3
Видеть свои грехи — не значит заниматься самобичеванием. Объясняет Алексей Осипов | Паблико
61 подписчики

Видеть свои грехи — не значит заниматься самобичеванием. Объясняет Алексей Осипов


01 апр 2023 · 06:02    

Почему нужно и важно познавать себя, рассказал православный богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов.



Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.


Алексей Ильич Осипов, богослов:

Святого Макария Великого за необычайное милосердие к согрешающим современники называли земным Богом. И вот этот человек был послан Богом к двум замужним женщинам — мирянкам.

Макарий пришёл к ним, женщины узнали его, потому что были наслышаны о нём, и пришли в страх и трепет от его появления.

И Макарий спросил у женщин: «Как поживаете?» Они ответили, что живут в непрерывной суете — муж, дети, хозяйство, огород… Называли себя при этом большими грешницами и просили Макария помолиться за них, чтобы им окончательно не погибнуть. Грешнее нас никого на свете нет, беспрестанно уверяли они своего гостя.

Макарий очень удивился всему этому и ушёл в слезах от благодарности к Богу. Господи, научил Ты меня тому, чего я не умел. Какое познание себя, какое познание своей греховности, какое смирение… Макарий был удивлён и впечатлён.

Преподобный Исаак Сирин писал:

«Блажен человек, который познает немощь свою, потому что ведение сие делается для него основанием, корнем и началом всякой благостыни».

Что такое познание себя? Это понимание того, что я, оказывается, не могу не осуждать, не завидовать, не лицемерить, не болтать, не пустословить, не врать и много ещё чего не могу.

Познание себя заключается в видении всех тех страстей, которые во мне находятся. Они все во мне есть. И проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации.

Познание себя — это ещё и познание того, что я сам не могу справиться со страстями и освободиться от них. Могу только воздержаться в определенной степени, но страсти всё равно прорываются наружу.

Познание себя — это и есть путь спасения. Это — главное, что требуется, как для мирянина, так и для монаха... Для любого христианина.

Исаак Сирин пишет, что Богу не нужны ни дела наши, ни заслуги, Богу не важно, кто ты — мирянин, монах или священник… Ему не это нужно. Богу нужно, чтобы мы познавали себя. Богу нужно наше смирение, благодаря которому человек и может уподобиться Богу и принять Бога.

Принять Бога можем только мы сами. Не Он нас, а мы Его примем или не примем. Он только стоит у двери и стучит. Именно об этом мы читаем в Откровении Иоанна Богослова:

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною».

Что означает «стучит»? Стучит голосом разума, голосом совести… Человек, поступай по совести, по законам Божьим. А какая у тебя форма жизни — мирянин ты, монах или священник — это вторично.

В монахи, кстати, шли люди, которые хотели освободиться от всех забот, связанных с мирской жизнью. Но для чего освободиться? Не просто освободиться и остаться незанятыми. А освободиться для единственного занятия, которое на языке аскетики называется «умное делание», то есть молитва.

Макарий Великий был послан к женщинам, а Антония Великого отправили в Александрию к обыкновенному сапожнику. Тот, увидев его, ахнул: Антоний пришёл, да ещё требует сказать, как ты угождаешь Богу?

— Ничем, отче, не угождаю. Единственное — шью сапоги и к Господу взываю: «Господи, помилуй!» Потому что все спасутся, один я погибну.

Как только Антоний Великий услышал это, то пал ниц. И ушёл с мыслями: «Господи, насколько же этот сапожник выше меня…» 

Почему выше? Потому что уровень духовности человека измеряется мерою смирения.

Игумен Николай Воробьёв пишет, что можно и из гордости исполнять почти все заповеди и в то же время быть врагом Бога, если не приобретёшь смирение.

А смирение — это такое состояние, которое приобретается через познание себя.

Так что же такое спасение? Замечательно сказал об этом православный подвижник Пётр Дамаскин:

«Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих — бесчисленных, как песок морской».

Никому не закрыт путь к спасению. Это может быть такой путь, которому может удивиться даже сам преподобный Антоний Великий, основатель отшельнического монашества.

Ещё статья: Когда наши добрые дела бывают напрасны? Объясняет Алексей Осипов.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

Почему нужно и важно познавать себя, рассказал православный богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов.



Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.


Алексей Ильич Осипов, богослов:

Святого Макария Великого за необычайное милосердие к согрешающим современники называли земным Богом. И вот этот человек был послан Богом к двум замужним женщинам — мирянкам.

Макарий пришёл к ним, женщины узнали его, потому что были наслышаны о нём, и пришли в страх и трепет от его появления.

И Макарий спросил у женщин: «Как поживаете?» Они ответили, что живут в непрерывной суете — муж, дети, хозяйство, огород… Называли себя при этом большими грешницами и просили Макария помолиться за них, чтобы им окончательно не погибнуть. Грешнее нас никого на свете нет, беспрестанно уверяли они своего гостя.

Макарий очень удивился всему этому и ушёл в слезах от благодарности к Богу. Господи, научил Ты меня тому, чего я не умел. Какое познание себя, какое познание своей греховности, какое смирение… Макарий был удивлён и впечатлён.

Преподобный Исаак Сирин писал:

«Блажен человек, который познает немощь свою, потому что ведение сие делается для него основанием, корнем и началом всякой благостыни».

Что такое познание себя? Это понимание того, что я, оказывается, не могу не осуждать, не завидовать, не лицемерить, не болтать, не пустословить, не врать и много ещё чего не могу.

Познание себя заключается в видении всех тех страстей, которые во мне находятся. Они все во мне есть. И проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации.

Познание себя — это ещё и познание того, что я сам не могу справиться со страстями и освободиться от них. Могу только воздержаться в определенной степени, но страсти всё равно прорываются наружу.

Познание себя — это и есть путь спасения. Это — главное, что требуется, как для мирянина, так и для монаха... Для любого христианина.

Исаак Сирин пишет, что Богу не нужны ни дела наши, ни заслуги, Богу не важно, кто ты — мирянин, монах или священник… Ему не это нужно. Богу нужно, чтобы мы познавали себя. Богу нужно наше смирение, благодаря которому человек и может уподобиться Богу и принять Бога.

Принять Бога можем только мы сами. Не Он нас, а мы Его примем или не примем. Он только стоит у двери и стучит. Именно об этом мы читаем в Откровении Иоанна Богослова:

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною».

Что означает «стучит»? Стучит голосом разума, голосом совести… Человек, поступай по совести, по законам Божьим. А какая у тебя форма жизни — мирянин ты, монах или священник — это вторично.

В монахи, кстати, шли люди, которые хотели освободиться от всех забот, связанных с мирской жизнью. Но для чего освободиться? Не просто освободиться и остаться незанятыми. А освободиться для единственного занятия, которое на языке аскетики называется «умное делание», то есть молитва.

Макарий Великий был послан к женщинам, а Антония Великого отправили в Александрию к обыкновенному сапожнику. Тот, увидев его, ахнул: Антоний пришёл, да ещё требует сказать, как ты угождаешь Богу?

— Ничем, отче, не угождаю. Единственное — шью сапоги и к Господу взываю: «Господи, помилуй!» Потому что все спасутся, один я погибну.

Как только Антоний Великий услышал это, то пал ниц. И ушёл с мыслями: «Господи, насколько же этот сапожник выше меня…» 

Почему выше? Потому что уровень духовности человека измеряется мерою смирения.

Игумен Николай Воробьёв пишет, что можно и из гордости исполнять почти все заповеди и в то же время быть врагом Бога, если не приобретёшь смирение.

А смирение — это такое состояние, которое приобретается через познание себя.

Так что же такое спасение? Замечательно сказал об этом православный подвижник Пётр Дамаскин:

«Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих — бесчисленных, как песок морской».

Никому не закрыт путь к спасению. Это может быть такой путь, которому может удивиться даже сам преподобный Антоний Великий, основатель отшельнического монашества.

Ещё статья: Когда наши добрые дела бывают напрасны? Объясняет Алексей Осипов.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

Читайте также

Комментарии 7

Войдите для комментирования
■ id4810 02 апр 2023 в 13:39
Спасибо за статью!
■ Смотри в себя 02 апр 2023 в 14:00
🙏
■ Смотри в себя 01 апр 2023 в 14:34
Спасибо за дочитки и ваши комментарии!
■ ТАЙНЫ ИСТОРИИ 01 апр 2023 в 09:40
интересная история
■ Смотри в себя 01 апр 2023 в 12:42
🙏
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ