07 июн 2024 · 12:00    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Обложка книги, взято отсюда: https://market.yandex.ru/product--sasha-okun-kamov-i-kaminka/1781588122?cpa=1", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200 - 2024-05-31T192016.331.jpg", "filesize": 47880, "height": 720, "pic_id": 866462, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/05/31/scale_1200_-_2024-05-31T192016.331.jpeg", "width": 456}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Роман советского художника и писателя, который сейчас живёт в Израиле, Александра Нисоновича Окуня (р. 1949) «Камов и Каминка» имеет подзаголовок «Детективно-искусствоведческий роман», и в самом начале автор оговаривает, что "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Любое сходство персонажей с существующими в действительности людьми является исключительно случайным и не имеет к ним никакого отношения»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Главные герои романа – два питерских (в прошлом) художника, встретившиеся в Израиле. Александр Каминка уехал в Израиль уже давно, обосновался там и преподаёт в иерусалимской Академии художеств «Бецалель». Михаил Камов попал в Израиль по воле случая."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Подробно описывается ленинградское детство, юность, творческое становление обоих персонажей, что само по себе интересно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Искусствоведческая составляющая романа весьма интересна. Поскольку я не очень сильна в живописи, приходилось время от времени запрашивать интернет об именах и творениях, упоминающихся в романе, тем более, что не обо всём Окунь говорит впрямую, иной раз ограничиваясь намёками. Тем интереснее стало собственное расследование. Так, в процессе чтения я ознакомилась с картинами Джованни Санти «Христос, поддерживаемый двумя ангелами», Франсуа Буше «Портрет Луизы О’Мэрфи», Рембрандта «Еврейская невеста», Павла Филонова «Крестьянская семья» (вот тут пришлось догадываться, о ком идёт речь). А вот эту загадку я не смогла решить:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Однако в жизни художника Каминки были работы, после которых он просто ложился в постель и, будто проваливаясь в черную дыру, забывался сном без сновидений. Одной из таких работ был маленький женский портрет. К этой женщине, которую он видел в своей жизни всего три раза — первый в Эрмитаже на выставке «10 шедевров Дрезденской галереи» и дважды в самом Дрездене, он приходил с душой, исполненной робости и глубочайшего волнения. Здесь, перед этой работой, он не был профессионалом, холодно и придирчиво изучавшим секреты мастера. Он смотрел на этот небольшой холст беспомощно и растерянно, словно ребенок, встретившийся с чем-то огромным и незнакомым, не пытаясь привычно анализировать, препарировать цвет, валёры, ритм, композицию, текстуру. Он сознавал только одно, что если бы эта работа принадлежала ему, то каждый день, вставши ото сна, первым делом он бы с этой женшиной здоровался, желал ей доброго утра, а прощаясь, желал спокойной ночи. Он знал, что ничему научиться не сможет, ибо понимал: можно научиться фокусам, но нельзя научиться творить чудеса. Либо человек способен их творить, либо нет. А большего волшебника, чем тот, кто создал это маленькое чудо, художник Каминка не знал. Создал походя, на бегу, так же легко и радостно, как на бегу целовал эту женщину с золотисто-рыжеватыми волосами, белой кожей, жемчужными зубами и улыбчивым ртом. И в секунду, когда их губы прикасались друг к другу, мгновение и вечность ничем не отличались друг от друга. Этот человек жил так, словно времени не существует, и поэтому был уверен, что бессмертен, что все ему подвластно, все принадлежит: у него нет соперников ни в любви, ни в профессии. И он — ну надо же быть таким наивным! — был уверен, что так будет всегда. Однако время решило доказать ему, что оно есть и что с ним надо считаться. Оно убило смеющуюся золотоволосую женщину. Оно убило его единственного сына и другую женщину, которую ему удалось полюбить. Вот тогда он понял, что время существует, а поняв, стал его изучать. Отстраненно следил за тем, как любопытный юноша превратился в веселого бесшабашного счастливчика, простодушно хвастающегося своей удачей. За тем, как судьба хлестала этого счастливчика по щекам, издевалась над ним, выставила его на посмешище, а он все никак не мог понять, почему и за что, но внимательно проследил за тем, как меняет лицо страдание и печаль. Он тщательно отмечал метки, которые время злорадно оставляло в его душе и на его лице, и так же спокойно, перед тем как опять обрести вечность, запечатлел улыбку беззубого старческого рта, беззвучный смех человека, которому уже нечего терять, который ничего не боится и которому время больше ничего не может сделать…» "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "О чём здесь идёт речь?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сильна в романе еврейская тема (а что же здесь удивительного, если и автор, и место действия, и главный герой…), но, к чести автора, подано это с долей самоиронии. Вот пример: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Узнав, что в Русском музее с целью изучения русского культурного наследия организуется патриотическое движение «Родина», он немедленно туда записался. Движение, однако, завяло сразу после учредительного заседания: вид горящих патриотизмом черных семитских глаз подавляющего большинства юных участников изрядно покоробил учредителей»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но вторая половина романа явно стала пробуксовывать. Автор окончательно отошёл от реальности и зачем-то отправил своих героев в потусторонний мир (на мой взгляд, этот эпизод выглядит вставным, лишним). Да и конец романа показался не то чтобы ненатуральным (всякое с людьми случается), но как будто автор спешил заняться чем-то другим, и завершил роман наспех."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Несколько просто интересных мыслей: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Молодость принято считать лучшим периодом жизни. Однако принять это суждение за истину мешает тот факт, что высказывается оно, как правило, именно что в пожилом возрасте. Меж тем, если попытаться взглянуть на человеческую жизнь непредубежденно, отбросив столь понятную в зрелые годы возрастную ностальгию, мы вынуждены будем признать, что юность — пора трагическая, и лишь благословенной способности человека забывать страдания, горести и боль обязаны мы существованию этого симпатичного клише». \n\n «Понятие культура было связано для художника Каминки исключительно с прошлым. То, что происходило вокруг, он культурой считать отказывался, во первых, по причине девальвации этого слова. Ну в самом деле, что это такое: культура мытья полов, культура сидения на мостовой, — фырчал он, а во вторых, утверждал, что культурой может считаться лишь то, что прошло экзамен временем, остальное же в лучшем случае можно считать бескультурьем. И если в первом случае художник Каминка был совершенно не прав, ибо, согласно современным представлениям, под словом «культура» воспринимается абсолютно все созданное человеком, а также, согласно господам Пепипенко А. А. и Яковенко И. Г., «вся совокупность внебиологических проявлений человека», то от второго его соображения так просто отмахнуться было нельзя хотя бы потому, что бо`льшую, подавляющую часть современной культуры (во всяком случае, для человека интеллигентного) составляет именно что культура прошлого. Что же до художника Каминки, так он еще утверждал, будто часть эта не только бо`льшая, но и лучшая. \n «Назовите мне современного писателя глубже, мощнее царя Соломона, Сервантеса, Толстого, Музиля? — восклицал он. — Назовите художника выше Рембрандта, Микеланджело, Пикассо, Матисса? Композитора, могущего сравниться с Моцартом, Бахом, Шубертом?»»"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В заключение осталось лишь сказать, что конечно, я поинтересовалась у интернета и творчеством самого Александра Окуня (Александр Нисонович Окунь (Саша Окунь; род. 12 мая 1949, Ленинград) — советский и израильский художник, - говорит Википедия). Не в обиду автора будет сказано (повторю – в живописи я не разбираюсь), но ничего более отвратного я не видела. Приводить здесь не буду, а то заблокируют, но кому интересно, то просто набрать в поисковике «Саша Окунь» - и наслаждайтесь!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этот материал ранее был размещён мною на "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/a/ZIAwJkUK0AwueXAk"}, "string": "моём канале"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " на Дзене."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}], "selectedRange": [7310, 7310]}
Комментарии 9