3
Читаем прозу Серебряного века: Пастернак, Б.Л. Детство Люверс | Паблико

Читаем прозу Серебряного века: Пастернак, Б.Л. Детство Люверс


07 июн 2024 · 13:05    



Фотография автора


Пусть простит меня признанный классик, а также его многочисленные почитатели, я даже готова получить миллион разгневанных откликов, но мне его повесть не понравилась. Совсем. Начиная с заглавия, продолжая содержанием и заканчивая стилем изложения.

«Детство Люверс». Почему не «Детство Жени» или «Детство Жени Люверс»? «Детство Люверс». «Детство Ивановой». Сухо и холодно. Как в истории болезни.

«Люверс родилась и выросла в Перми» 

- первая фраза повести. 



Фотография автора


Да и вообще название не соответствует содержанию. Не про детство эта повесть, а про небольшой временной период из раннего отрочества девочки из зажиточной семьи. Отец, богатый и успешный промышленник, почти постоянно был в отъездах, а маменька жила своей светской жизнью. Дети же находились под присмотром гувернанток и горничных, а в итоге оставались без материнской теплоты, ласки и участия. Именно это привело к первому потрясению Жениной психики, когда она не смогла понять, что происходит с её взрослеющим организмом. Схожая ситуация, как в «Поющих в терновнике», когда Мэгги со своими проблемами обратилась к священнику Ральфу, когда об этом должна была ей рассказать её матушка. Но про Мэгги нам поведала всё же женщина, а тут ситуацию нам описывает 28-летний Пастернак. Даже немного странно читать в его исполнении такие подробности.

Дальше описан переезд семьи в Екатеринбург. Женя должна была пойти учиться в гимназию, но почему-то не пошла.

(«Ей осталось неизвестно, почему её так и не отдали в гимназию тогда, хотя она была принята и зачислена, и уже кроилась кофейного цвета форма, и примерялась потом на булавках, скупо и докучно, часами, а в комнате у ней завелись такие горизонты, как сумка, пенал, корзиночка для завтраков и замечательно омерзительная снимка» 

- какая снимка? Я не поняла. Пришлось задать вопрос интернету, и он сказал, что это такая липкая резинка, которую ещё называли «клячка». Понятнее стало ненамного).

Сидела Женя дома одна и скучала, потому что её единственная подруга в гимназию ходила, и у неё был гораздо больший круг знакомств. А Женя, с её ограниченным кругом общения вдруг заинтересовалась человеком, которого не то что не знала, толком даже и не видела. Просто заметила однажды краешком глаза и стала мечтать. А потом он вдруг погиб, что называется, «попал под лошадь». И тут сразу ещё одно потрясение – маменька от нервного расстройства чуть не умерла преждевременными родами.

На мой взгляд, повесть грешит многословием. Причём, не всегда уместным. Так, подробнейшим образом описан переезд семьи в Екатеринбург – вокзал, поезд, ожидание, вид из окна поезда. Затем - новая квартира, новый учитель, откуда-то взявшиеся бельгийцы в квартире Люверсов. Вообще персонажи появляются в повести без всяких вступительных слов, остаётся только догадываться, кто есть кто. Благо, что действующих лиц не так много.

Примеры авторского стиля:

«На прогулке она ясно слышала, как смягчается воздух, как мякнут тучи и мягчеет чок подков. Ещё не зажигали, когда в воздухе стали, виясь, блуждать сухие серенькие пушинки. Но не успели они выехать за мост, как отдельных снежинок не стало и повалил сплошной, сплывшийся лепень». 

«А мело уже, и не на шутку, и сейчас. Небо тряслось и с него валились белые царства и края, им не было счета, и они были таинственны и ужасны. Было ясно, что эти неведомо откуда падавшие страны никогда не слышали про жизнь и про землю, и полуночные, слепые, засыпали ее, ее не видя и не зная. 
Они были упоительно ужасны, эти царства; совершенно сатанински восхитительны. Женя захлебывалась, глядя на них. А воздух шатался, хватаясь за что попадет, и далеко-далеко больно-пребольно взвывали будто плетьми огретые поля. Все смешалось. Ночь ринулась на них, свирепея от низко сбившегося седого волоса, засекавшего и слепившего ее. Все поехало врозь, с визгом, не разбирая дороги. Окрик и отклик пропадали не встретясь, гибли, занесенные вихрем на разные крыши. Мело».

Мело, мело по всей земле во все пределы… Ох уж эта проза поэтов!

Этот материал ранее был размещён мною на моём канале на Дзене.

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!



Фотография автора


Пусть простит меня признанный классик, а также его многочисленные почитатели, я даже готова получить миллион разгневанных откликов, но мне его повесть не понравилась. Совсем. Начиная с заглавия, продолжая содержанием и заканчивая стилем изложения.

«Детство Люверс». Почему не «Детство Жени» или «Детство Жени Люверс»? «Детство Люверс». «Детство Ивановой». Сухо и холодно. Как в истории болезни.

«Люверс родилась и выросла в Перми» 

- первая фраза повести. 



Фотография автора


Да и вообще название не соответствует содержанию. Не про детство эта повесть, а про небольшой временной период из раннего отрочества девочки из зажиточной семьи. Отец, богатый и успешный промышленник, почти постоянно был в отъездах, а маменька жила своей светской жизнью. Дети же находились под присмотром гувернанток и горничных, а в итоге оставались без материнской теплоты, ласки и участия. Именно это привело к первому потрясению Жениной психики, когда она не смогла понять, что происходит с её взрослеющим организмом. Схожая ситуация, как в «Поющих в терновнике», когда Мэгги со своими проблемами обратилась к священнику Ральфу, когда об этом должна была ей рассказать её матушка. Но про Мэгги нам поведала всё же женщина, а тут ситуацию нам описывает 28-летний Пастернак. Даже немного странно читать в его исполнении такие подробности.

Дальше описан переезд семьи в Екатеринбург. Женя должна была пойти учиться в гимназию, но почему-то не пошла.

(«Ей осталось неизвестно, почему её так и не отдали в гимназию тогда, хотя она была принята и зачислена, и уже кроилась кофейного цвета форма, и примерялась потом на булавках, скупо и докучно, часами, а в комнате у ней завелись такие горизонты, как сумка, пенал, корзиночка для завтраков и замечательно омерзительная снимка» 

- какая снимка? Я не поняла. Пришлось задать вопрос интернету, и он сказал, что это такая липкая резинка, которую ещё называли «клячка». Понятнее стало ненамного).

Сидела Женя дома одна и скучала, потому что её единственная подруга в гимназию ходила, и у неё был гораздо больший круг знакомств. А Женя, с её ограниченным кругом общения вдруг заинтересовалась человеком, которого не то что не знала, толком даже и не видела. Просто заметила однажды краешком глаза и стала мечтать. А потом он вдруг погиб, что называется, «попал под лошадь». И тут сразу ещё одно потрясение – маменька от нервного расстройства чуть не умерла преждевременными родами.

На мой взгляд, повесть грешит многословием. Причём, не всегда уместным. Так, подробнейшим образом описан переезд семьи в Екатеринбург – вокзал, поезд, ожидание, вид из окна поезда. Затем - новая квартира, новый учитель, откуда-то взявшиеся бельгийцы в квартире Люверсов. Вообще персонажи появляются в повести без всяких вступительных слов, остаётся только догадываться, кто есть кто. Благо, что действующих лиц не так много.

Примеры авторского стиля:

«На прогулке она ясно слышала, как смягчается воздух, как мякнут тучи и мягчеет чок подков. Ещё не зажигали, когда в воздухе стали, виясь, блуждать сухие серенькие пушинки. Но не успели они выехать за мост, как отдельных снежинок не стало и повалил сплошной, сплывшийся лепень». 

«А мело уже, и не на шутку, и сейчас. Небо тряслось и с него валились белые царства и края, им не было счета, и они были таинственны и ужасны. Было ясно, что эти неведомо откуда падавшие страны никогда не слышали про жизнь и про землю, и полуночные, слепые, засыпали ее, ее не видя и не зная. 
Они были упоительно ужасны, эти царства; совершенно сатанински восхитительны. Женя захлебывалась, глядя на них. А воздух шатался, хватаясь за что попадет, и далеко-далеко больно-пребольно взвывали будто плетьми огретые поля. Все смешалось. Ночь ринулась на них, свирепея от низко сбившегося седого волоса, засекавшего и слепившего ее. Все поехало врозь, с визгом, не разбирая дороги. Окрик и отклик пропадали не встретясь, гибли, занесенные вихрем на разные крыши. Мело».

Мело, мело по всей земле во все пределы… Ох уж эта проза поэтов!

Этот материал ранее был размещён мною на моём канале на Дзене.

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!

Читайте также

Комментарии 10

Войдите для комментирования
На мой взгляд, поэту не стоит писать романы, как и писателю - стихи. Мало у кого получается гармонично.
Мне кажется, поэты частенько гонятся за красотой фраз, а прозаики больше внимания уделяют смыслу.
Теперь про Доктора Живаго. Я так и не поняла, в чем его гениальность!)
Ох, не спрашивайте меня! Мне этот Доктор совсем не нравится: ни образ, ни сам роман.
■ Зелёный дворик 08 июн 2024 в 01:32
Когда-то пыталась читать это произведение, но не осилила. Мне показалось не очень интересным.
Вот и мне так же.
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ