11 июн 2024 · 12:00    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Обложка книги, взято отсюда: https://inet-kniga.ru/catalog/khudozhestvennaya_literatura/sovremennaya_proza/43068/", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200 - 2024-06-01T111505.469.jpg", "filesize": 20326, "height": 401, "pic_id": 866680, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/06/01/scale_1200_-_2024-06-01T111505.469.jpeg", "width": 301}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как и всё у Аксёнова, чтение это – неспешное, обстоятельное. Подробные описания природы, разговоров – к этому надо привыкнуть и знать стиль писателя."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сюжет романа – сын приезжает навестить очень пожилую мать в деревню. И его глазами мы видим умирающую, опустевшую деревню,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "в которой остались в основном старики: ни школы, ни магазина, брошенные дома, остов бывшей церкви. И это означает умирание не только сельского хозяйства, но целого пласта жизни, культуры."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Ушла от нас безвозвратно русская крестьянская культура скромного, достойного, аристократического пребывания на этом свете» "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И мысли о любви к своей малой родине плавно перетекают в мысли о любви к родине большой, к России."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Любить по-настоящему Россию – это значит любить её меньше, чем Бога, но больше, чем себя, что и расставляет в человеческой душе всё по своим местам и должным образом» "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Несколько необычная для сегодняшнего дня расстановка приоритетов, не правда ли?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Скорбит Василий Аксёнов об отмирании крестьянства на Руси:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Закончилась многовековая эпоха земледельцев. Хочу я этого или не хочу, от меня это не зависит, но быть свидетелем приходится. Грядёт цивилизация кочевников нового типа. Крестьяне – «тяжёлые, страшные люди», по мнению Максима Горького, «активного участника революционного движения» и «основателя литературы социалистического реализма», страстно желавшего скорейшего вымирания этих «страшных» для него людей, - мирно «сидевшие» на земле, понимавшие и обрабатывавшие её, исчезнут. Придут на смену им подвижные номады с вытравленной или выветрившейся душой, с вмонтированными в голову мини-компьютером и навигатором, в печень – справочником по рентабельности, а в сердце – кодексом передового потребителя или вообще какие-нибудь вахтовики-киборги, отгороженные от природы полным её неприятием. Которые на одном месте, привязываясь к нему, задерживаться долго не будут. И которые станут вспоминать (в своих исследовательских, например, трудах) о живших здесь когда-то земледельцах с презрением и отвращением, черпая о них, о земледельцах, ложную информацию из Всемирной Паутины – как об отсталых, примитивных недочеловеках, крепко зависевших от неба (Бога и погоды-непогоды) и от земли (от её скудости или плодородия) \""}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Оставим на совести писателя оценку А. М. Горького, впрочем, скорее всего, правильную, а в остальном всё, пожалуй, сбудется и уже сбывается."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А ещё необычными показались мне мысли героя-автора о китайской экспансии в нашу страну. Мы, жители европейской части страны, переживаем о том, что китайцы заполоняют нашу землю. А вот герой романа, живущий в Сибири (в отличие от автора романа, живущего в Питере), рассуждает об этом немного по-другому:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Если для Бога нет ни эллина, ни иудея, ни, от себя добавлю, китайца, то и кем Он населит ту или другую территорию, тоже выходит всё равно. Но так для Бога. А не для меня – грехи возвыситься не позволяют. Были ж пеласги в Греции, и где они теперь? Были и римляне…\nБыли и русские… когда-то кто-то скажет»"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вторая мысль – почему-то чувствуется вина сына перед матерью и перед родной деревней. Хотя – ничего плохого он не сделал. Просто уехал жить туда, где ему лучше. Вина это или ностальгия? Может, виноваты мы сами, покидающие свои родные деревни, провинциальные городки в поисках лучшей доли?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Несколько лет назад, приезжая сюда, на свою родину, наблюдал я такую сцену: идёт наш «раскрутившийся» в России «челнок», бывший врач или учитель, за ним два задрипанных по виду китайца огромные сумки волочат. Теперь картина иная: идёт важный, хорошо одетый гость (или уже хозяин) из Поднебесной, за ним два наших разорившихся и спившихся уже «камирсанта» несут баулы. Раньше поля вдоль дороги от Исленьска к Елисейску были засеяны рожью или засажены картофелем, теперь – луком, не нашим, разумеется, а китайским. В земле после этого, говорят, сокрушаясь, местные жители, ничего потом не родится. А тут ещё наш бодренький, ясноглазый губернатор, человек «пришлый», по собственной инициативе, по повелению ли свыше, объявил Елисейский район неперспективным, нерентабельным. Раньше был и перспективным, и рентабельным – люди здесь жили небедно и никуда отсюда не хотели уезжать, а прибывали только, без всякой демографической политики множились. Теперь – нет. Лет за сорок до этого неперспективными объявили многие русские деревни – и где они теперь? На месте их пожары полыхают – удобряют землю для новых поселенцев, у которых она станет и рентабельной, и перспективной»"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Любовь к родной земле и боль за неё чувствуется в каждой строке романа."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Предки мои, как по отцовской линии, так и по материнской, кто по долгу государевой службы, кто в поисках лучшей участи прибывшие сюда в первой половине семнадцатого века, те, что в своё время эту землю обустроили, к ней относились уважительно. Спать животом на ней, и то вот возбранялось. Ну а уж плюнуть на неё – вовсе считалось преступлением. Дед мне за это уши, помню, драл. «Листок сорви, шельмец, - так наставлял меня, - в листок уж… всё-таки… то… как поганец». Кому другому можно врать – что никогда порядка не было, мол, - но я-то знаю, как здесь было. Даже при «красных», коммунистах, не оскорблялась так земля. Ну, удобрениями, может быть, чрезмерными лишь. Ныне же эти поля, предками раскорчёванные и распаханные, каждое лето, в прошлом, засеваемые и убираемые, зарастают; леса изводят, как сорняк. Мы вымираем с каждым годом, ну, может, нам и поделом, иного и не заслужили»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вторая сюжетная линия романа (она начинается примерно со второй трети повествования, но по своей сути является, пожалуй, главной) - очень пронзительная история о сербке Маше, которая приехала в Ялань в поисках могилы своего деда. Перед войной этот серб-инженер приехал в СССР на строительство завода. Когда началась война, записался добровольцем в Советскую армию. Раненый, попал в плен к немцам. Ну а после плена – одна дорога – в лагерь. Так и попал он в Ялань. Так и остался здесь навсегда. Что называется, попал под рикошет истории. После прочтения подобных историй, которых на самом деле было немало, становится больно и стыдно за нашу родину."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Между героем романа и Машей возникает симпатия, которая абсолютно ни во что не выливается. Маша уезжает на свою родину. Может, со временем между ними что-нибудь и вышло бы, тем более, что с женой у героя образовался разлад, но Маша вскоре погибает, подорвавшись на мине. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Мария, раба Божия, с послушником Константином вывозили на автомобиле библиотеку из разрушенного монастыря в Косово. Дорогу им перегородили албанские подростки. Они, свернув, поехали по полю и взорвались на мине» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот такая несбывшаяся любовь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Невесёлое чтение. Но заставляющее задуматься. С первых страниц романа пришлось взять в руки карандаш и делать пометки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Из недостатков романа могу отметить, во-первых, обычную для Василия Аксёнова многословность, которую в некоторых местах вполне можно было бы сократить. Но это его стиль. А второй неприятно резанувший момент – это эпизоды, где старенькая мама героя неоднократно просит сына убить «хоть несколько» кошек, которые живут у неё во дворе. И не за какие-то злодейские грехи, а просто за то, что живут и плодятся. Вот в такое отношение к животным в деревне верится с трудом, и этот эпизод отрицательно влияет на “положительный образ матери», как писали раньше в сочинениях."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Проведя свой отпуск в деревне, герой уезжает домой, к семье."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Поехал. Включил дворники. На глаза себе их не поставишь. \nСамая печальная на свете повесть о Ромео и Джульетте, думаю, а самый печальный вид – вид в зеркальце заднего обозрения – на оставшуюся возле ворот старую мать, благословляющую тебя в путь. И ты не знаешь: встреча ещё будет?»"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ну и осталось выяснить – что же такое «Оспожинки». Это – православный праздник, а, вернее, два праздника, поскольку Оспожинки бывают большие и малые. Большие – 28 августа - в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это и конец лета, и праздник урожая. Малые – 21 сентября – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, конец сбора урожая."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этот материал ранее был размещён мною на "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/a/ZIgh-KuEFG5mQcfn"}, "string": "моём канале"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " на Дзене."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}], "selectedRange": [7966, 7966]}
Комментарии 6