3
Распределение - польза или "рабство" | Паблико
195 подписчики

Распределение - польза или "рабство"


15 май 2023 · 14:07    

Раз уж начала про свои студенческие воспоминания, никак нельзя обойти самый большой стимул учиться в те годы. И вовсе даже не красный диплом, и не повышенная стипендия, как кто-то мог бы подумать. Хотя повышенная стипендия - была тоже очень хорошим стимулом, да и на севере она была немаленькая по тем временам. Обычная «степуха» составляла -56 рублей, а повышенная, которую можно было получить за сессию, сданную без троек -72 руб. Если принять во внимание, что моя первая зарплата молодого педагога была 90 рублей, то стипендия была очень даже неплохая. 

А ведь по идее, была ещё и Ленинская, которую давали круглым отличникам. Но у нас таких не было, не дотягивали. 

Конечно, наличие стипендии - один из стимулов для хорошей учёбы, но главным подгоняющим моментом, особенно на старших курсах, было, конечно, распределение. Этим страшным зверем преподаватели начинали пугать нас, как только мы вплотную подошли к миру профессии, и перед нами более явно появились перспективы нашей будущей жизни и работы.

Р



Вот такие перспективы были там, где распределение...


Распределение предполагало направление каждого выпускника на определённое предприятие, в нашем случае в определённую школу, где мы должны были честно отработать 3 года. То есть как бы отдать государству долг, работая там, где в нас больше всего нуждались. Ведь обучение в ВУЗах было бесплатное, поэтому такая система очень даже была оправдана (на мой взгляд сейчас).

Но тогда, само слово распределение вызывало у студентов негодование и недовольство. Кому охота ехать в деревенскую школу и там трудиться аж целых 3 года? Да ведь это вся жизнь так мимо пройдёт, самые, можно сказать красивые молодые годы. И ведь увильнуть от этого счастья было практически невозможно. Молодых людей могла спасти только армия, а девушек - как потом оказалось, только замужество и то, только за человеком нужной специальности.

Знали бы мы тогда, что совсем скоро это желание многих студентов-выпускников быть свободными после окончания ВУЗа исполнится, но при этом не принесёт им ничего кроме разочарования и безработицы. «Бойся своих желаний» - вот это из какой области. 

В то время мы ещё не могли заглянуть вперёд и понять, что распределение - это не только наше обязательство отработать положенное время на нужном предприятии. Это была гарантия того, что ты получаешь работу по выбранной специальности, возможность набираться опыта, а ещё тебя обязательно обеспечивают жильём, и не под каким предлогом не могут уволить или сократить, пока не пройдёт положенный срок.



2018-07-13 15-44-42.JPG 3.27 MB


Кто же мог предположить, что наступит такое время, когда получив высшее образование, молодые люди будут оказываться на улице с дипломом в руках и полной ненужностью для всех.

Итак, распределение. Училась я в Мурманске - это областной центр, в области несколько не очень больших, но вполне приличных городков, и ещё больше небольших посёлков, где градообразующими являются различные горно-добывающие комбинаты. А ещё есть в нашей области совсем глухие оленеводческие хозяйства, находящиеся в глубине Кольского полуострова. Вот они и были - «страшилками» - теми местами, куда обещали отправить по распределению нерадивых студентов.

В коридоре, у кабинета декана специально висела карта Мурманской области, чтобы мы могли видеть, куда может завести нас нерадивость и частые прогулы. 

- Не сдал сессию, опять «хвосты»? Ты, наверное, в Краснощелье хочешь!

Краснощелье... Это слово начинало сниться нам на старших курсах, было ночным кошмаром. Посёлок в самом центре Ловозерских тундр, с которым нет транспортного сообщения, кроме вертолётов. Ещё ходили легенды, что и вертолёты эти летают всего лишь пару раз в год, и телефонная связь (естественно тогда только проводная) там отсутствует, да вообще место это глухое, и непонятное - одно слово - тундра. Попадёшь туда - век обратно дороги не видать...



Физическая карта Мурманской области


Обвела это «жуткое место» красным - видите, как оно недоступно и окружено горами. Предполагаемое место ссылки двоечников и лентяев. Вероятно, подразумевалось, что оленеводы не очень в образовании нуждаются, раз им таких педагогов засылать собирались.

А чуть повыше на карте, фиолетовым цветом, выделила посёлок, в который через несколько лет уехала добровольно, и прожила довольно большую часть жизни. И надо сказать, что признаками цивилизации он тоже не очень блистал, и уже тут на месте, узнала, что всё сказки про Краснощелье - во много раз преувеличены. Одно правда, бывают сезоны, когда связь - только вертолётом.



Но зато белочка в центре посёлка - дело вообще привычное..


Сейчас понимаю, что система распределения выпускников ВУЗов - была полезна всем:

- и государству - оно получало молодых специалистов именно на те производства, где они были нужны

- и обществу - молодёжь с образованием была и трудоустроена, и обеспечена жильём, имела возможность набираться опыта, а это значит не было праздно-шатающихся и не знающих куда себя деть молодых людей. Когда в обществе был порядок, планирование - была стабильность и надёжность. 

- и конечно, самим молодым специалистам - ведь кроме постоянной работы и жилья они получали возможность начинать устраивать свою жизнь, создавать семьи. А ещё эти первые годы научат терпению и способности трезво думать и рассуждать, а не кидаться из стороны в сторону как флюгер. 

Ведь сомнения и неудачи случаются со всеми, и если у человека нет обязательств, он может после первой же неудачи, решить, что сделал неправильный выбор и пуститься скакать по жизни. А необходимость сжать зубы и перетерпеть, а заодно и преодолеть все неудачи даёт бесценный опыт, и возможность семь раз подумать и переосмыслить. И когда у человека начинает получаться в профессии - только тогда он и может понять - его это или нет.

Мои однокурсники разъехались по всей области, и бОльшая их часть там и осталась на многие годы. Кто-то ушёл из школы уже потом, в годы перестройки - благо мужчине с техническим образованием это было под силу. А многие воюют с учениками и по сей день. 

Сейчас снова заговорили про возвращение распределения в учебные заведения. Постепенно понимается польза и необходимость такой первоначальной привязки молодых специалистов. Примерно так уже работает целевое направление на обучение, которое даёт предприятие, гарантируя, что потом возьмёт выпускника на работу, где и он в свою очередь обязуется отработать потом 3 года. Хоть в какой-то мере это привлечёт нужных специалистов в глубинку, куда никто - ни врачи, ни учителя, да и инженеры тоже не хотят ехать добровольно.

А кто-то до сих пор считает систему распределения - «рабством» для молодых специалистов. Сколько людей, столько и мнений. 

А вы что думаете? Работали по распределению? Пишите, это интересно.

Раз уж начала про свои студенческие воспоминания, никак нельзя обойти самый большой стимул учиться в те годы. И вовсе даже не красный диплом, и не повышенная стипендия, как кто-то мог бы подумать. Хотя повышенная стипендия - была тоже очень хорошим стимулом, да и на севере она была немаленькая по тем временам. Обычная «степуха» составляла -56 рублей, а повышенная, которую можно было получить за сессию, сданную без троек -72 руб. Если принять во внимание, что моя первая зарплата молодого педагога была 90 рублей, то стипендия была очень даже неплохая. 

А ведь по идее, была ещё и Ленинская, которую давали круглым отличникам. Но у нас таких не было, не дотягивали. 

Конечно, наличие стипендии - один из стимулов для хорошей учёбы, но главным подгоняющим моментом, особенно на старших курсах, было, конечно, распределение. Этим страшным зверем преподаватели начинали пугать нас, как только мы вплотную подошли к миру профессии, и перед нами более явно появились перспективы нашей будущей жизни и работы.

Р



Вот такие перспективы были там, где распределение...


Распределение предполагало направление каждого выпускника на определённое предприятие, в нашем случае в определённую школу, где мы должны были честно отработать 3 года. То есть как бы отдать государству долг, работая там, где в нас больше всего нуждались. Ведь обучение в ВУЗах было бесплатное, поэтому такая система очень даже была оправдана (на мой взгляд сейчас).

Но тогда, само слово распределение вызывало у студентов негодование и недовольство. Кому охота ехать в деревенскую школу и там трудиться аж целых 3 года? Да ведь это вся жизнь так мимо пройдёт, самые, можно сказать красивые молодые годы. И ведь увильнуть от этого счастья было практически невозможно. Молодых людей могла спасти только армия, а девушек - как потом оказалось, только замужество и то, только за человеком нужной специальности.

Знали бы мы тогда, что совсем скоро это желание многих студентов-выпускников быть свободными после окончания ВУЗа исполнится, но при этом не принесёт им ничего кроме разочарования и безработицы. «Бойся своих желаний» - вот это из какой области. 

В то время мы ещё не могли заглянуть вперёд и понять, что распределение - это не только наше обязательство отработать положенное время на нужном предприятии. Это была гарантия того, что ты получаешь работу по выбранной специальности, возможность набираться опыта, а ещё тебя обязательно обеспечивают жильём, и не под каким предлогом не могут уволить или сократить, пока не пройдёт положенный срок.



2018-07-13 15-44-42.JPG 3.27 MB


Кто же мог предположить, что наступит такое время, когда получив высшее образование, молодые люди будут оказываться на улице с дипломом в руках и полной ненужностью для всех.

Итак, распределение. Училась я в Мурманске - это областной центр, в области несколько не очень больших, но вполне приличных городков, и ещё больше небольших посёлков, где градообразующими являются различные горно-добывающие комбинаты. А ещё есть в нашей области совсем глухие оленеводческие хозяйства, находящиеся в глубине Кольского полуострова. Вот они и были - «страшилками» - теми местами, куда обещали отправить по распределению нерадивых студентов.

В коридоре, у кабинета декана специально висела карта Мурманской области, чтобы мы могли видеть, куда может завести нас нерадивость и частые прогулы. 

- Не сдал сессию, опять «хвосты»? Ты, наверное, в Краснощелье хочешь!

Краснощелье... Это слово начинало сниться нам на старших курсах, было ночным кошмаром. Посёлок в самом центре Ловозерских тундр, с которым нет транспортного сообщения, кроме вертолётов. Ещё ходили легенды, что и вертолёты эти летают всего лишь пару раз в год, и телефонная связь (естественно тогда только проводная) там отсутствует, да вообще место это глухое, и непонятное - одно слово - тундра. Попадёшь туда - век обратно дороги не видать...



Физическая карта Мурманской области


Обвела это «жуткое место» красным - видите, как оно недоступно и окружено горами. Предполагаемое место ссылки двоечников и лентяев. Вероятно, подразумевалось, что оленеводы не очень в образовании нуждаются, раз им таких педагогов засылать собирались.

А чуть повыше на карте, фиолетовым цветом, выделила посёлок, в который через несколько лет уехала добровольно, и прожила довольно большую часть жизни. И надо сказать, что признаками цивилизации он тоже не очень блистал, и уже тут на месте, узнала, что всё сказки про Краснощелье - во много раз преувеличены. Одно правда, бывают сезоны, когда связь - только вертолётом.



Но зато белочка в центре посёлка - дело вообще привычное..


Сейчас понимаю, что система распределения выпускников ВУЗов - была полезна всем:

- и государству - оно получало молодых специалистов именно на те производства, где они были нужны

- и обществу - молодёжь с образованием была и трудоустроена, и обеспечена жильём, имела возможность набираться опыта, а это значит не было праздно-шатающихся и не знающих куда себя деть молодых людей. Когда в обществе был порядок, планирование - была стабильность и надёжность. 

- и конечно, самим молодым специалистам - ведь кроме постоянной работы и жилья они получали возможность начинать устраивать свою жизнь, создавать семьи. А ещё эти первые годы научат терпению и способности трезво думать и рассуждать, а не кидаться из стороны в сторону как флюгер. 

Ведь сомнения и неудачи случаются со всеми, и если у человека нет обязательств, он может после первой же неудачи, решить, что сделал неправильный выбор и пуститься скакать по жизни. А необходимость сжать зубы и перетерпеть, а заодно и преодолеть все неудачи даёт бесценный опыт, и возможность семь раз подумать и переосмыслить. И когда у человека начинает получаться в профессии - только тогда он и может понять - его это или нет.

Мои однокурсники разъехались по всей области, и бОльшая их часть там и осталась на многие годы. Кто-то ушёл из школы уже потом, в годы перестройки - благо мужчине с техническим образованием это было под силу. А многие воюют с учениками и по сей день. 

Сейчас снова заговорили про возвращение распределения в учебные заведения. Постепенно понимается польза и необходимость такой первоначальной привязки молодых специалистов. Примерно так уже работает целевое направление на обучение, которое даёт предприятие, гарантируя, что потом возьмёт выпускника на работу, где и он в свою очередь обязуется отработать потом 3 года. Хоть в какой-то мере это привлечёт нужных специалистов в глубинку, куда никто - ни врачи, ни учителя, да и инженеры тоже не хотят ехать добровольно.

А кто-то до сих пор считает систему распределения - «рабством» для молодых специалистов. Сколько людей, столько и мнений. 

А вы что думаете? Работали по распределению? Пишите, это интересно.

Читайте также

Комментарии 63

Войдите для комментирования
■ 🍿ThrillerON🔥 18 май 2023 в 00:18
Я не застала распределение. Но считаю это было неплохое начало. Много рассказов слышала от бабушки. Они с дедом поженились в институте и уехали в Каспийск по распределению. Жильё давали, опыт...
■ Северянка 18 май 2023 в 10:57
И возможность сменить вообще образ жизни, уехать от опеки родителей, начать всё своё. Я только сейчас понимаю, насколько это было необходимо
■ 🍿ThrillerON🔥 19 май 2023 в 14:18
Было бы неплохо если б это вернули. А то все хотят работников с опытом,а на предприятиях совершенно ушло понятие наставничества, точнее только термин и остался,а на деле никто знания не передаёт
■ Татьяна Максимова 16 май 2023 в 11:31
В глушь сейчас заманивают по программам "Земской доктор" и "Земской учитель". Я застала условное распределение. Распределяли абы куда только тех, кто не принес справок, что их кто-то уже согласился взять. Но и они по распределению не поехали после получения диплома, потому что эта система уже не работала нормально (начало 200-х).
■ Татьяна Максимова 16 май 2023 в 11:31
И польза, и рабство. На работу нужно идти добровольно и осознанно. Сейчас распределение уже не сработает, даже если введут - ментальность не та. Будут всячески его избегать. Но квоты на молодых специалистов позволяют устраиваться на работу именно выпускникам без опыта - эти места предназначены только для них. Однако это мало решает проблему безработицы молодежи.
■ Северянка 16 май 2023 в 13:08
Мне кажется - вообще не решает. У нас только по целевым направлениям возвращаются работать. Но с другой стороны - сколько молодёжи выпускается и не знают куда деться - их без опыта никуда не берут
■ Татьяна Максимова 16 май 2023 в 13:17
В школы, кстати, все-таки берут - там слишком большой недобор кадров по некоторым спецам (начальные классы, английский, русский, математика). По другим предметам сложнее устроиться.
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ