3
Читаем классику: Толстой, Л.Н. Крейцерова соната | Паблико

Читаем классику: Толстой, Л.Н. Крейцерова соната


15 сен 2023 · 11:37    



Фотография автора


Продолжая разговор о ревности, я предлагаю перечитать и обсудить повесть «Крейцерова соната» Льва Толстого. 

Повесть, написанная 62-летним Львом Толстым в 1890 году, ничуть не устарела, потому что поднимает вечные вопросы – любовь и брак, любовь и ревность, порядочность и разврат. 

Принято считать, что сюжет повести списан с реальных событий из жизни Толстого, а именно с увлечения Софьи Андреевны музыкантом Сергеем Танеевым. Но повесть написана в 1890 году, а история с Танеевым началась пятью годами позже. 



Фотография автора


Первая часть повести – рассуждения на морально-нравственные темы. Главный герой повести, купец Василий Позднышев, говорит: 

«Разврат ведь не в чем-нибудь физическом, ведь никакое безобразие физическое не разврат; а разврат, истинный разврат именно в освобождении себя от нравственных отношений к женщине, с которой входишь в физическое общение».

Герой находится в полном раздрае с самим собой, его физическое «я» пришло в противоречие с «я» общественным, моральным. Это, как мне думается, произошло от огрехов в воспитании и образовании. Некому было рассказать мальчику о физиологии, о взрослении, о физических потребностях тела, по большому счёту о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Кое-что абсолютно правильно, в частности, безделье имущих классов, которое и приводит многих к такому состоянию: 

«…наша возбуждающая излишняя пища при совершенной физической праздности есть не что иное, как систематическое разжигание похоти». 

В этом плане идеи Толстого об опрощении, об ограничении себя в пище, о тяжёлом физическом труде абсолютно верны. А вот идеи о воздержании… спорно. Здесь Толстой устами своего героя высказывает свои мысли о цели и смысле жизни. В чём смысл жизни? 

«…если цель человечества - благо, добро, любовь, как хотите; если цель человечества есть то, что сказано в пророчествах, что все люди соединятся воедино любовью, что раскуют копья на серпы и так далее, то ведь достижению этой цели мешает что? Мешают страсти. Из страстей самая сильная, и злая, и упорная -- половая, плотская любовь, и потому если уничтожатся страсти и последняя, самая сильная из них, плотская любовь, то пророчество исполнится, люди соединятся воедино, цель человечества будет достигнута, и ему незачем будет жить».

Конечно, многое в рассуждениях героя устарело или же изначально весьма спорно. Например, такое самокопание взрослого мужчины: 

«…быть блудником есть физическое состояние, подобное состоянию морфиниста, пьяницы, курильщика. Как морфинист, пьяница, курильщик уже не нормальный человек, так и человек, познавший нескольких женщин для своего удовольствия, уже не нормальный, а испорченный навсегда человек - блудник. Как пьяницу и морфиниста можно узнать тотчас же по лицу, по приемам, точно так же и блудника. Блудник может воздерживаться, бороться; но простого, ясного, чистого отношения к женщине, братского, у него уже никогда не будет. По тому, как он взглянет, оглядит молодую женщину, сейчас можно узнать блудника».

В повести явно прослеживаются автобиографические моменты (но не те, что упомянуты в начале), в частности, эпизод, где герой говорит о том, как дал невесте почитать свой дневник. Так же сделал и сам Толстой. Зачем? Тут уж одно из двух: либо не пиши в дневнике неприятных откровенностей, либо держи его при себе.

Как мне кажется, большая беда героя повести (автора?) – это смешение понятий «страсть», «любовь» и «брак». В самом начале повести, в споре о браке никто не нашёл формулу счастливого брака, а она ведь довольно проста: в браке должны присутствовать обе составляющие – любовь и страсть. Тогда и брак будет счастливым. Другой вопрос – на сколько времени? Это уж кому как повезёт.

Вторая половина повести – это, собственно, рассказ Позднышева о том, что случилось в его семье: как ревность довела его до преступления. Причём, ревность без любви, ведь он сам многократно повторял, что любви между ним и его женой не было уже давно (а, скорее всего, и изначально не было). То есть, свой поступок Позднышев совершил не из-за любви, а из чувства собственности, как оскорблённый собственник, заподозривший, что его вещь захотел присвоить кто-то другой. И речь тут идёт даже не только о теле, но и о душе: Позднышев считает себя хозяином не только тела супруги, но и её мыслей, желаний. 

«Я хотел, чтоб она не желала того, что она должна желать».

Повесть написана с большой эмоциональной силой, и даже сейчас, сто тридцать лет спустя, читая её, бегут мурашки по коже, а это, несомненно, говорит о мастерстве гениального писателя.

Интересные цитаты, говорящие о взглядах Толстого на женщин и женский вопрос:

«Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не видишь глупости, а видишь умное. Она говорит, делает гадости, и ты видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красива, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна». 

 «Не в том отсутствие прав женщины, что она не может вотировать или быть судьей -- заниматься этими делами не составляет никаких прав, -- а в том, чтобы в половом общении быть равной мужчине, иметь право пользоваться мужчиной и воздерживаться от него по своему желанию, по своему желанию избирать мужчину, а не быть избираемой». 

 «Рабство женщины ведь только в том, что люди желают и считают очень хорошим пользоваться ею как орудием наслаждения. Ну, и вот освобождают женщину, дают ей всякие права, равные мужчине, но продолжают смотреть на нее как на орудие наслаждения, так воспитывают ее и в детстве и общественным мнением. И вот она все такая же приниженная, развращенная раба, и мужчина все такой же развращенный рабовладелец. 

Освобождают женщину на курсах и в палатах, а смотрят на нее как на предмет наслаждения. Научите ее, как она научена у нас, смотреть так на самую себя, и она всегда останется низшим существом. Или она будет с помощью мерзавцев-докторов предупреждать зарождение плода, то есть будет вполне проститутка, спустившаяся не на ступень животного, но на ступень вещи, или она будет то, что она есть в большей части случаев, -- больной душевно, истеричной, несчастной, какие они и есть, без возможности духовного развития. 

Гимназии и курсы не могут изменить этого. Изменить это может только перемена взгляда мужчин на женщин и женщин самих на себя. Переменится это только тогда, когда женщина будет считать высшим положением положение девственницы, а не так, как теперь, высшее состояние человека -- стыдом, позором. Пока же этого нет, идеал всякой девушки, какое бы ни было ее образование, будет все-таки тот, чтобы привлечь к себе как можно больше мужчин, как можно больше самцов, с тем чтобы иметь возможность выбора».

О детях – запредельно откровенно и эгоистично: 

«Мужику, работнику, дети нужны, хотя и трудно ему выкормить, но они ему нужны, и потому его супружеские отношения имеют оправдание. Нам же, людям, имеющим детей, еще дети не нужны, они -- лишняя забота, расход, сонаследники, они тягость. И оправдания свиной жизни для нас уж нет никакого. Или мы искусственно избавляемся от детей, или смотрим на детей как на несчастье, последствие неосторожности, что еще гаже».

Этот материал ранее был размещён мною на моём канале на Дзене.

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!



Фотография автора


Продолжая разговор о ревности, я предлагаю перечитать и обсудить повесть «Крейцерова соната» Льва Толстого. 

Повесть, написанная 62-летним Львом Толстым в 1890 году, ничуть не устарела, потому что поднимает вечные вопросы – любовь и брак, любовь и ревность, порядочность и разврат. 

Принято считать, что сюжет повести списан с реальных событий из жизни Толстого, а именно с увлечения Софьи Андреевны музыкантом Сергеем Танеевым. Но повесть написана в 1890 году, а история с Танеевым началась пятью годами позже. 



Фотография автора


Первая часть повести – рассуждения на морально-нравственные темы. Главный герой повести, купец Василий Позднышев, говорит: 

«Разврат ведь не в чем-нибудь физическом, ведь никакое безобразие физическое не разврат; а разврат, истинный разврат именно в освобождении себя от нравственных отношений к женщине, с которой входишь в физическое общение».

Герой находится в полном раздрае с самим собой, его физическое «я» пришло в противоречие с «я» общественным, моральным. Это, как мне думается, произошло от огрехов в воспитании и образовании. Некому было рассказать мальчику о физиологии, о взрослении, о физических потребностях тела, по большому счёту о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Кое-что абсолютно правильно, в частности, безделье имущих классов, которое и приводит многих к такому состоянию: 

«…наша возбуждающая излишняя пища при совершенной физической праздности есть не что иное, как систематическое разжигание похоти». 

В этом плане идеи Толстого об опрощении, об ограничении себя в пище, о тяжёлом физическом труде абсолютно верны. А вот идеи о воздержании… спорно. Здесь Толстой устами своего героя высказывает свои мысли о цели и смысле жизни. В чём смысл жизни? 

«…если цель человечества - благо, добро, любовь, как хотите; если цель человечества есть то, что сказано в пророчествах, что все люди соединятся воедино любовью, что раскуют копья на серпы и так далее, то ведь достижению этой цели мешает что? Мешают страсти. Из страстей самая сильная, и злая, и упорная -- половая, плотская любовь, и потому если уничтожатся страсти и последняя, самая сильная из них, плотская любовь, то пророчество исполнится, люди соединятся воедино, цель человечества будет достигнута, и ему незачем будет жить».

Конечно, многое в рассуждениях героя устарело или же изначально весьма спорно. Например, такое самокопание взрослого мужчины: 

«…быть блудником есть физическое состояние, подобное состоянию морфиниста, пьяницы, курильщика. Как морфинист, пьяница, курильщик уже не нормальный человек, так и человек, познавший нескольких женщин для своего удовольствия, уже не нормальный, а испорченный навсегда человек - блудник. Как пьяницу и морфиниста можно узнать тотчас же по лицу, по приемам, точно так же и блудника. Блудник может воздерживаться, бороться; но простого, ясного, чистого отношения к женщине, братского, у него уже никогда не будет. По тому, как он взглянет, оглядит молодую женщину, сейчас можно узнать блудника».

В повести явно прослеживаются автобиографические моменты (но не те, что упомянуты в начале), в частности, эпизод, где герой говорит о том, как дал невесте почитать свой дневник. Так же сделал и сам Толстой. Зачем? Тут уж одно из двух: либо не пиши в дневнике неприятных откровенностей, либо держи его при себе.

Как мне кажется, большая беда героя повести (автора?) – это смешение понятий «страсть», «любовь» и «брак». В самом начале повести, в споре о браке никто не нашёл формулу счастливого брака, а она ведь довольно проста: в браке должны присутствовать обе составляющие – любовь и страсть. Тогда и брак будет счастливым. Другой вопрос – на сколько времени? Это уж кому как повезёт.

Вторая половина повести – это, собственно, рассказ Позднышева о том, что случилось в его семье: как ревность довела его до преступления. Причём, ревность без любви, ведь он сам многократно повторял, что любви между ним и его женой не было уже давно (а, скорее всего, и изначально не было). То есть, свой поступок Позднышев совершил не из-за любви, а из чувства собственности, как оскорблённый собственник, заподозривший, что его вещь захотел присвоить кто-то другой. И речь тут идёт даже не только о теле, но и о душе: Позднышев считает себя хозяином не только тела супруги, но и её мыслей, желаний. 

«Я хотел, чтоб она не желала того, что она должна желать».

Повесть написана с большой эмоциональной силой, и даже сейчас, сто тридцать лет спустя, читая её, бегут мурашки по коже, а это, несомненно, говорит о мастерстве гениального писателя.

Интересные цитаты, говорящие о взглядах Толстого на женщин и женский вопрос:

«Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не видишь глупости, а видишь умное. Она говорит, делает гадости, и ты видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красива, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна». 

 «Не в том отсутствие прав женщины, что она не может вотировать или быть судьей -- заниматься этими делами не составляет никаких прав, -- а в том, чтобы в половом общении быть равной мужчине, иметь право пользоваться мужчиной и воздерживаться от него по своему желанию, по своему желанию избирать мужчину, а не быть избираемой». 

 «Рабство женщины ведь только в том, что люди желают и считают очень хорошим пользоваться ею как орудием наслаждения. Ну, и вот освобождают женщину, дают ей всякие права, равные мужчине, но продолжают смотреть на нее как на орудие наслаждения, так воспитывают ее и в детстве и общественным мнением. И вот она все такая же приниженная, развращенная раба, и мужчина все такой же развращенный рабовладелец. 

Освобождают женщину на курсах и в палатах, а смотрят на нее как на предмет наслаждения. Научите ее, как она научена у нас, смотреть так на самую себя, и она всегда останется низшим существом. Или она будет с помощью мерзавцев-докторов предупреждать зарождение плода, то есть будет вполне проститутка, спустившаяся не на ступень животного, но на ступень вещи, или она будет то, что она есть в большей части случаев, -- больной душевно, истеричной, несчастной, какие они и есть, без возможности духовного развития. 

Гимназии и курсы не могут изменить этого. Изменить это может только перемена взгляда мужчин на женщин и женщин самих на себя. Переменится это только тогда, когда женщина будет считать высшим положением положение девственницы, а не так, как теперь, высшее состояние человека -- стыдом, позором. Пока же этого нет, идеал всякой девушки, какое бы ни было ее образование, будет все-таки тот, чтобы привлечь к себе как можно больше мужчин, как можно больше самцов, с тем чтобы иметь возможность выбора».

О детях – запредельно откровенно и эгоистично: 

«Мужику, работнику, дети нужны, хотя и трудно ему выкормить, но они ему нужны, и потому его супружеские отношения имеют оправдание. Нам же, людям, имеющим детей, еще дети не нужны, они -- лишняя забота, расход, сонаследники, они тягость. И оправдания свиной жизни для нас уж нет никакого. Или мы искусственно избавляемся от детей, или смотрим на детей как на несчастье, последствие неосторожности, что еще гаже».

Этот материал ранее был размещён мною на моём канале на Дзене.

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!

Читайте также

Комментарии 44

Войдите для комментирования
■ В смысле 17 сен 2023 в 10:43
«Крейцерову сонату» не читала. Летом ещё раз "Войну и мир" прослушала аудиокнигу.
"Война и мир" - это серьёзный подвиг! А "Крейцерова соната" небольшая, её за день прочитать или прослушать можно.
■ В смысле 22 сен 2023 в 13:57
Послушаю!
■ Фильм продолжается 16 сен 2023 в 15:01
Решила зайти еще раз сегодня, прочитать статью вновь
Сегодня новые статьи будут вечером, заходите на огонёк)))
Я у него воскресение люблю 😻
У Толстого все произведения, кроме, наверное, детских сказок, очень серьезные, проблемные.
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ