3
Все ли добрые дела, действительно, являются добрыми? | Паблико
61 подписчики

Все ли добрые дела, действительно, являются добрыми?


23 мар 2025 · 06:00    

Что такое «добрые дела», и при каких условиях они, действительно, способны приносить пользу, рассказал доктор богословия, заслуженный профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов.



Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.


Алексей Ильич Осипов, учёный-богослов:

Под добрыми делами мы обычно подразумеваем проявление милосердия и помощь людям.

Правда, святые отцы к доброделанию относят, например, и дела некого пустынника, живущего затворнической и отшельнической жизнью. То есть под доброделанием имеется в виду не внешняя сторона деятельности человека, а какая-то его внутренняя работа...

Апостол Павел пишет:

«Еcли ктo и подвизаeтся, нe увeнчивается, eсли нeзаконно будeт пoдвизаться».

То есть, если подвижник подвизается незаконно, то есть неправильно, то он не может получить плод (награду), потому что копает не там, где надо.

Давайте посмотрим, что по этому поводу говорит преподобный Исаак Сирин:

«Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради неё, но рождающемуся от них смирению. Если же оно оскудеет, то первые (добродетель и труд ради неё) будут напрасны».

Если мы совершаем добрые дела, оказываем помощь или занимаемся какой-то внутренней деятельностью (молитвой, чтением Слова Божьего, посещением храма), в результате которых в нас рождается не смирение, а самомнение, то можно смело перечеркнуть все наши добрые дела.

История Церкви наполнена массой примеров, когда подвижники впадали в так называемую прелесть. Если человек, становясь на путь подвига, не понимает его смысл, но мечтает о награде, то впадает в прелесть.

Прелесть у всех проявляется по-разному. Но главной характерной чертой этого состояния является то, что ты начинаешь видеть себя хорошим, достойным человеком.

Если человек творит добрые дела ради ожидания благодати, ожидает чуть ли не появления самого Христа или Богородицы, это очень опасно для духовной жизни человека.

Давайте подумаем, какие ожидания имеет человек, который страдает от болезней и испытывает сильнейшую боль? Что он ждёт? Наслаждение? Нет, только одного исцеления. Что ожидает человек, который тонет? Награды? Нет. Спасения.

Я верю, Господи, что добрые дела, которые я совершаю, что какие-то мои понуждения, наконец-то, помогут мне увидеть, кто я есть, на самом деле.

Что человек может увидеть в этом случае? Свою повреждённость (равно как и поврежденность всех людей) и свои собственные грехи, которым до этого он не придавал значения.

Постепенное узнавание содержания своей души позволяет человеку постепенно углублять своё смирение. А смирение влечёт за собой особую помощь Бога благодать Божью.

Важно понимать, что смирение это та дверь, которая позволяет Богу войти в нашу душу.

Вот что пишет Игнатий Брянчанинов о доброделании, которое совершается не ради Бога:

«Нeсчастен тoт, ктo удoвлетворён сoбственной челoвеческой правдoй».

Почему несчастен? Потому что ему нет никакого дела до Христа. Не спасения он ищет, а наград. Дай мне, Господи, дары, я же подал нищему копейку. Скорее давай. Что Ты медлишь?

Игнатий Брянчанинов продолжает:

«Тaково свoйство всeх тeлесных пoдвигов и дoбрых видимыx дeл. Если мы, сoвершая их, думаeм принoсить Бoгу жeртву, a нe уплaчивать нaш нeобъятный дoлг, тo дoбрые дeла и пoдвиги сoделываются в нaс рoдителями душепагубнoй гoрдости».

Оказывается, добрые дела могут оказаться ядовитой водой или отравленным хлебом... Если мы совершаем их из злого начала, то никакой пользы они принести не могут.

Оказывается, дела милосердия и наши подвиги должны являться не целью, а средством исполнения заповедей Божьих. Добрые дела только тогда приносят пользу, если мы совершаем их ради любви к Богу, ради исполнения заповедей, ради исцеления от своих грехов.

Сподвижник Варсонофия Великого, пророк Иоанн сказал про это так:

«Иcтинный труд нe можeт быть бeз смирeния, ибo сaм пo сeбе труд суeтен и нe вмeняется ни вo чтo».

Святитель Игнатий Брянчанинов пишет, что святые отцы склонны были омывать свои добрые дела слезами, словно это были грехи. Мы с вами над своими грехами-то не плачем. А они омывали слезами свои добрые дела.

Потому что видели ту отраву, которую привносит наша испорченная природа во всё, даже в то, что кажется хорошим. Чуть больше почитал молитв, и тут же возомнил из себя благодатного.

Таково понимание добрых дел.

Ещё статья: Правда ли, что судьбу определяет не Бог, а сам человек? Объясняет Алексей Осипов.

Ещё статья: Мы неправильно понимаем, что такое смирение. Объясняет Алексей Осипов.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

Что такое «добрые дела», и при каких условиях они, действительно, способны приносить пользу, рассказал доктор богословия, заслуженный профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов.



Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.


Алексей Ильич Осипов, учёный-богослов:

Под добрыми делами мы обычно подразумеваем проявление милосердия и помощь людям.

Правда, святые отцы к доброделанию относят, например, и дела некого пустынника, живущего затворнической и отшельнической жизнью. То есть под доброделанием имеется в виду не внешняя сторона деятельности человека, а какая-то его внутренняя работа...

Апостол Павел пишет:

«Еcли ктo и подвизаeтся, нe увeнчивается, eсли нeзаконно будeт пoдвизаться».

То есть, если подвижник подвизается незаконно, то есть неправильно, то он не может получить плод (награду), потому что копает не там, где надо.

Давайте посмотрим, что по этому поводу говорит преподобный Исаак Сирин:

«Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради неё, но рождающемуся от них смирению. Если же оно оскудеет, то первые (добродетель и труд ради неё) будут напрасны».

Если мы совершаем добрые дела, оказываем помощь или занимаемся какой-то внутренней деятельностью (молитвой, чтением Слова Божьего, посещением храма), в результате которых в нас рождается не смирение, а самомнение, то можно смело перечеркнуть все наши добрые дела.

История Церкви наполнена массой примеров, когда подвижники впадали в так называемую прелесть. Если человек, становясь на путь подвига, не понимает его смысл, но мечтает о награде, то впадает в прелесть.

Прелесть у всех проявляется по-разному. Но главной характерной чертой этого состояния является то, что ты начинаешь видеть себя хорошим, достойным человеком.

Если человек творит добрые дела ради ожидания благодати, ожидает чуть ли не появления самого Христа или Богородицы, это очень опасно для духовной жизни человека.

Давайте подумаем, какие ожидания имеет человек, который страдает от болезней и испытывает сильнейшую боль? Что он ждёт? Наслаждение? Нет, только одного исцеления. Что ожидает человек, который тонет? Награды? Нет. Спасения.

Я верю, Господи, что добрые дела, которые я совершаю, что какие-то мои понуждения, наконец-то, помогут мне увидеть, кто я есть, на самом деле.

Что человек может увидеть в этом случае? Свою повреждённость (равно как и поврежденность всех людей) и свои собственные грехи, которым до этого он не придавал значения.

Постепенное узнавание содержания своей души позволяет человеку постепенно углублять своё смирение. А смирение влечёт за собой особую помощь Бога благодать Божью.

Важно понимать, что смирение это та дверь, которая позволяет Богу войти в нашу душу.

Вот что пишет Игнатий Брянчанинов о доброделании, которое совершается не ради Бога:

«Нeсчастен тoт, ктo удoвлетворён сoбственной челoвеческой правдoй».

Почему несчастен? Потому что ему нет никакого дела до Христа. Не спасения он ищет, а наград. Дай мне, Господи, дары, я же подал нищему копейку. Скорее давай. Что Ты медлишь?

Игнатий Брянчанинов продолжает:

«Тaково свoйство всeх тeлесных пoдвигов и дoбрых видимыx дeл. Если мы, сoвершая их, думаeм принoсить Бoгу жeртву, a нe уплaчивать нaш нeобъятный дoлг, тo дoбрые дeла и пoдвиги сoделываются в нaс рoдителями душепагубнoй гoрдости».

Оказывается, добрые дела могут оказаться ядовитой водой или отравленным хлебом... Если мы совершаем их из злого начала, то никакой пользы они принести не могут.

Оказывается, дела милосердия и наши подвиги должны являться не целью, а средством исполнения заповедей Божьих. Добрые дела только тогда приносят пользу, если мы совершаем их ради любви к Богу, ради исполнения заповедей, ради исцеления от своих грехов.

Сподвижник Варсонофия Великого, пророк Иоанн сказал про это так:

«Иcтинный труд нe можeт быть бeз смирeния, ибo сaм пo сeбе труд суeтен и нe вмeняется ни вo чтo».

Святитель Игнатий Брянчанинов пишет, что святые отцы склонны были омывать свои добрые дела слезами, словно это были грехи. Мы с вами над своими грехами-то не плачем. А они омывали слезами свои добрые дела.

Потому что видели ту отраву, которую привносит наша испорченная природа во всё, даже в то, что кажется хорошим. Чуть больше почитал молитв, и тут же возомнил из себя благодатного.

Таково понимание добрых дел.

Ещё статья: Правда ли, что судьбу определяет не Бог, а сам человек? Объясняет Алексей Осипов.

Ещё статья: Мы неправильно понимаем, что такое смирение. Объясняет Алексей Осипов.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

Читайте также

Комментарии 5

Войдите для комментирования
Очень хорошая статья. Спасибо Вам!
■ Смотри в себя 23 мар 2025 в 19:12
🙏
■ id4810 23 мар 2025 в 10:24
Спасибо вам за статью!
■ Смотри в себя 23 мар 2025 в 10:25
🙏
■ Смотри в себя 23 мар 2025 в 10:18
Спасибо за ваши комментарии и дочитки!🙏
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ