20 мар 2024 · 22:05    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Обложка книги, взято отсюда: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200 - 2024-03-20T215626.802.jpg", "filesize": 30164, "height": 466, "pic_id": 841494, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/03/20/scale_1200_-_2024-03-20T215626.802.jpeg", "width": 300}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В конце восьмидесятых годов прошлого века небывалым, а по нынешним временам и просто фантастическим тиражом 150 000 экземпляров впервые в России вышла книга поэтессы Ирины Одоевцевой «На берегах Невы», написанная в 1967 году."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всего Ирина Одоевцева написала три (точнее, две с половиной) книги воспоминаний: «На берегах Невы», «На берегах Сены» и «На берегах Леты» (незаконченная)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Конечно, как и все мемуары, книги Одоевцевой субъективны, иначе и быть не может, кроме того, человеческая память ведь не безгранична. Хотя сама Одоевцева в предисловии оговаривает, что память её прекрасно сохранила все события и разговоры тех лет, и передаёт она их вполне точно. Будем считать, что это так и есть. По крайней мере, с точки зрения автора. Но абсолютным плюсом стиля Одоевцевой является её самоирония. Нигде, ни в одной главе она не выпячивает себя, ставя на первые места людей, с которыми ей довелось дружить и общаться."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первая книга воспоминаний – «На берегах Невы» - начинается не с детства автора, как множество мемуаров, а с 1918 года, когда начинающая поэтесса познакомилась с Николаем Гумилёвым. В то время ей было чуть за 20, она, полная амбиций и надежд, только начинала свой путь в литературу. Гумилёву же было уже за 30, и он вплотную подходил к своему безвременному концу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Серебряный век русской поэзии, а вернее, его конец, предстаёт перед нами таким, каким видела его молодая поэтесса, ученица Гумилёва Ирина Одоевцева – романтическим, с изрядной примесью мистики, с затуманенными мозгами, не приспособленным к реальной жизни."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На дворе стояли трудные 1919-1920-е годы, но материальные проблемы и лишения обозначены в воспоминаниях Одоевцевой лишь пунктиром – для неё главным было совсем не это, а то, что она молода, талантлива, и с ней откровенничает сам Гумилёв!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Гумилева я слишком хорошо знала, со всеми его человеческими слабостями. Он был слишком понятным и земным. Кое-что в нём мне не очень нравилось, и я даже позволяла себе критиковать его — конечно — не в его присутствии»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Словами Ирины Одоевцевой, так, как она запомнила, Николай Гумилёв рассказывает нам о своём детстве и юности, и перед нами предстаёт неуклюжий, неуверенный в себе, рефлексирующий подросток, в душе, однако, мнящий себя эстетом и почитающий Оскара Уайльда; Гумилёв нынешний – разошедшийся с Ахматовой, женатый на Анне Энгельгардт, - с нежностью в голосе рассказывает юной Одоевцевой о своих детях – Лёвушке и Леночке. Такого Гумилёва, пожалуй, в других источниках трудно увидеть."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Николай Гумилёв предстаёт перед нами человеком ранимым, но сумасбродным, даже в такое непростое время. Он как будто играет с огнём (равносильно игре со смертью). Неужели не понимал, насколько это опасно – в годовщину революции, к примеру, на многолюдной улице изображать англичанина? Понимал, наверное, но"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«необходимо уметь преодолеть страх, а главное, не показывать вида, что боишься… И до чего приятно. Будто я в Африке на львов поохотился. Давно я так легко и приятно не чувствовал себя»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Да и не он один. Все они, последние представители Серебряного века, вели себя порой безрассудно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«А завтра новый день. Безумный и веселый». \nВеселый, очень веселый. Все дни тогда были веселые. Это были дни зимы 20-21 года, и веселье их действительно было не лишено безумья. Холод, голод, аресты, расстрелы. А поэты веселились и смеялись в умирающем Петрополе»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но Ирина Одоевцева вовсе не идеализирует Гумилёва. Она, сочувствуя Анне Энгельгардт, подчёркивает эгоизм поэта по отношению к жене и дочери. В самом деле, как можно было в голодные 20-е годы придумать отдать дочку в детский дом – так ему комфортнее было заниматься своим творчеством! (этих фактов я раньше не знала). Впрочем, это даже не столько эгоизм, сколько неприспособленность к жизни, к той жизни, которая началась после революции. Он искренне полагал, что дочке будет лучше жить в детском доме! А молоденькой Анне – в Бежецке, с его матерью, тёткой и детьми – Леночкой и Лёвушкой – в то время, как сам он жил своей привычной холостяцкой жизнью в Петербурге."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "(«— И чего ей не достает? — недоумевает Гумилев. — Живет у моей матери вместе с нашей дочкой Леночкой, как у Христа за пазухой. Мой Левушка такой умный, забавный мальчик. И я каждый месяц езжу их навещать. Другая бы на ее вместе… А она все жалуется»)"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Приметы времени всё же нет-нет, да и проскакивают в повествовании. И чаще всего это – голод."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Я сижу в столовой Дома Литераторов за длинным столом над своей порцией пшенной каши. "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Я стараюсь есть как можно медленнее, чтобы продлить удовольствие. Каша удивительно вкусна. Впрочем, все съедобное кажется мне удивительно вкусным. Жаль только, что его так мало. Конечно, я могу попросить еще порцию каши — мне в ней не откажут. "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Но для этого пришлось бы сознаться, что я голодна. Нет, ни за что. "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Во мне, как в очень многих теперь неожиданно проснулась «гордость бедности» — правда, «позолоченной бедности». Ведь мы все еще прекрасно одеты и живем в больших, барских квартирах. Но, Боже, как мы голодаем и мерзнем в них»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Очень метко описаны и другие значимые персонажи литературной жизни тех лет, в частности, Андрей Белый, Михаил Кузмин, Георгий Иванов, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Александр Блок, причём каждый из них описан так живо и зримо, что представляешь их себе воочию."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Конечно, одним из самых животрепещущих вопросов остаётся вопрос причин и обстоятельств гибели Гумилёва. Ирина Одоевцева даёт на этот вопрос абсолютно однозначный ответ"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "(«На вопрос: был ли Гумилев в заговоре или он стал жертвой ни на чем не основанного доноса, отвечаю уверенно: Гумилев бесспорно участвовал в заговоре»)"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "и приводит вполне убедительные свидетельства."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Касаемо композиции книги, можно отметить определённое нарушение хронологии в конце, как будто автор, закончив своё повествование, вдруг вспомнила ещё несколько интересных эпизодов, но поленилась включить их в основной текст и так и оставила в конце. Они и выглядят вставными дополнениями."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Заканчивается книга отъездом Ирины Одоевцевой с мужем Георгием Ивановым за границу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И немного из Википедии об авторе. Ири́на Влади́мировна Одо́евцева (псевдоним, настоящее имя - Ираида Густавовна Гейнике (1895, Рига — 1990, Ленинград) — русская поэтесса и прозаик. Родилась в Риге в семье адвоката Густава Гейнике."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Являлась участницей «Цеха поэтов». Была любимой ученицей Николая Гумилёва."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1921 году вышла замуж за поэта Георгия Иванова. В 1922"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://ru.wikipedia.org/wiki/1922_%D0%B3%D0%BE%D0%B4"}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "году эмигрировала. Большая часть её жизни прошла в Париже."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Через 20 лет после смерти Георгия Иванова Одоевцева вышла замуж за писателя Якова"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%B1%D0%BE%D0%B2,_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87"}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "Горбова, с которым прожила четыре года, до его смерти в 1981 г."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1987"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://ru.wikipedia.org/wiki/1987_%D0%B3%D0%BE%D0%B4"}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "году Ирина Одоевцева вернулась в СССР, в Ленинград. Когда прошел первый ажиотаж восторгов после её возвращения, доживала фактически одна, окруженная несколькими почитателями. Скончалась 14"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://ru.wikipedia.org/wiki/14_%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F"}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "октября 1990 года. Похоронена на Волковском"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B1%D0%B8%D1%89%D0%B5_(%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3)"}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "кладбище."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этот материал был ранее размещён мною на "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/a/ZBi9PKniDSXvqOSE"}, "string": "моём канале"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " на Дзене."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}], "selectedRange": [6844, 6844]}
Комментарии 9