не один год жизни в стране, язык которой вы изучаете."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В интернете можно найти учебники по медицине, но это не сделает вас врачом. Также нельзя научиться управлять самолётом, просто прочитав информацию в интернете."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако в интернете можно получить общее представление о том, что вас интересует, и развить в себе интерес к этой теме. Но стать специалистом в какой-либо области через интернет невозможно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Многие люди считают, что поверхностное знакомство с темой даёт им представление о предмете. Они думают, что если посмотрели 100-200 роликов по теме, то уже могут считаться специалистами и называть себя экспертами, даже в областях, которые ещё не до конца изучены учёными."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В этом и заключается вред интернета: в то время как учёные только изучают и публикуют свои гипотезы или результаты испытаний, люди, не имеющие отношения к изучаемой теме, но опирающиеся на чужие гипотезы и результаты промежуточных экспериментов, начинают снимать «обучающие» видео, публиковать мнения и комментарии и объявлять себя экспертами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Другие люди смотрят, слушают и читают эти видео, порой по 100-200 в день, и тоже начинают считать себя специалистами. И теперь они, в свою очередь, снимают ролики, публикуют статьи, записывают подкасты. Эта бесконечная цепочка создаёт столько новых сущностей и запутывает так много людей, что даже исследовательские институты не могут разобраться во всём этом многообразии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А потом мы получаем «глобальный Запад» с «зеленой экономикой» и гендерными теориями и с ошеломлением наблюдаем за тем, как недавно еще здравомыслящий, рациональный и прагматичный мир Запада сходит с ума. Более того, мы уже и в своем, российском обществе наблюдаем этих «сферических коней в вакууме» и фиксируем процесс их почкования."}], "attributes": []}], "selectedRange": [181, 327]}
Светлана, уж вы-то, с вашей целеустремленностью и любознательностью, прекрасно знаете, что информации более чем достаточно. Просто её нужно поискать, проверить, подумать, поискать еще раз, проверить, подумать.... Знания, информацию не дают, человек сам, самостоятельно добывает свое знание.
Всем всё дают, причем дают в изобилии, но один идет и берет то, что ему нужно, другой сидит и ждет, что ему принесут, разжуют, в рот положат и по горлышку погладят, чтоб проглотил.
Комментарии 11