3
Читаем современный российский роман: Поляринов, А. Риф | Паблико

Читаем современный российский роман: Поляринов, А. Риф


09 авг 2023 · 12:08    



Фотография автора


Алексей Поляринов (р. 1986) - российский писатель, эссеист и переводчик. Финалист национальной литературной премии «Большая книга» (2021) и премии «НОС» (2021) – за роман «Риф». Всего он написал пока три романа.

«Риф» - роман неординарный, неодноплановый и неоднозначный. В нём три главных героя, три пласта и, как мне показалось, три неравноценные части.

Поначалу три сюжетные линии идут параллельно друг другу в разных городах, странах и временах.

Кира живёт в северном закрытом городе Сулиме (город выдуман автором) с градообразующим предприятием – Горный обогатительный комбинат. В городе сложился свой уклад, свои традиции, даже своя мифология. Многие горожане занимаются браконьерством. Описание зверской охоты на оленей в этой книге мне было читать тяжелее всего.

Таня лет на 20 моложе Киры, она живёт в Москве, учится снимать документальное кино.

Ли – американка, она изучает современное искусство под руководством неординарного и харизматичного профессора Гарина.

Сюжетные линии понемногу начинают пересекаться лишь к середине романа, тогда же становится ясно, что главной темой книги является проблема тоталитарных сект.

Тема тоталитарных сект подана автором очень серьёзно, эта часть – практически документальное исследование, с привлечением источников, прессы, с упоминанием реальных личностей. Какими чертами характера нужно обладать, чтобы заставить людей безоговорочно подчиняться себе? Какие обстоятельства могут толкнуть человека уйти из семьи? Кто может входить в группу риска?

Второй из упомянутых мною пластов – это взаимоотношения в семье, взаимоотношения матери и дочери, взаимное непонимание, стремление матери подмять под себя личность дочери. Откуда это идёт? Из особенностей характера или передаётся из поколения в поколение, как бумеранг? И, самое главное, чем это может быть чревато.

Третий пласт – это экскурс в современное искусство. Интересно, познавательно, пришлось уточнять у интернета – действительно, всё описанное – правда, хоть и странно.

Ближе к финалу книги действие стало напоминать боевик с элементами хоррора, и здесь у меня возникли сомнения в возможности происходящего: уж больно некоторые моменты были, на мой взгляд, маловероятны. Не совсем понятно, отчего последствия общения с гуру из секты оказались столь тяжелы для героев в психологическом плане – ведь ни о гипнозе, ни о галлюциногенах речь вроде не шла.

Почему «Риф»? Это слово встречается в книге неоднократно. Антрополог Гарин начинал свою исследовательскую работу об обычаях туземцев Микронезии. У них было культовое место на рифе – там решались все их споры, чаще всего путём насилия.

Общее впечатление от романа – мне показалось, что автор попытался вложить в своё произведение слишком много, отчего некоторые темы остались не совсем законченными (тема расстрела демонстрации в 1962 году), а некоторые, в частности, тема современного искусства, на мой взгляд, заслуживает отдельного рассмотрения – в этом романе она заняла какое-то среднее место: и не фон, и не значимая в сюжете.

Одним из плюсов романа могу назвать такое хорошее описание палеонтологического музея в Москве, что захотелось срочно туда сходить и увидеть своими глазами панно скульптора Белашова «Древо жизни». 

Этот материал ранее был размещён мною на моём канале на Дзен.

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!



Фотография автора


Алексей Поляринов (р. 1986) - российский писатель, эссеист и переводчик. Финалист национальной литературной премии «Большая книга» (2021) и премии «НОС» (2021) – за роман «Риф». Всего он написал пока три романа.

«Риф» - роман неординарный, неодноплановый и неоднозначный. В нём три главных героя, три пласта и, как мне показалось, три неравноценные части.

Поначалу три сюжетные линии идут параллельно друг другу в разных городах, странах и временах.

Кира живёт в северном закрытом городе Сулиме (город выдуман автором) с градообразующим предприятием – Горный обогатительный комбинат. В городе сложился свой уклад, свои традиции, даже своя мифология. Многие горожане занимаются браконьерством. Описание зверской охоты на оленей в этой книге мне было читать тяжелее всего.

Таня лет на 20 моложе Киры, она живёт в Москве, учится снимать документальное кино.

Ли – американка, она изучает современное искусство под руководством неординарного и харизматичного профессора Гарина.

Сюжетные линии понемногу начинают пересекаться лишь к середине романа, тогда же становится ясно, что главной темой книги является проблема тоталитарных сект.

Тема тоталитарных сект подана автором очень серьёзно, эта часть – практически документальное исследование, с привлечением источников, прессы, с упоминанием реальных личностей. Какими чертами характера нужно обладать, чтобы заставить людей безоговорочно подчиняться себе? Какие обстоятельства могут толкнуть человека уйти из семьи? Кто может входить в группу риска?

Второй из упомянутых мною пластов – это взаимоотношения в семье, взаимоотношения матери и дочери, взаимное непонимание, стремление матери подмять под себя личность дочери. Откуда это идёт? Из особенностей характера или передаётся из поколения в поколение, как бумеранг? И, самое главное, чем это может быть чревато.

Третий пласт – это экскурс в современное искусство. Интересно, познавательно, пришлось уточнять у интернета – действительно, всё описанное – правда, хоть и странно.

Ближе к финалу книги действие стало напоминать боевик с элементами хоррора, и здесь у меня возникли сомнения в возможности происходящего: уж больно некоторые моменты были, на мой взгляд, маловероятны. Не совсем понятно, отчего последствия общения с гуру из секты оказались столь тяжелы для героев в психологическом плане – ведь ни о гипнозе, ни о галлюциногенах речь вроде не шла.

Почему «Риф»? Это слово встречается в книге неоднократно. Антрополог Гарин начинал свою исследовательскую работу об обычаях туземцев Микронезии. У них было культовое место на рифе – там решались все их споры, чаще всего путём насилия.

Общее впечатление от романа – мне показалось, что автор попытался вложить в своё произведение слишком много, отчего некоторые темы остались не совсем законченными (тема расстрела демонстрации в 1962 году), а некоторые, в частности, тема современного искусства, на мой взгляд, заслуживает отдельного рассмотрения – в этом романе она заняла какое-то среднее место: и не фон, и не значимая в сюжете.

Одним из плюсов романа могу назвать такое хорошее описание палеонтологического музея в Москве, что захотелось срочно туда сходить и увидеть своими глазами панно скульптора Белашова «Древо жизни». 

Этот материал ранее был размещён мною на моём канале на Дзен.

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!

Читайте также

Комментарии 16

Войдите для комментирования
■ Лунная дорожка 12 авг 2023 в 22:32
Читала.
И как вам?
■ Лунная дорожка 13 авг 2023 в 12:57
Перегружено((( Затронуто слишком много тем, которые невозможно раскрыть в рамках одного произведения( Мне не понравилось.
■ Удачи всем! 10 авг 2023 в 18:26
Не читал, надо найти
Роман не из худших, если тема вас заинтересовала, то прочитать можно.
■ старое кино 09 авг 2023 в 20:25
Спасибо за информацию.
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ