3
Читаем современную российскую прозу: Осинский, В. Предатель | Паблико

Читаем современную российскую прозу: Осинский, В. Предатель


18 фев 2024 · 12:29    



Фотография автора


Немного об авторе: Валерий Аркадьевич Осинский родился в 1963 году в г. Александрове Владимирской области. Окончил Кишиневский педагогический институт и Литературный институт им. А. М. Горького. Автор книги «Квартирант» и ряда литературных статей. Член Московской организации Союза писателей России.

Я знакома с Валерием Аркадьевичем лично, он был в нашей библиотеке на презентации своей книги «Предатель», и в моей библиотеке его книга с дарственной надписью занимает почётное место. 



Фотография автора


Герои романа «Предатель» - братья-близнецы Аспинины. Андрей живёт и работает за рубежом спортивным тренером, а Валерьян – писатель, на родине ему жить комфортнее.

Однажды ночью Андрею позвонила мама и сказала, что Валерьяна положили в психиатрическую больницу. Андрей срочно вылетает в Россию и узнаёт много нового. Оказывается, его брата обвиняют в том, что

«на днях в московском храме Христа Спасителя во время церковного празднества Валерьян выкрикнул чиновникам: «Встаньте лицом к Богу, а не ж…. и».

А ещё его считают автором размещённых в интернете неприемлемых высказываний. В общем, при желании можно состряпать целое дело о раскрытии экстремистской организации.

Андрей затевает своё расследование с целью помочь брату. В ходе этого частного расследования ему приходится прочитать черновики рукописей брата (причём, рукопись-то не о чём попало, а об Иисусе Христе – тема, которая может свести с ума) и его дневники, в которых много интересных и злободневных мыслей.

Приходится Андрею очень тесно пообщаться и с писателями – «соратниками» Валерьяна. Эта группа персонажей обрисована автором с беспощадной прямотой. Например, ректор Высших литературных курсов -Александр Сергеевич Ушкин – плохой писатель, но деятельный администратор, из тех, кто старается запомнить каждую свою мысль, каждую эмоцию, чтобы потом использовать в очередном произведении. Этот, казалось бы, недалёкий человек мастерски разыграл свою партию, использовав сложившуюся ситуацию в свою пользу.

Другие герои романа – семья священника, друга и соседа Андрея. Эти персонажи выписаны автором более чем правдоподобно. Умный, грамотный, рассудительный священник Серафим Каланчёв оказывается связанным с органами. Стучал он, как оказывается, не по велению души, не по подлости или по злобе, не за деньги, а потому что искренне считал, что так будет лучше. Всякий человек имеет право заблуждаться. А дети его, в своём юношеском максимализме, и сыграли основную роковую роль в судьбе Валерьяна Аспинина.

Работа органов в романе показана так выпукло, реально и страшно, что понимаешь: каждый из нас может привлечь пристальное внимание, и если уж сотрудники органов задумают состряпать серьёзное дело – будьте уверены, они его состряпают. Из чего угодно.

Но это лишь одна сюжетная линия романа. Вторая же – это сам неоконченный роман Валериана Аспинина о жизни Иисуса Христа – с его детства до смерти и чудесного воскресения. Ну да, это прямая отсылка к «Мастеру и Маргарите». Я не знаю, хорошо это или плохо, но очень интересно – это бесспорно. Предполагаю, что большая часть нареканий автору будет именно из-за вторичности сюжета, но торопиться критиковать не стоит. Валерий Осинский сам подчеркнул все сильные и слабые стороны романа своего героя Аспинина устами других героев – писателей. Незаконченный роман-апокриф о жизни Христа очень подробно разобран на заседании кафедры современной литературы.

Пока я читала роман, мои впечатления от него постоянно менялись. Сначала произведение привлекло темой хулиганского поступка в Храме Христа Спасителя. Потом, читая главы из жизни Иисуса Христа, я удивлялась и даже восхищалась эрудицией автора. Когда выяснилось, что положительные герои не такие уж и положительные, а отрицательные не лишены привлекательности, я отложила роман с тяжестью на сердце. Конец не то чтобы поразил, но как-то придавил своей безысходностью.

Но есть в романе и светлые моменты, и, я думаю, это вторая главная мысль романа. Простые деревенские жители выписаны автором с такой любовью, с такой правдивостью, что я ещё больше утвердилась во мнении, что спасение Руси спрятано в провинции. Там люди живут простой жизнью. Их не волнуют надуманные проблемы мегаполисов, суетность жизни тех, кто оторвался от корней, а думает, что он вознёсся высоко. Простые люди обрабатывают землю, растят в трудах своих детей, по выходным ходят в церковь, и их образ жизни гораздо более здоровый.

А первая главная мысль романа – не знаю, согласится ли со мной сам автор – но мне показалось, что мысль такова: не надо возноситься и думать, что всё нам позволено и всё нам под силу. Есть вещи, которые нельзя приспосабливать к своему пониманию и принижать до своего уровня. Тёща Валериана Аспинина так говорит об этом:

«Не заносись перед Богом, не задирай носа… К Богу надо идти скромно, не забываясь, тогда Он всё даст. А когда ты Его ровней считаешь, Он тебя и приземлит».

Валериан же возомнил, что он познал Иисуса Христа, и жестоко поплатился за это.

Роман хорош не только своей событийной частью, но и многочисленными размышлениями от лица разных героев о судьбе нашей страны, о религии, о национальной идее.

Интересных цитат можно выписать множество, я отчеркнула карандашом места практически на каждой странице. Но вот лишь несколько.

«Образованность – это суррогат интеллигентности, так же как начитанность – суррогат образованности». 

 «Объектом печали русской литературы всегда был человек. Все же главные герои Ушкина были мелочные, капризные эгоцентрики. Он списывал их с себя, расцвечивал заимствованными мыслями, всегда опасался, что кто-то разгадает его маскировку, и не мог вырваться за круг, очерченный своим скромным даром».

Насколько мне удалось выяснить, судьба романа не была лёгкой, опубликован он был не сразу, в журнале «Москва» вышел в урезанном виде, без библейских частей, и это совсем не удивительно. Хотя, говоря по совести, цензоры могли зарубить и современные части романа, уж больно много там неприглядностей о нашей нынешней жизни.

Но вот чего я не поняла – кто предатель-то? Если, конечно, не брать библейскую историю. Да и в ней-то не всё однозначно. А в самом романе предателей-то и нет, как таковых. Есть люди не очень порядочные, корыстные; есть люди, искренне заблуждающиеся; есть люди, боящиеся за своих близких и стремящиеся их спасти и защитить любой ценой. В общем, люди, как люди… 



Фотография автора


Если кому интересно моё мнение, роман однозначно рекомендую к прочтению. А я планирую в ближайшее время продолжить рассказывать вам о произведениях Валерия Осинского.

Этот материал ранее был размещён мною на моём канале на Дзене.

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!



Фотография автора


Немного об авторе: Валерий Аркадьевич Осинский родился в 1963 году в г. Александрове Владимирской области. Окончил Кишиневский педагогический институт и Литературный институт им. А. М. Горького. Автор книги «Квартирант» и ряда литературных статей. Член Московской организации Союза писателей России.

Я знакома с Валерием Аркадьевичем лично, он был в нашей библиотеке на презентации своей книги «Предатель», и в моей библиотеке его книга с дарственной надписью занимает почётное место. 



Фотография автора


Герои романа «Предатель» - братья-близнецы Аспинины. Андрей живёт и работает за рубежом спортивным тренером, а Валерьян – писатель, на родине ему жить комфортнее.

Однажды ночью Андрею позвонила мама и сказала, что Валерьяна положили в психиатрическую больницу. Андрей срочно вылетает в Россию и узнаёт много нового. Оказывается, его брата обвиняют в том, что

«на днях в московском храме Христа Спасителя во время церковного празднества Валерьян выкрикнул чиновникам: «Встаньте лицом к Богу, а не ж…. и».

А ещё его считают автором размещённых в интернете неприемлемых высказываний. В общем, при желании можно состряпать целое дело о раскрытии экстремистской организации.

Андрей затевает своё расследование с целью помочь брату. В ходе этого частного расследования ему приходится прочитать черновики рукописей брата (причём, рукопись-то не о чём попало, а об Иисусе Христе – тема, которая может свести с ума) и его дневники, в которых много интересных и злободневных мыслей.

Приходится Андрею очень тесно пообщаться и с писателями – «соратниками» Валерьяна. Эта группа персонажей обрисована автором с беспощадной прямотой. Например, ректор Высших литературных курсов -Александр Сергеевич Ушкин – плохой писатель, но деятельный администратор, из тех, кто старается запомнить каждую свою мысль, каждую эмоцию, чтобы потом использовать в очередном произведении. Этот, казалось бы, недалёкий человек мастерски разыграл свою партию, использовав сложившуюся ситуацию в свою пользу.

Другие герои романа – семья священника, друга и соседа Андрея. Эти персонажи выписаны автором более чем правдоподобно. Умный, грамотный, рассудительный священник Серафим Каланчёв оказывается связанным с органами. Стучал он, как оказывается, не по велению души, не по подлости или по злобе, не за деньги, а потому что искренне считал, что так будет лучше. Всякий человек имеет право заблуждаться. А дети его, в своём юношеском максимализме, и сыграли основную роковую роль в судьбе Валерьяна Аспинина.

Работа органов в романе показана так выпукло, реально и страшно, что понимаешь: каждый из нас может привлечь пристальное внимание, и если уж сотрудники органов задумают состряпать серьёзное дело – будьте уверены, они его состряпают. Из чего угодно.

Но это лишь одна сюжетная линия романа. Вторая же – это сам неоконченный роман Валериана Аспинина о жизни Иисуса Христа – с его детства до смерти и чудесного воскресения. Ну да, это прямая отсылка к «Мастеру и Маргарите». Я не знаю, хорошо это или плохо, но очень интересно – это бесспорно. Предполагаю, что большая часть нареканий автору будет именно из-за вторичности сюжета, но торопиться критиковать не стоит. Валерий Осинский сам подчеркнул все сильные и слабые стороны романа своего героя Аспинина устами других героев – писателей. Незаконченный роман-апокриф о жизни Христа очень подробно разобран на заседании кафедры современной литературы.

Пока я читала роман, мои впечатления от него постоянно менялись. Сначала произведение привлекло темой хулиганского поступка в Храме Христа Спасителя. Потом, читая главы из жизни Иисуса Христа, я удивлялась и даже восхищалась эрудицией автора. Когда выяснилось, что положительные герои не такие уж и положительные, а отрицательные не лишены привлекательности, я отложила роман с тяжестью на сердце. Конец не то чтобы поразил, но как-то придавил своей безысходностью.

Но есть в романе и светлые моменты, и, я думаю, это вторая главная мысль романа. Простые деревенские жители выписаны автором с такой любовью, с такой правдивостью, что я ещё больше утвердилась во мнении, что спасение Руси спрятано в провинции. Там люди живут простой жизнью. Их не волнуют надуманные проблемы мегаполисов, суетность жизни тех, кто оторвался от корней, а думает, что он вознёсся высоко. Простые люди обрабатывают землю, растят в трудах своих детей, по выходным ходят в церковь, и их образ жизни гораздо более здоровый.

А первая главная мысль романа – не знаю, согласится ли со мной сам автор – но мне показалось, что мысль такова: не надо возноситься и думать, что всё нам позволено и всё нам под силу. Есть вещи, которые нельзя приспосабливать к своему пониманию и принижать до своего уровня. Тёща Валериана Аспинина так говорит об этом:

«Не заносись перед Богом, не задирай носа… К Богу надо идти скромно, не забываясь, тогда Он всё даст. А когда ты Его ровней считаешь, Он тебя и приземлит».

Валериан же возомнил, что он познал Иисуса Христа, и жестоко поплатился за это.

Роман хорош не только своей событийной частью, но и многочисленными размышлениями от лица разных героев о судьбе нашей страны, о религии, о национальной идее.

Интересных цитат можно выписать множество, я отчеркнула карандашом места практически на каждой странице. Но вот лишь несколько.

«Образованность – это суррогат интеллигентности, так же как начитанность – суррогат образованности». 

 «Объектом печали русской литературы всегда был человек. Все же главные герои Ушкина были мелочные, капризные эгоцентрики. Он списывал их с себя, расцвечивал заимствованными мыслями, всегда опасался, что кто-то разгадает его маскировку, и не мог вырваться за круг, очерченный своим скромным даром».

Насколько мне удалось выяснить, судьба романа не была лёгкой, опубликован он был не сразу, в журнале «Москва» вышел в урезанном виде, без библейских частей, и это совсем не удивительно. Хотя, говоря по совести, цензоры могли зарубить и современные части романа, уж больно много там неприглядностей о нашей нынешней жизни.

Но вот чего я не поняла – кто предатель-то? Если, конечно, не брать библейскую историю. Да и в ней-то не всё однозначно. А в самом романе предателей-то и нет, как таковых. Есть люди не очень порядочные, корыстные; есть люди, искренне заблуждающиеся; есть люди, боящиеся за своих близких и стремящиеся их спасти и защитить любой ценой. В общем, люди, как люди… 



Фотография автора


Если кому интересно моё мнение, роман однозначно рекомендую к прочтению. А я планирую в ближайшее время продолжить рассказывать вам о произведениях Валерия Осинского.

Этот материал ранее был размещён мною на моём канале на Дзене.

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!

Читайте также

Комментарии 9

Войдите для комментирования
Часто общаетесь с авторами?
Не могу сказать, что часто, но некоторые знакомые литераторы есть)))
■ Полковник пишет 2.0 18 фев 2024 в 15:59
Похоже серьёзная, стОящая книга. Благодарю 🌹
Вообще писатель хороший, о серьёзных вещах пишет.
■ ТАЙНЫ ИСТОРИИ 18 фев 2024 в 14:41
интересная история
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ