06 ноя 2024 · 11:03    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Обложка электронной книги, взято отсюда: https://www.ozon.ru/product/neandertaltsaishchu-roman-idiot-pervaya-chast-kiktenko-vyacheslav-elektronnaya-kniga-909732071/", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200 - 2024-11-03T185510.349.jpg", "filesize": 7259, "height": 426, "pic_id": 922240, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/11/03/scale_1200_-_2024-11-03T185510.349.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20241103%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20241103T155610Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=75d8365601cb7a9a67b6ea8046fa028bed027f95ea374c3e5ceadfef8e45f3d9", "width": 301}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Повесть Вячеслава Киктенко «Неандертальца ищу…» в первоначальном варианте, который был опубликован в журнале «Москва», самим автором определена как «повесть с лирическими и философскими отступлениями». В более поздней редакции произведение названо уже «роман-идиот»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вячеслав Вячеславович Киктенко (1952-2023) - поэт и прозаик - родился в Алма-Ате, окончил Литературный институт, проживал в Москве."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как и заявлено в авторском определении своего произведения, оно явственно распадается на две части: собственно повесть и лирические и философские отступления. Причём текст повести разбит на небольшие кусочки, которые перемежаются гораздо большими отступлениями. Это что касается формы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Теперь о содержании. Сюжет повести – небольшой эпизод из жизни первобытных людей. Жили в давние времена на свете два разных племени людей. Сейчас, в соответствии с последними данными науки, скажем, что одни из них были неандертальцами, а другие - кроманьонцами. Сейчас уже точно доказано, что какое-то время эти два вида людей жили одновременно. Отношения между ними были непростыми, чаще всего враждебными. Но случались и смешанные браки. А в итоге неандертальцы большей частью вымерли, а частично были поглощены кроманьонцами, которые и стали непосредственными прародителями современных людей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Чем же отличались неандертальцы от кроманьонцев, или, другими словами, почему повесть Вячеслава Киктенко названа «Неандертальца ищу…»? Конечно, сложно теперь сказать, какими они были, неандертальцы. Точно известно, что внешний вид их ещё сильно отличался от нас: мощное телосложение, низкие надбровные дуги, маленькая нижняя челюсть, глубоко посаженные глаза. Кроманьонцы были более приближены к нам по внешнему виду. Но зато неандертальцы были гораздо ближе к природе. Они жили с природой во взаимодействии, в гармонии, в тесном контакте, не стремились изменять окружающий мир под себя. Искусство у них тоже было, но очень в зачаточном состоянии. Можно предположить, что были они немногословными и практичными существами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так вот, в племени неандертальцев жил немолодой уже многодетный вдовец Зуб. Было ему около 30 лет. Однажды случайно встретился он с девушкой из племени кроманьонцев, которую изгнали соплеменники. Была она совсем непохожа на женщин племени Зуба, но пожалел Зуб её, да и хозяйка в пещере ему очень нужна была, и решил он взять её себе в жёны. А дальше ждали их немалые испытания, поскольку такие контакты между племенами были под запретом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таков сюжет небольшой по сути повести."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Отступления от повести сначала показались мне не связанными с основным сюжетом, но постепенно я поняла, что очень даже связаны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Современная наука находит в геноме человека определённый процент ДНК неандертальцев. Значит, есть у нас люди, или может даже целые народы, в которых эти ДНК более явно дают о себе знать. Иногда это видно даже и невооружённым взглядом – высокий рост, покатый лоб, мощные надбровные дуги… Автору хочется видеть неандертальцев более простыми, более порядочными, более природными, что ли? Современная цивилизация пошла по пути кроманьонцев, и получилось то, что получилось – «подлая, вероломная, хапающая» цивилизация. Может быть, неандертальцы смогли бы жить по-другому?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мысль цепляется за мысль, нанизывается одна на другую, прорастает одна из другой, и вот уже пошли в повести главы-рассуждения о нашей истории, о культуре, о жизни – вроде бы не связанные ни между собой, ни с основным сюжетом, а всё же пронизанные единой темой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А ещё в текст вкраплены стихи автора, оттеняющие и подчёркивающие основной текст."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "…ненавижу слово россияне, \nТерпеливой празелени цвет, \nЕсть азербайджанцы, молдаване, \nРусский – толерантен. Русских нет. \nВ общем, нет страны такой в природе. \nПредок за Россию бился зря. \nТолерантность… это что-то вроде\nТрын-трава, по-русски говоря…"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мне повесть очень понравилась. Я даже стала вспоминать своих знакомых и родственников, пытаясь определить, кто же из них больше похож на кроманьонца, а кто на неандертальца. И даже для себя поняла причину некоторых конфликтов, которые доставляли мне немало беспокойства. А ещё - эта повесть не для развлечения. Она – для шевеления мозгов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Цитаты:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "О нашей истории: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Русская Революция… ужасы Гражданской войны, осквернение алтарей, убийства священников, раскулачивание, расказачивание, раскрестьяниванье… всё это болит в каждом русском сердце, в каждой душе болит. \n\n…и видишь на снимках, в документальной хронике этих шакалов в кожанках и будённовках, гадивших в алтарях, разорявших страну, и ненавидишь, и проклинаешь их. И поражаешься только одному: да как же горстка шакалов смогла победить громадную страну, допустить уничтожение Церкви, попрание святого?.. \n\nНо ведь и аристократия наша доблестная столько ненависти к себе накопила за долгие века – умом не рассудить! Не рассудить мужика и барина…»"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А это уже скорее просто ностальгия по детству и юности: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«…оглядываясь назад и сравнивая прошлое с настоящим, можно бегло подытожить – период с 50-х по 90-ые годы 20 века был высшей во всей русской истории точкой социальной справедливости. Поколение, рождённое в 50-ые, это ощутило на себе. \nДа прекрасно я помню, как мы, нормальные мальчишки, не любившие пионерских галстуков («ошейников») и выспренних комсомольских речей, как мы любили демонстрации и субботники! Это же были истинно всенародные празднества – с музыкой, с цветными шарами, с выпивкой на морозце…\nПомню ощущение – если не сходил на демонстрацию, то и праздник неполный. Кругом висели красные тряпки с уже анекдотическими призывами, по-прежнему рьяно партийные «глоты» призывали к чему-то смехотворному… мы просто не обращали на всё это ни малейшего внимания…\nПри этом не были мы никакими диссидентами и не собирались с кем-то бороться, тем более со своей собственной страной. Мы были просто нормальные люди – мальчишки, девчонки, потом юноши, а потом… потом всё рухнуло»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "О литературе, в частности о поэзии. Тут, надо сказать, выбор и предпочтения автора немного удивили нетрадиционностью. Впрочем, каждый имеет право на свой выбор согласно своему вкусу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Пушкин и его круг – «французы», галломаны. Ориентированные на французскую классику поэты. \nОриентация Лермонтова – англо-саксонская. И совсем не потому, что наполовину шотландец, а потому, что кумир его, в отличие от пушкинского Парни, лорд Байрон…\nТютчев с юных лет был ориентирован на Германию, на её поэтов и философов… Когда я добрался до стихотворения «Фонтан», меня словно прошибло – да как же я не замечал прежде, что это чистейшей воды графомания?»\n"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Я прочитал целиком небольшое стихотворение Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и добавил, что считаю этот шедевр самым философским произведением в русской лирике. \nВ нём нет философских терминов, силлогизмов, системы доказательств, но оно чудесным образом объемлет собою Истину – в человеческом объёме. В нём есть всё: Пред-жизнь, Жизнь, и За-жизнь. И, главное, впрямую об этом не сказано. Есть только пейзаж, из которого чудесным (повторяю – чудесным!) образом вырастает всё это, и обволакивает душу всепониманием сущего. Это и есть Поэтическая Мысль, способная дать фору любому философскому сочинению…» \n\n «И только Октябрьская Революция, смею утверждать, породила несколько истинно русских поэтов – великого Хлебникова, Ксюшу Некрасову, Андрея Платонова…» "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "О национальном характере:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Два типа (архетипа?) русского человека: бунинский – центростремительный, и есенинский – центробежный. Две, казалось бы, непримиримые силы в сердце народа, даже в каждом человеке – один «строитель» жизни, другой – «разрушитель», «проматыватель». Так за кем же правда и путь? Ведь оба до боли дороги, и оба – русские до мозга костей…\n\nПытался выбрать – не получается. Только обворуешь себя, отказавшись от любого из них…… вдруг осенило: да на земном уровне этого и не разрешить, здесь проблема иного уровня!.. \n\nА, по сути, ни от кого отказываться и не надо. Просто «чистый» Бунин – это правда земная, а «грязный» Есенин – правда небесная. И оба необходимы, «нераздельны и неслиянны», как очень многое в России. Буниным восхищаются, Есенина – любят (как всё не от мира сего). И оба, оба нужны!..»"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как-то необычно - «чистый» Бунин – это правда земная, а «грязный» Есенин – правда небесная». Привычнее считать наоборот."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "О вере:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Веруешь, что бессмертен? Значит, воистину бессмертен. Веруешь, что из тебя лопух прорастёт? Прорастёт, не сомневайся. \n «Каждому да воздастся по вере его…» "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Об образовании:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Бесстрашно мыслящий Кант считал, что государство, где более двух процентов населения овладели грамотой, уже стоит на пороге смертельной болезни. Со временем этот процент неминуемо увеличится, и всё пойдёт вразнос – вплоть до глобальной катастрофы. Кант искренне считал, что не каждому под силу грамота. Далеко не каждый нравственно и природно развит настолько, дабы употребить её разумно»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "О нашей жизни:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Теперь жизнь короткая пошла…» – Как сказано, как сказано!.. А вообще-то путь к этой «короткой» жизни наметился ещё где-то в 60-70-х годках 20 века – в прошлом тысячелетии. Помню я эти импортные чудеса – одноразовые авторучки, зажигалки, которые царственно, на зависть одноклассникам, буквально сверкали в руках сынков и дочек начальников…\nОни восхищали поначалу. Это ж надо – ни заправки не требуют, ни ремонта. Отслужили вещички срок – и на свалку. А что? Недорогие, штампованные. Тем более, очень скоро они появились и в нашей стране, в широкой продаже. \nА потом и одёжка, и кастрюли, и сковородки, требующие лишь небольшой починки, стали просто отправляться в утиль. И как-то совсем уже незаметно пошли исчезать целые ремёсла и профессии: лудильщики, ветошники, мелкие ремонтники. Жизнь становилась всё более «шикарной», одноразовой, и – короткой…\nИ окончательно «закоротилась» она осознанием – труд недорог и не важен сам по себе. Важен результат. Неуважение к труду – вот, пожалуй, диагноз конца прошлого тысячелетия. Следствие диагноза – запропала к чертям собачьим основательность, добротность жизни. Не говоря уж о добростности самих товаров. Взамен смехотворное резюме: «Деньги отдельно, работа отдельно». \nГлавное, чтобы коротко и быстро. Всё – и результат труда, и результат любви, и результат жизни. А какой у жизни результат? Результат известный. Но неважно. – «Давай сделаем это по-быстрому» …"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И всё-таки о разнице между неандертальцами и кроманьонцами:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«…и лишь теперь вечный конфликт Геракла и Прометея со всей очевидностью вступает в основную фазу – Цивилизацию, которая основана на ворованном огне, добытом Прометеем. Она просто заблудилась на техногенных путях. И всё яснее и печальнее проступает мысленно иной Путь, от которого отказалось человечество по лености своей. \nЭто путь Геракла. \nОн не воровал огня. Он его вообще не признавал, как земную субстанцию. Он ел сырую пищу, в основном лесную, земляную. Ходил и спал голый, без шкур, содранных со зверей, обогревался теплом внутренней энергии. \nИ если бы люди последовали ему, а не ворюге Прометею, в процессе эволюции они выработали бы в себе этот внутренний огонь, и подключились бы напрямую не только к солнцу, но и к «Великому Свету Неосяжаемому», о котором сказано в Голубиной Книге. А так… всё печально, братцы…»"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Цитат я выписала очень много, но понимаю, что длинные тексты читаются хуже. Поэтому лучше прочитать первоисточник."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этот материал ранее был размещён мною на "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/a/ZUaY_dZf8RVQSQGK"}, "string": "моём канале"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " на Дзене."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Спасибо, что дочитали до конца! буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!"}], "attributes": []}], "selectedRange": [11216, 11216]}
Комментарии 9