3
Почему человек - не буриданов осёл? О парадоксе выбора | Паблико
12 подписчики

Почему человек - не буриданов осёл? О парадоксе выбора


24 окт 2022 · 23:02    

Многим известна идея Жана Буридана о том, что осёл, находящийся на равном расстоянии от двух стогов сена, никогда не сдвинется с места и умрёт с голоду. К слову, Жан Буридан никогда не упоминал пример с ослом, хотя и исследовал проблему свободы воли. 

Не стоит понимать эту аллегорию в буквальном смысле. Ведь если провести «полевой эксперимент» и поставить осла между двумя кучами сена, то он сразу направится к одной из них. 



Если осёл хочет есть, он не будет думать


Сама по себе аллегория с ослом была известна ещё древним грекам. Только они использовали её в других целях: в частности - для того, чтобы высмеять идею неподвижности Земли. Дескать, если Земля неподвижна только потому, что она шарообразна, то это то же самое, что и осёл, стоящий между двумя одинаковыми кучами сена и не двигающийся с места. Считается, что осла впервые упоминал в одном из своих трудов Аристотель.

Но всё-таки, даже если предположить, что пресловутый осёл будет стоять, как камень, пока не помрёт, то почему же человек так не поступает? Как мы делаем выбор между равнозначными вариантами? Ответ прост: случайным образом. 

Впервые на это указал выдающийся советский педагог Лев Выготский. По его словам, символом человеческой свободы воли является обычный игральный кубик. Даже если несколько вариантов выбора по всем параметрам одинаковы и нет ни одного условия для предпочтительного выбора, человек может, бросив кубик, создать такое условие искусственно. 



Чтобы сделать окончательный выбор, достаточно бросить кубик


Этот принцип может объяснить и такую популярную в мире потребления проблему, как «парадокс выбора». К примеру, если мы пришли в супермаркет и видим на полках огромное количество марок одного и того же продукта, то мы становимся беспомощными и лишаемся возможности сделать выбор. Если же количество марок относительно небольшое, то ощущение контроля над ситуацией возвращается. В действительности большая часть марок представляет примерно одинаковый по характеристикам продукт - у них один и тот же состав, вкус, пищевая ценность и т. д. Поэтому достаточно «бросить кубик» (в символическом или даже реальном смысле), чтобы сделать окончательный выбор. 



Если выбора слишком много, то выбора нет?


Кстати, кости - довольно древний игровой атрибут, которому много тысяч лет. Кости использовались в самой древней настольной игре - египетском сенете. Причём сенет применялся не только (и даже не столько) для развлечения, но и для гадания; возможно, с его помощью могли и планировать своё поведение - к примеру, определяли, стоит объявлять войну или нет. Египетский сенет - прямой предок нард и тех игр, в которых участник должен раньше других провести свою фишку к финишу. Шашки и шахматы, где бросание костей не используется, были изобретены значительно позднее. 



Сенет - самая древняя игра с бросанием костей



Многим известна идея Жана Буридана о том, что осёл, находящийся на равном расстоянии от двух стогов сена, никогда не сдвинется с места и умрёт с голоду. К слову, Жан Буридан никогда не упоминал пример с ослом, хотя и исследовал проблему свободы воли. 

Не стоит понимать эту аллегорию в буквальном смысле. Ведь если провести «полевой эксперимент» и поставить осла между двумя кучами сена, то он сразу направится к одной из них. 



Если осёл хочет есть, он не будет думать


Сама по себе аллегория с ослом была известна ещё древним грекам. Только они использовали её в других целях: в частности - для того, чтобы высмеять идею неподвижности Земли. Дескать, если Земля неподвижна только потому, что она шарообразна, то это то же самое, что и осёл, стоящий между двумя одинаковыми кучами сена и не двигающийся с места. Считается, что осла впервые упоминал в одном из своих трудов Аристотель.

Но всё-таки, даже если предположить, что пресловутый осёл будет стоять, как камень, пока не помрёт, то почему же человек так не поступает? Как мы делаем выбор между равнозначными вариантами? Ответ прост: случайным образом. 

Впервые на это указал выдающийся советский педагог Лев Выготский. По его словам, символом человеческой свободы воли является обычный игральный кубик. Даже если несколько вариантов выбора по всем параметрам одинаковы и нет ни одного условия для предпочтительного выбора, человек может, бросив кубик, создать такое условие искусственно. 



Чтобы сделать окончательный выбор, достаточно бросить кубик


Этот принцип может объяснить и такую популярную в мире потребления проблему, как «парадокс выбора». К примеру, если мы пришли в супермаркет и видим на полках огромное количество марок одного и того же продукта, то мы становимся беспомощными и лишаемся возможности сделать выбор. Если же количество марок относительно небольшое, то ощущение контроля над ситуацией возвращается. В действительности большая часть марок представляет примерно одинаковый по характеристикам продукт - у них один и тот же состав, вкус, пищевая ценность и т. д. Поэтому достаточно «бросить кубик» (в символическом или даже реальном смысле), чтобы сделать окончательный выбор. 



Если выбора слишком много, то выбора нет?


Кстати, кости - довольно древний игровой атрибут, которому много тысяч лет. Кости использовались в самой древней настольной игре - египетском сенете. Причём сенет применялся не только (и даже не столько) для развлечения, но и для гадания; возможно, с его помощью могли и планировать своё поведение - к примеру, определяли, стоит объявлять войну или нет. Египетский сенет - прямой предок нард и тех игр, в которых участник должен раньше других провести свою фишку к финишу. Шашки и шахматы, где бросание костей не используется, были изобретены значительно позднее. 



Сенет - самая древняя игра с бросанием костей



Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ