3
Размышления о некоторых моментах «Мастера и Маргариты» Булгакова, в частности об Иуде | Паблико

Размышления о некоторых моментах «Мастера и Маргариты» Булгакова, в частности об Иуде


25 янв 2025 · 12:05    



Фотография автора


На размышления меня натолкнул спектакль «Мастер и Маргарита», а в частности, образ Иуды. Как-то раньше я не задумывалась о судьбе этого персонажа в романе Булгакова.

Вспоминаем, что сталось с Иудой, согласно Евангелиям. Однозначного мнения, кстати, нет. Существует две версии.

Одна, чаще всего упоминаемая – это то, что Иуда повесился. Не точно выяснено только, на каком именно дереве.

Версия вторая – что он каким-то образом упал, да так сильно, что у него разорвался живот и вывалились все внутренности. Эта версия имеет несколько подверсий: был он так толст, что при падении лопнул, или что его задавила телега, или, что кажется мне наиболее в таком разрезе вероятным, что лопнул живот не у живого Иуды, а у его трупа, когда его снимали с верёвки, или сам он упал, когда уже значительное время повисел. Согласитесь, что у здорового живого человека живот вряд ли лопнет, даже от сильного удара.

Но в романе Булгакова версия другая: мы же помним, его там зарезали по приказу Афрания, который, в свою очередь получил более чем ясный намёк от Понтия Пилата. Мотив? Понтий Пилат понимал, что он осудил на смерть невинного человека, Иешуа Га-Ноцри. Совесть терзает прокуратора, он не может забыть о бродячем философе. И, чтобы хоть как-то исправить свою ужасную ошибку, Пилат решает убить того, кто предал Иешуа, - Иуду из Кириафа. Конечно, не своими руками. Но для этого его надо было как-то заманить в безлюдное место. И это было поручено любовнице Иуды Низе, которая была связана неблаговидными делами с Афранием, то есть, была его негласным агентом. Низа приглашает Иуду погулять за город, и там на него нападают и убивают.

Получается, что и в этом эпизоде женщина вершит судьбу мужчины. Низа хотя и является второстепенным героем романа, но роль сыграла очень важную.

Но почему Булгаков написал Иуде именно такой конец, а не признанный, канонический? Куда как красивее выглядит версия, что Иуду совесть замучила до смерти! А тут получается, никакого раскаяния нет!

Исследователи размышляли над этим вопросом, искали ответ на него в древней истории и мифологии… Возможно, Булгаков сделал здесь отсылку к какому-то историческому событию или памятнику, но мне больше нравится версия именно о роли женщины в судьбах мужчин. Женщина спасает, как Маргарита, женщина и губит, как Низа.

А как вы считаете, почему именно в этом эпизоде Булгаков отошёл от канонической версии?

Этот материал ранее был размещён на моём канале на Дзене.

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!



Фотография автора


На размышления меня натолкнул спектакль «Мастер и Маргарита», а в частности, образ Иуды. Как-то раньше я не задумывалась о судьбе этого персонажа в романе Булгакова.

Вспоминаем, что сталось с Иудой, согласно Евангелиям. Однозначного мнения, кстати, нет. Существует две версии.

Одна, чаще всего упоминаемая – это то, что Иуда повесился. Не точно выяснено только, на каком именно дереве.

Версия вторая – что он каким-то образом упал, да так сильно, что у него разорвался живот и вывалились все внутренности. Эта версия имеет несколько подверсий: был он так толст, что при падении лопнул, или что его задавила телега, или, что кажется мне наиболее в таком разрезе вероятным, что лопнул живот не у живого Иуды, а у его трупа, когда его снимали с верёвки, или сам он упал, когда уже значительное время повисел. Согласитесь, что у здорового живого человека живот вряд ли лопнет, даже от сильного удара.

Но в романе Булгакова версия другая: мы же помним, его там зарезали по приказу Афрания, который, в свою очередь получил более чем ясный намёк от Понтия Пилата. Мотив? Понтий Пилат понимал, что он осудил на смерть невинного человека, Иешуа Га-Ноцри. Совесть терзает прокуратора, он не может забыть о бродячем философе. И, чтобы хоть как-то исправить свою ужасную ошибку, Пилат решает убить того, кто предал Иешуа, - Иуду из Кириафа. Конечно, не своими руками. Но для этого его надо было как-то заманить в безлюдное место. И это было поручено любовнице Иуды Низе, которая была связана неблаговидными делами с Афранием, то есть, была его негласным агентом. Низа приглашает Иуду погулять за город, и там на него нападают и убивают.

Получается, что и в этом эпизоде женщина вершит судьбу мужчины. Низа хотя и является второстепенным героем романа, но роль сыграла очень важную.

Но почему Булгаков написал Иуде именно такой конец, а не признанный, канонический? Куда как красивее выглядит версия, что Иуду совесть замучила до смерти! А тут получается, никакого раскаяния нет!

Исследователи размышляли над этим вопросом, искали ответ на него в древней истории и мифологии… Возможно, Булгаков сделал здесь отсылку к какому-то историческому событию или памятнику, но мне больше нравится версия именно о роли женщины в судьбах мужчин. Женщина спасает, как Маргарита, женщина и губит, как Низа.

А как вы считаете, почему именно в этом эпизоде Булгаков отошёл от канонической версии?

Этот материал ранее был размещён на моём канале на Дзене.

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!

Читайте также

Комментарии 12

Войдите для комментирования
■ Lira - Vision 25 янв 2025 в 20:17
Спасибо большое, очень интересные рассуждения..
■ старое кино 25 янв 2025 в 19:15
Я тоже считаю, что правильнее было было написать каноническую версию
Но булгаковский Мастер решил дать Иуде другое возмездие. В романе одна женщина спасает, а другая губит.
■ старое кино 25 янв 2025 в 20:24
👌👍😀
■ Записки пассажира 25 янв 2025 в 17:15
Мне кажется, что это штрих к образу Понтия Пилата, который перекладывает вину на других: свои руки умывает, а руками других посылает на смерть - как грешников, так и праведников
Да, пожалуй.
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ