Видеть свои грехи — не значит заниматься самобичеванием. Объясняет Алексей Осипов
01 апр 2023 · 06:02
Почему нужно и важно познавать себя, рассказал православный богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов.
Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.
Алексей Ильич Осипов, богослов:
Святого Макария Великого за необычайное милосердие к согрешающим современники называли земным Богом. И вот этот человек был послан Богом к двум замужним женщинам — мирянкам.
Макарий пришёл к ним, женщины узнали его, потому что были наслышаны о нём, и пришли в страх и трепет от его появления.
И Макарий спросил у женщин: «Как поживаете?» Они ответили, что живут в непрерывной суете — муж, дети, хозяйство, огород… Называли себя при этом большими грешницами и просили Макария помолиться за них, чтобы им окончательно не погибнуть. Грешнее нас никого на свете нет, беспрестанно уверяли они своего гостя.
Макарий очень удивился всему этому и ушёл в слезах от благодарности к Богу. Господи, научил Ты меня тому, чего я не умел. Какое познание себя, какое познание своей греховности, какое смирение… Макарий был удивлён и впечатлён.
Преподобный Исаак Сирин писал:
«Блажен человек, который познает немощь свою, потому что ведение сие делается для него основанием, корнем и началом всякой благостыни».
Что такое познание себя? Это понимание того, что я, оказывается, не могу не осуждать, не завидовать, не лицемерить, не болтать, не пустословить, не врать и много ещё чего не могу.
Познание себя заключается в видении всех тех страстей, которые во мне находятся. Они все во мне есть. И проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации.
Познание себя — это ещё и познание того, что я сам не могу справиться со страстями и освободиться от них. Могу только воздержаться в определенной степени, но страсти всё равно прорываются наружу.
Познание себя — это и есть путь спасения. Это — главное, что требуется, как для мирянина, так и для монаха... Для любого христианина.
Исаак Сирин пишет, что Богу не нужны ни дела наши, ни заслуги, Богу не важно, кто ты — мирянин, монах или священник… Ему не это нужно. Богу нужно, чтобы мы познавали себя. Богу нужно наше смирение, благодаря которому человек и может уподобиться Богу и принять Бога.
Принять Бога можем только мы сами. Не Он нас, а мы Его примем или не примем. Он только стоит у двери и стучит. Именно об этом мы читаем в Откровении Иоанна Богослова:
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною».
Что означает «стучит»? Стучит голосом разума, голосом совести… Человек, поступай по совести, по законам Божьим. А какая у тебя форма жизни — мирянин ты, монах или священник — это вторично.
В монахи, кстати, шли люди, которые хотели освободиться от всех забот, связанных с мирской жизнью. Но для чего освободиться? Не просто освободиться и остаться незанятыми. А освободиться для единственного занятия, которое на языке аскетики называется «умное делание», то есть молитва.
Макарий Великий был послан к женщинам, а Антония Великого отправили в Александрию к обыкновенному сапожнику. Тот, увидев его, ахнул: Антоний пришёл, да ещё требует сказать, как ты угождаешь Богу?
— Ничем, отче, не угождаю. Единственное — шью сапоги и к Господу взываю: «Господи, помилуй!» Потому что все спасутся, один я погибну.
Как только Антоний Великий услышал это, то пал ниц. И ушёл с мыслями: «Господи, насколько же этот сапожник выше меня…»
Почему выше? Потому что уровень духовности человека измеряется мерою смирения.
Игумен Николай Воробьёв пишет, что можно и из гордости исполнять почти все заповеди и в то же время быть врагом Бога, если не приобретёшь смирение.
А смирение — это такое состояние, которое приобретается через познание себя.
Так что же такое спасение? Замечательно сказал об этом православный подвижник Пётр Дамаскин:
«Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих — бесчисленных, как песок морской».
Никому не закрыт путь к спасению. Это может быть такой путь, которому может удивиться даже сам преподобный Антоний Великий, основатель отшельнического монашества.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Почему нужно и важно познавать себя, рассказал православный богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "осипов алексей ильич.jpg", "filesize": 189987, "height": 647, "pic_id": 498242, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/29/%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2_%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D1%87_MiekWkJ.jpeg", "width": 1018}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Алексей Ильич Осипов, богослов:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Святого Макария Великого за необычайное милосердие к согрешающим современники называли земным Богом. И вот этот человек был послан Богом к двум замужним женщинам — мирянкам."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Макарий пришёл к ним, женщины узнали его, потому что были наслышаны о нём, и пришли в страх и трепет от его появления."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И Макарий спросил у женщин: «Как поживаете?» Они ответили, что живут в непрерывной суете — муж, дети, хозяйство, огород… Называли себя при этом большими грешницами и просили Макария помолиться за них, чтобы им окончательно не погибнуть. Грешнее нас никого на свете нет, беспрестанно уверяли они своего гостя."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Макарий очень удивился всему этому и ушёл в слезах от благодарности к Богу. Господи, научил Ты меня тому, чего я не умел. Какое познание себя, какое познание своей греховности, какое смирение… Макарий был удивлён и впечатлён."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Преподобный Исаак Сирин писал:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Блажен человек, который познает немощь свою, потому что ведение сие делается для него основанием, корнем и началом всякой благостыни»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что такое познание себя? Это понимание того, что я, оказывается, не могу не осуждать, не завидовать, не лицемерить, не болтать, не пустословить, не врать и много ещё чего не могу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Познание себя заключается в видении всех тех страстей, которые во мне находятся. Они все во мне есть. И проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Познание себя — это ещё и познание того, что я сам не могу справиться со страстями и освободиться от них. Могу только воздержаться в определенной степени, но страсти всё равно прорываются наружу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Познание себя — это и есть путь спасения. Это — главное, что требуется, как для мирянина, так и для монаха... Для любого христианина."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Исаак Сирин пишет, что Богу не нужны ни дела наши, ни заслуги, Богу не важно, кто ты — мирянин, монах или священник… Ему не это нужно. Богу нужно, чтобы мы познавали себя. Богу нужно наше смирение, благодаря которому человек и может уподобиться Богу и принять Бога."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Принять Бога можем только мы сами. Не Он нас, а мы Его примем или не примем. Он только стоит у двери и стучит. Именно об этом мы читаем в Откровении Иоанна Богослова:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что означает «стучит»? Стучит голосом разума, голосом совести… Человек, поступай по совести, по законам Божьим. А какая у тебя форма жизни — мирянин ты, монах или священник — это вторично."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В монахи, кстати, шли люди, которые хотели освободиться от всех забот, связанных с мирской жизнью. Но для чего освободиться? Не просто освободиться и остаться незанятыми. А освободиться для единственного занятия, которое на языке аскетики называется «умное делание», то есть молитва."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Макарий Великий был послан к женщинам, а Антония Великого отправили в Александрию к обыкновенному сапожнику. Тот, увидев его, ахнул: Антоний пришёл, да ещё требует сказать, как ты угождаешь Богу?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Ничем, отче, не угождаю. Единственное — шью сапоги и к Господу взываю: «Господи, помилуй!» Потому что все спасутся, один я погибну."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как только Антоний Великий услышал это, то пал ниц. И ушёл с мыслями: «Господи, насколько же этот сапожник выше меня…» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Почему выше? Потому что уровень духовности человека измеряется мерою смирения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Игумен Николай Воробьёв пишет, что можно и из гордости исполнять почти все заповеди и в то же время быть врагом Бога, если не приобретёшь смирение."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А смирение — это такое состояние, которое приобретается через познание себя."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так что же такое спасение? Замечательно сказал об этом православный подвижник Пётр Дамаскин:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих — бесчисленных, как песок морской»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Никому не закрыт путь к спасению. Это может быть такой путь, которому может удивиться даже сам преподобный Антоний Великий, основатель отшельнического монашества."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Ещё статья: "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://zen.yandex.ru/media/smotrivsebja/kogda-nashi-dobrye-dela-byvaiut-naprasny-obiasniaet-aleksei-osipov-60fb128c102b875176052bb0"}, "string": "Когда наши добрые дела бывают напрасны? Объясняет Алексей Осипов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://zen.yandex.ru/smotrivsebja"}, "string": "канал. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://zen.yandex.ru/smotrivsebja"}, "string": "смотри в себя."}], "attributes": []}], "selectedRange": [4210, 4210]}
Комментарии 7