13 янв 2024 · 19:29    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Арбуи"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мы мало знаем о верованиях древних карелов. Пожалуй единственными источниками о них для нас служат Калевала и предисловие к псалтыри Микаэля Агриколы:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если Калевала богато представляет жизнь древнекарельских богов и героев, то о людях хранивших эти традиции, мы знаем очень мало. Пожалуй, первое упоминание о них мы встречаем во время борьбы с язычеством в 16 в. Так в «Грамоте Новгородскаго архиепископа Макария в Вотскую пятину, об искоренении языческих требищ и обрядов и проч. 25 марта 1534 г.» сказано следующее:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«... и призывают деи на те свои скверныя молбища злодеевых отступник арбуев Чюдцкых, и мертвых деи своих они кладут в селех по курганом и по коломищем с теми ж арбуи, а к церквам деи на погосты тех своих умерших оне не возят съхраняти; также деи у них у которые жены детя родитца, и они деи наперед к тем своим родилницам призывают тех же скверных арбуев, и те деи арбуи младенцем их имена нарекают свойски, а вас деи игуменов и священников оне к тем своим младенцем призывают после; а на кануны деи свои призывают оне тех же скверных арбуев, и те деи арбуи и над каноны их арбуют скверным бесом...» "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Более подробно об этих обрядах сказано в «Послание архиепископа Макария великому князю Ивану Васильевичу. 1534г.»:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«... Суть же скверные молбища их лес, и камение, и реки, и блата, источники, и горы, и холми, солнце, и месяц, и звезды, и езера, и проста рещи всей твари поклоняхуся яко богу, и чтяху и жертву приношаху кровную бесом, волы и овцы, и всяк скот и птицы. Слышахом бо яко проста человека у себя держаху и почитаху, яко священника, его же нарикого арбуем; сей вся приношая совершения по своей прелести и детем имена нарицая...»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Карельские арбуи славились далеко за пределами Карелии. Даже древнерусское слово - арбовати (колдовать) связано с их именем. «Арбуй — жрец. Древнерусское «арбу, арбовати» означает) отправлять языческое богослужение. Заимствовано из финского языка «arpoja» — прорицатель, предсказатель (Фасмер, 1987, т. 1, с. 84) \"."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Да что русские, даже арабский географ XII века Идриси называл Карелию «страной магов на побережье»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Не зря писал архиепископ Макарий о карельских арбуях царю Ивану Васильевичу. Существует легенда, что и своим рождением царь Грозный обязан карельским арбуям. В 1573 году противник Ивана Грозного князь Андрей Курбский создал свой труд «История о великом князе Московском». Здесь он записал слухи о том, как появился на свет будущий русский царь. У его отца, Василия III, в течение 24 лет не было детей. Что только ни делали, каким только зельем и наговорной водой ни пользовались, — ничего не помогало. Василий III, по свидетельству Курбского, «искал чаровников презлых отовсюду, чтобы помогли они ему». Ко двору привозили разных колдунов, но их чары оказывались бессильными. И вот тогда послали за колдунами из Корелы. И привезли в Москву «презлых советников сатанинских». С их помощью от «прескверных семян» уродились у Василия два сына. Один из них — прелютый кровопийца. А другой — «без ума и без памяти и бессловесен». Речь идёт о будущем царе Иване Грозном и о его слабоумном брате Георгии, скончавшемся на 31-м году жизни…Это предание произвело большое впечатление на знаменитого драматурга Александра Островского. В его исторической хронике «Тушино» (1867) один из героев вспоминает о том, что Ивана IV породили на свет колдуны из Корелы…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Слава о карельских арбуях на много веков пережила их самих. А. С. Пушкин поселил злобную колдунью Наину среди финляндских скал. Другого героя поэмы «Руслан и Людмила», старца Финна, он также сделал колдуном, правда, не злым."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А на Ладожском побережье воспоминания о древних обрядах сохранились даже до 19 в. В «Народных преданиях северо-западного Приладожья собранных летом 1879 г.» Теодор Швинд писал: «В Кууппала на могильнике росла большая черемуха, у ее корней приносили в жертву первое молоко после отела коровы, первое зерно нового урожая и т. д. Такого обычая придерживались люди русской веры. Эта черемуха считалась священной, никто не смел ее трогать, и обряд сохранялся до тех пор, пока какой-то пьяный из Яккима не срубил ее. Надо оказать, что почти у каждой группы людей русской веры были свои священные деревья или подножия камней, где совершались жертвоприношения, например: в той части деревни Риеккала, что на родовых землях Тимоска, а также в Соскуа и Савоя. В Сорола на мысу, в изгибе пролива напротив слободы Лахденпохья, был большой жертвенный камень, на который клали много приношений. Специально с этой целью сюда приезжали жители Кумола в Юрьев день - так они просили, чтобы наступило хорошее лето». Интересно, что людей совершающих старинные обряды Швиндт называет «людьми русской веры». Так финны называли потомков древних карелов. Некоторые из этих жертвенных камней можно увидеть и сегодня. На жертвенных камнях часто выбивали чашечки, чтобы помещать в них жертвы: зерно, молоко, пиво. Поэтому они получили название «чашечники». Один «чашечник» расположен в окрестностях п. Вятиккя. Много загадок хранит древнее карельское знание. На маленьком острове Голом, что находится вблизи о. Валаам, финский фотограф и путешественник Юха Таскинен обнаружил загадочный камень. Надпись выбитая на камне сделана на неизвестном языке при помощи загадочных символов. Может быть это весть о древней мудрости карелов. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_2400 (45).jpg", "filesize": 66068, "height": 942, "pic_id": 799010, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/01/13/scale_2400_45.jpeg", "width": 626}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Быстров Игорь Фёдорович (18. 09. 1935г. -17. 12. 2015г.) "}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кандидат технических наук. Всю производственную жизнь работал в области логики и дискретной математики. Вот что он написал в своём повествовании про Арбат: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я хочу рассказать, откуда на самом деле произошло слово «Арбат» - название знаменитой московской улицы. Старые версии известны: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- «Арбат» - от арабского слова «рабат» (rabat) = «предместье»;"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- «Арбат» - от слова «арба» = «телега» (тюркского происхождения)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На месте нынешнего Арбата был Колымажный двор, и, якобы, название улицы произошло от названия телеги. Сейчас эта версия не считается лингвистически обоснованной; "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- «Арбат» - от слова «горбатый», перешедшее потом в «Орбат» и далее в «Арбат» - по выпуклости на главном участке улицы, ее так называемой «горбатости». Эта версия, в основном, умозрительная, и шансов на истинность у нее меньше даже, чем у предыдущей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После всех этих предисловий лингвисты пишут: «неясное слово». Но вот что мне пришлось увидеть и услышать лет двадцать назад по этому поводу…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я был в Клину, в историческом музее, интересовался документами о Петербургском тракте. Садясь на обратном пути в Москву в вагон электрички «Тверь-Москва» (только что город Калинин был переименован в Тверь), я отыскал свободное место. Было раннее послеобеденное время, и час пик еще не наступил. Рядом сидела молодая компания; они играли в карты, две девушки с краю живо обсуждали свое житье-бытье… Передо мной сидел человек лет тридцати."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По проходу шла цыганка, ведя за собой дитя. Предложила молодым девушкам погадать. Погадав по руке, она попросила денег, чтобы предсказать им будущее. Ребята, шутя, дали ей денег, и она наговорила им всяких благ. Развернувшись, она молча взглянула на моего соседа, и он протянул ей левую (как и положено при гадании) руку. Взглянув на руку, цыганка вдруг испуганно рванулась на выход, таща за собой мальчика. Это движение, кроме меня, никто не заметил. Я подождал, пока компания цыган не сошла, и спросил соседа: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Чего они так испугались?"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Это не в первый раз. Я – из вепсов. Слышали про такую народность? Закончил электровакуумный техникум, работаю в Твери и. о. инженера на заводе. Я родился на хуторе, рядом с деревней Сукино (сейчас ее нет). Жителей нашего хутора все называют карелами, но мы – вепсы, переселились с Ладоги где-то в XVII веке. Конечно, с карелами у нас близкий язык, мы друг друга хорошо понимаем. И с жителями деревни Сукино (это я говорю по воспоминаниям родителей), мы жили дружно, даже нередко роднились. Они вязали веники, ездили в Москву, снимали там за городом землянки и торговали вениками. А мы… Тут он задумался… "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Мы во многих поколениях числились лекарями, знахарями… И тоже ездили в Москву. Зачем? Лечить, знахарствовать (у вас говорят - колдовать). Вот и еду… Нет, не колдовать… Накопилось много вопросов. Публикаций – масса… Конечно, мало что заслуживает внимания, но все же я хочу получить консультацию в Парапсихологическрм Центре. "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Разгадываю ли прошлое? Да, это нетрудно…Лечу ли я? Да, лечу, - это труднее… Предсказываю ли будущее? Не знаю: про себя думал, а людям – не решаюсь. С таким вопросом и еду. А методы – известны. Главный вопрос – стоит ли?"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А наши древние предки, приезжая в Москву, селились, конечно, за городом. По-вепсски знахарь, колдун называется «арбои»; по-русски это звучало как «арбуй». Соответственно, «колдовать» означало – «арбовать» (по-вепсски – «арбоида»); «колдует», значило, - «арбует». А место, где мои предки селились, стало называться – «Арбат». В переводе на русский это означает – «место проживания арбуев», «колдовское место». "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Доехали мы до станции Крюково: я сошел в свой родной Зеленоград, а мой сосед поехал до Москвы (я говорю с сожалением, - почему не завязал контакт?). Дома я сразу бросился в словари (и прочие материалы), и вот что я там нашел («Словарь русского языка XI-XVII вв.», М., Наука, 1975 г., т. I, с. 45): "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Арбуй» - знахарь, колдун. И далее – цитаты из документов: «И в Петров деи пост многие ядят скором, и жертву деи и питья жрут и пиют мерзским бесом, и призывают деи на те свои скверныя молбища злодеевых отступник арбуев чюдцкых». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Tеперь я уже говорю не как слушатель, но как расследователь… Отмечаю:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- колдуны («арбуи») названы происходящими из племени чуди, т. е. тоже из угро-финского племени;"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- знаменательна дата документа – 1534 г.; значит (по нашей версии), Арбат мог (!) существовать уже в это время;"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- отметим резко отрицательное отношение православной церкви к «арбуям» -колдунам уже в XVI веке. Очень сильным было тогда влияние «арбуев» в Великом Новгороде, что и естественно: угро-финские племена живут рядом…"}], "attributes": []}], "selectedRange": [5472, 5472]}
Комментарии 0