20 май 2024 · 21:58    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Обложка книги, взято из интернета", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200 - 2024-05-20T215007.323.jpg", "filesize": 45834, "height": 559, "pic_id": 862511, "url": "/files/article_image/2024/05/20/scale_1200_-_2024-05-20T215007.323.jpeg", "width": 363}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В основе романа — жизнь петроградского Дома искусств (Диска), созданного в 1919 году по инициативе Чуковского и при ближайшем участии Горького, где жили и работали писатели и художники — Александр Блок, Андрей Белый, Евгений Замятин, Корней Чуковский, Михаил Зощенко, Кузьма Петров-Водкин, многие другие."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ольга Форш тоже некоторое время жила в этом доме. Быт Диска был впоследствии описан ею в книге «Сумасшедший корабль», которую критики справедливо окрестили «последним романом Серебряного века». Книга впервые была издана в 1930 году."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Диск располагался в огромном – на весь квартал – доме Елисеева между Мойкой и Большой Морской (Невский, 15 – он же Мойка, 59). Он стал легендой, клубом, лекторием, школой, интеллектуальным центром бывшей столицы. О нём писали многие – и Ирина Одоевцева, и Владислав Ходасевич, и другие его обитатели."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В своём романе Ольга Форш вспоминает Диск того времени с ностальгией. Как и у Катаева в романе «Алмазный мой венец», здесь все — и Блок, и Белый, и Мариэтта Шагинян, и остальные персонажи — выведены под псевдонимами. Сложностей при чтении это не доставляет, так как все эти псевдонимы давно расшифрованы. Важно лишь иметь их перед глазами, чтобы при чтении всегда представлять себе, о ком идёт речь. Вот неполный список:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Копильский – Слонимский"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Гоголенко – Зощенко"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ариоста – Мариэтта Шагинян"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Акович – Аким Львович Волынский"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Жуканец – Шкловский"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Микула – Клюев"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Гаэтан – Блок"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Инопланетный гастролёр – Андрей Белый"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Еруслан – Горький"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Корюс – Барбюс"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Долива – Ольга Форш"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сохатый – Замятин"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Геня Чёрн – Евгений Шварц"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сосняк – Всеволод Иванов"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кричалец – Скиталец,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Черномор – Михаил Гершензон"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Все жили в том доме, как на краю гибели… И вместе с тем именно в эти годы, как на краю вулкана богатейшие виноградники, цвели люди своим лучшим цветом. Все были герои. Все были творцы. Кто создавал новые формы общественности, кто -- книги, кто -- целую школу, кто -- из ломберного сукна сапоги»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Написан роман слогом непростым, не всегда удаётся сквозь иронию автора добраться до смысла, но некоторые моменты просто замечательны, как, например, эпизод про поэта Олькина, который проникся лермонтовским «Демоном», находясь в шкафу у своей любовницы, куда был ею спрятан от внезапно вернувшегося мужа."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Очень чувствуется, что книга написана человеком, не чуждым живописи. Много описаний живописных полотен, отсылка к учителю живописи и большому другу Ольги Форш – Павлу Петровичу Чистякову."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Может, вам пояснит лучше меня знаменитейший учитель живописи Чистяков. Про коня этого "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "[речь идёт о картине Петрова-Водкина «Купание красного коня» ] "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "он говорил: «Я сам рыжего коня в детстве всегда видал красным. Думал -- он прямо с солнца. А в детстве все видишь и сильней, и верней, да беда -- сказать не умеешь. А вот если кто научился работать да одновременно может опять одуреть, как маленький, тот только художник и есть»»"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Читать станет легче примерно со второй половины произведения, с описания последнего выступления и смерти Гаэтана – Блока."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Жуканец сказал Сохатому после похорон Гаэтана: \n - С ним кончилась любовь. Будут, конечно, возвращения, но так воспеть, как воспел ее он, никто уже не сможет и... и не захочет воспевать. Эта страница закрыта с ним навсегда. И еще скажу -- прочитанная вашим поколением поколению нашему она уже совсем не звучит»"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "О Гумилёве:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Под вечер один поэт, с лицом египетского письмоводителя и с узкими глазами нильского крокодила, шепелявя, сказал обитателям Сумасшедшего Корабля: \n - У кого есть что-нибудь для секции детской литературы, принесите мне завтра. \n Ночью его арестовали. Никто не знал почему, но думали -- конечно, пустяки»"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Много в романе и о Горьком, которого наряду с Блоком, Белым и Клюевым Ольга Форш выделяет особо, как "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Четверо. Они заканчивали кусок истории»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Описанный абсурд первых послереволюционных лет просто зашкаливает. Это и организация первого крематория, и трудовая повинность для женщин нетяжёлого поведения на кладбище, где они должны были отбивать и отскребать с надгробий имена и титулы царских генералов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Отдельным эссе выглядит разговор двух героев – Сохатого и Жуканца (Замятина и Шкловского) о романе Андрея Белого «Петербург» и о родстве Николая Аблеухова с Родионом Раскольниковым и Германном. Эта часть показывает творческую мастерскую Замятина, его методы работы со словом. Она сложна для понимания простым читателем, каким являюсь я, но понятна и оправданна для Ольги Форш, потому что с Андреем Белым, как и с Блоком, она была очень хорошо знакома, очень ценила его творчество, и впоследствии написала о нём объёмную статью."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мне показалось, что по стилю роман Форш схож с романом Каверина «Скандалист», тем более, что и некоторые герои в обоих романах одни и те же. Каверин, правда, свой роман написал на два года раньше."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ещё одна перекличка с Кавериным – подробно и с юмором описанная история создания Серапионовых братьев."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вся эта ностальгия по Серебряному веку, конечно, вызвала шквал пролетарской критики, которая увидела в произведении «защиту искусства от революции», поэтому роман после первого издания в 1930 году долго не переиздавался, и даже в восьмитомном собрании сочинений Ольги Форш 1963 года ни «Сумасшедшего корабля», ни «Символистов», которые по сути являются продолжением «Сумасшедшего корабля», нет. Было лишь отдельное издание 1964 года, а затем – только в конце 80-х. Ну и хорошее издание в 2011 году, которое переиздано в 2023 году, видимо, к 150-летию Ольги Дмитриевны.."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этот материал ранее был размещён мною на "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/a/ZGj2Qrr8YBrhJ5s9"}, "string": "моём канале"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " на Дзене."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!"}], "attributes": []}], "selectedRange": [5463, 5463]}
Комментарии 5