12 сен 2024 · 12:02    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ещё раз вернёмся к номеру журнала «Будь здоров». В своём обзоре я обратила внимание на статью Людмилы Полонской «Когда обучение равно исцелению». Речь в ней шла об инклюзивном образовании. Предлагаю поговорить об этом поподробнее."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что такое инклюзивное образование, я представляю себе с трудом, поэтому сразу полезла в интернет за разъяснением."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всё оказалось очень просто: это "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, социальных, эмоциональных, ментальных, языковых, интеллектуальных и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "То есть, инклюзивное образование подразумевает, что для людей (детей) с ограниченными возможностями будут созданы специальные условия, особые методики программы, учитывающие их специфику, иные критерии оценки знаний."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С этим я знакома, хоть и слова такого раньше не было. Помнится, когда я в детстве определённое время провела в больницах и костно-туберкулёзных санаториях, то там нас учили, как сейчас бы сказали, с помощью инклюзивных методов. То есть, в классах в санатории стояли не парты, а кушетки, и дети с болезнями позвоночника на уроках не сидели, а лежали. Программы в этом классе не были облегчёнными, а вот в классе, где учились дети с ДЦП, конечно, и программы, и критерии оценки были иными."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Википедия говорит, что инклюзивное обучение надо не путать с интеграционным, при котором, напротив, дети с особенностями обучаются вместе со здоровыми. Сталкивалась и с таким, правда, на примере не школы, а театральной студии, в которую одно время ходил мой сын. Студия была создана специально для совместных занятий здоровых детей и детей с особенностями. Моё мнение таково: для детей с особенностями это хорошо: они тянутся за здоровыми. А вот здоровые дети вынуждены тормозить, чтобы другие за ними успевали. То есть, для них это не очень хорошо в плане обучения, но в плане общения, конечно, это правильно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но это отступление. А о чем же пишет в своей статье Людмила Полонская?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Она начинает с краткого экскурса в историю лечебной педагогики, основателем которой считается австрийский педагог Рудольф Штайнер. Его метод мы знаем как Вальдорфское образование, которое ничуть не устарело."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В программе Вальдорфской школы, к примеру, был предмет рукоделия (вязание спицами и крючком)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Опять же хочется вспомнить нашу советскую школу. У нас же был предмет домоводство. Мы, девочки, учились на уроках шить, готовить, вышивать. Наверное, в каких-то других школах, где были соответствующие педагоги, учили девочек и вязать. Потом эти предметы отменили, а сейчас вот с гордостью сообщают, что ввели вновь. Как умно! Сначала отменить, а потом ввести снова, но под другим названием! Как будто вспомнили о том, что мелкая моторика рук напрямую связана с деятельностью мозга! Не знаю, как преподаватели и родители, но даже и мы, библиотекари, хорошо видим, к чему привело нынешнее поколение отсутствие тренировки той самой мелкой моторики рук. Когда мы организуем для детей какие-нибудь мастер-классы, где дети должны либо что-то вырезать для коллажей, либо мастерить простейшие поделки из бумаги или лоскутов материи, ниток, мы ясно видим, что они не могут этого! Просто не могут, и всё! Их руки, пальцы не справляются с простейшими на наш взгляд движениями! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Изображение создано с помощью нейросети Шедеврум", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "d362f3b9700b11efb5710e320e4fe0fb.png", "filesize": 1380143, "height": 1024, "pic_id": 901746, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/09/11/d362f3b9700b11efb5710e320e4fe0fb.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20240911%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20240911T070323Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=cff1180afd613077600139eff312f717fb3f077b9f4e5706b37a5b670527038e", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Какие же принципы лечебной педагогики используются сегодня последователями Рудольфа Штайнера? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Например, эвритмия. (Опять новое слово). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Эвритмия – искусство художественного движения, изобретённое Рудольфом Штайнером, и применяемое лечебными педагогами как способ телесного и духовного развития». "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "То есть, просто танцы, или что-то типа вышедшей из моды аэробики? Автор статьи говорит, что эвритмия показывает, как должны строиться отношения педагога и ученика с особенностями – бережно, уважительно, без директивы и авторитаризма, как равного с равным."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "(По-моему, так должно быть не только по отношению к ученикам с особенностями развития, но и ко всем)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Некоторые моменты вальдорфской педагогики остаются для меня лично не совсем понятными. Например, в статье говорится, что одним из важных и мощных инструментов лечебной педагогики является ткацкий станок. Почему именно он? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Потому что в нём есть и размеренные, гармоничные движения, и результат работы в виде красивого яркого, пёстрого полотна». "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К тому же размеренная работа действует успокаивающе на нервы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Может, сказать проще – трудотерапия? Или те же самые упомянутые уже уроки труда? Но ведь, повторю, получается, что сначала надо было уничтожить все важные и правильные педагогические наработки (вспомним Макаренко), а потом вернуться к ним же, но уже назвав это «проектом»?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Другой пример: детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, например, с ДЦП, бывает трудно рисовать. Но делать аппликации из сухоцветов получается у них хорошо, особенно если они сами собирают и засушивают растения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Помнится мне, мы в своё время тоже делали гербарии. И не знали, что это – инклюзивное образование."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Изображение создано с помощью нейросети Кандинский 2.2", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "kandinsky-download-1726037992376.png", "filesize": 1581282, "height": 1025, "pic_id": 901745, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/09/11/kandinsky-download-1726037992376.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20240911%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20240911T070138Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=fbe6a912728920cefcf6153c1c4a535436f89bc081a52c48e3f0b83ead436a9d", "width": 1025}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дальше в статье ещё интереснее. Оказывается, живопись тоже бывает социальной! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Это проживание разных чувств в процессе создания единого пространства на большом куске бумаги. Работа с красками может как затронуть светлые струны души, так и привести к желанию выплеснуть накопившееся раздражение. Рисуя в большой группе, рано или поздно ты соскользнёшь со своего участка и встретишься с соседом: так прорабатывается понимание своей и чужой границ, вдруг замечаешь, что сосед видит всё иначе, чем ты, и это позволяет выйти из своего внутреннего Я и открыться миру»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Получается, что в школе на уроках рисования мы затрагивали светлые струны души? В общем-то да, несомненно! А вот выплёскивать своё раздражение считалось непозволительным. Правда, рисовали мы индивидуально, каждый в своём альбоме. Но регулярно выпускали школьную стенгазету на большом листе ватмана, вот там уже работа была коллективной. И нарушали границы друг друга мы преимущественно локтями. (Кстати, уроки рисования в школе случайно не отменили? Я не в курсе. Если да, то надо срочно возродить их и назвать «уроки социальной живописи»)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Общее впечатление от прочитанной статьи у меня осталось такое: и без Штайнера понятно, что к детям с особенностями развития нужен индивидуальный подход, развивающие занятия и общение с природой, и это не Штайнер придумал."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Часто так бывает: придумывается новое слово, а понятие остаётся старым. Поэтому не обязательно гнаться за новым, заграничным. Надо бережнее и внимательнее относиться к собственным наработкам."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!"}], "attributes": []}], "selectedRange": [3279, 3280]}
Комментарии 17