05 фев 2023 · 13:41    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "В мае 1986 года митрополит Антоний (Сурожский) выступил в Лондоне с беседой «Вызов современности». Публикуем отрывок из этой беседы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Источник: https: //www. pravmir. ru/glavnoe-ne-yadernoe-oruzhie-a-najdetsya-li-chelovek-gotovyj-ego-upotrebit/ "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Митрополит Антоний Сурожский", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "изображение_2023-02-05_133724254.png", "filesize": 384709, "height": 504, "pic_id": 409336, "url": "/files/article_image/2023/02/05/%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_2023-02-05_133724254.jpeg", "width": 840}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Я верю, что наступит момент, когда все драматически рухнет, но думаю, что мы еще не дошли до этого момента. Помню, во время революции в России, когда еще допускались диспуты и выступления инакомыслящих, кто-то спросил христианского проповедника, баптиста [Владимира Марцинковского], считает ли он Ленина антихристом, и тот ответил: «Нет, он слишком мелок для этого». И когда я смотрю вокруг, мне думается, что все те, кого порой называют воплощением зла, слишком мелки, этот образ к ним не относится. Думаю, мы еще не готовы к конечной трагедии. Но в этом смысле я оптимист, потому что не боюсь и последней трагедии тоже."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Наличие атомной бомбы, ядерного оружия, разумеется, внесло иное измерение — измерение, которого количественно прежде не было. Нельзя исключить злую волю или случайность. Но не помню, кто сказал, что решающий фактор — не то, что существует ядерное оружие, решающий фактор — найдется ли человек или группа людей, готовые употребить такое оружие. Думаю, вот главное, что я чувствую по этому поводу. Мир, безопасность и так далее — все это должно начаться с нас самих, в нашей среде. Можно уничтожить все ядерное оружие и тем не менее вести разрушительную войну и полностью уничтожить друг друга. Без всякого ядерного оружия можно уничтожить жизнь на земле. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Можно вызвать голод, который унесет миллионы людей, можно убивать так называемым обычным оружием до тех пор и в таких масштабах, что наша планета обезлюдеет. Так что проблема в нас, а не в самом оружии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Знаете, еще в древности святой Иоанн Кассиан, рассуждая о добре и зле, сказал, что очень немногие вещи добры или злы, большая же часть их нейтральна. Возьмите, например, говорит он, нож. Сам по себе он нейтрален, вся проблема в том, у кого он в руках и что им будут делать. Так и здесь. Все дело в том, чтобы мы, люди, относились к миру, в котором живем, с благоговением, относились друг к другу с уважением. Дело не в разрушительных средствах — все зависит от страха, ненависти, жадности, качествующих в нас. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "То, что мы говорим относительно ядерной энергии, вероятно, переживалось и выражалось в другие эпохи по другим поводам. Когда был изобретен порох, он так же страшил людей, как сегодня нас устрашает ядерная энергия."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Знаете, я, может быть, очень бесчувственный, но когда мне было лет пятнадцать, я с большим увлечением читал стоиков и, помню, вычитал место у Эпиктета, где он говорит, что есть два рода вещей: те, с чем что-то можно сделать, и те, с чем ничего не поделаешь. Где можете что-то сделать — сделайте, про остальное забудьте. Может быть, я похож на страуса, который прячет голову в песок, но я просто живу день за днем, даже не вспоминая о том, что мир может быть уничтожен ядерной энергией, или что меня может переехать машина, или что в храм может залезть грабитель. Для меня важно состояние людей, которые поступят так или иначе. Вот что нам доступно, относительно чего мы можем что-то сделать: помочь людям осознать, что сострадание, любовь важны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В движении за мир, в борьбе за мир меня смущает вот что: это движение в большой степени обосновано доводом: «Вы же видите, какая нам грозит опасность!» Не то важно, что это опасно, страшно — важно, что нет любви. Мы должны стать миротворцами не из трусости, должно перемениться наше отношение к ближнему. А если так, все должно начинаться не с запрета ядерных электростанций, все должно начинаться с нас самих, рядом с нами, где бы то ни было. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Помню, в самом начале войны был налет на Париж и я спустился в убежище. Там была женщина, которая с большой горячностью говорила об ужасах войны и сказала: «Невообразимо, что в наше время существуют такие чудовища, как Гитлер! Люди, которые не любят своего ближнего! Попадись он мне в руки, я бы истыкала его иголками до смерти!» Мне кажется, такое настроение и в наши дни очень распространено: если бы можно было уничтожить всех злодеев!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но в тот момент, когда вы уничтожаете злодея, вы совершаете столь же разрушительный поступок, потому что в счет идет не количество, а качество того, что вы сделали."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У одного французского писателя в романе (речь идет о книге Анри Боско «Ослик Кюлот». — "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Прим. ред."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ") есть рассказ про человека, который побывал на островах в Тихом океане и там научился заклинаниями и волшебством вызывать к жизни все, что еще способно жить, но увяло, угасло. Он возвращается во Францию, покупает клочок голой каменистой земли и поет ей песнь любви. И земля начинает давать жизнь, прорастать красотой, растениями, и звери со всей окрестности приходят жить там в сообществе дружбы. Только один зверь не приходит — лиса. И этот человек, monsieur Cyprien, болеет сердцем: бедная лиса не понимает, как она будет счастлива в этом воссозданном раю, и он зовет лису, призывает, зазывает — но лиса не идет! Более того: время от времени лиса утаскивает райского цыпленка и съедает его. Сострадание у monsieur Cyprien сменяется нетерпением. А потом ему приходит мысль: если бы не было лисы, рай включал бы всех — и он лису убивает. Он возвращается на свой райский клочок земли: все растения увяли, все звери разбежались. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Думаю, вот урок для нас в этом отношении, это случается и с нами, в нас. Я не хочу сказать, что совершенно бесчувственно отношусь к тому, что может произойти при катастрофе, ядерной или любой другой, но не это худшее зло, худшее зло — в сердце человека."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Из беседы"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "http://www.mitras.ru/trudy2/", "italic": true}, "string": "«Вызов современности» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Спасибо, что прочитали до конца."}], "attributes": ["heading1"]}], "selectedRange": [5531, 5540]}
Комментарии 33