3
Читаем биографию: Носик, Б. Анна Ахматова: Я научилась просто, мудро жить… | Паблико

Читаем биографию: Носик, Б. Анна Ахматова: Я научилась просто, мудро жить…


22 мар 2024 · 19:35    



Фотография автора


В этой книге, небольшой по объёму, Бори́с Миха́йлович Но́сик, русский писатель и журналист, живший в последнее время во Франции, постарался осветить одну страницу из жизни Анны Андреевны Ахматовой и Амедео Модильяни.

Они встречались и общались в Париже в 1910-1911 годах, он оставил несколько карандашных набросков с натуры, она посвятила ему немало стихотворений и очерк.

Когда читаешь литературоведческие исследования, иногда хочется сказать: лучше бы почитать воспоминания самих участников событий. Но Борис Носик вполне убедительно доказывает, что не всегда это верно. Ведь любой человек, во-первых, субъективен, во-вторых, избирательно забывчив, ну а в-третьих, может просто специально скрыть те или иные события своей жизни. По отношению к парижской поездке Анны Ахматовой 1911 года это вполне понятно. Ведь она – замужняя дама, если там что и было, то сообщать об этом всему миру совсем не обязательно.

А Борису Носику посчастливилось встречаться и общаться если не с очевидцами, то по крайней мере с современниками событий, поэтому его воссоздание хронологии и фактографии тех событий выглядит вполне убедительно.

Огромный плюс книги в том, что она написана не сухим научным языком, а как повесть, с характерами героев, эмоционально. Сразу и Анна Ахматова, и Амедео Модильяни, и, конечно, Николай Гумилёв стали нам ближе и понятнее как личности.

В конце книги как приложения к основному тексту размещены очерк Анны Ахматовой о Модильяни, очерк Николая Харджиева о рисунке Модильяни, справка МГБ Ленинградской области об Анне Ахматовой от 1946 года (документ с грифом «совершенно секретно» - вот тут и вправду интересно, где автор книги его раздобыл? Или эти архивы уже рассекречены?) и краткая хронология жизни Анны Андреевны.

К минусам книги могу отнести плохое качество бумаги. Если бы просто читать – то и ничего страшного, но такая книга предполагала наличие иллюстративного материала, а тут уже бумага должна быть получше. Да и хотелось бы увидеть все репродукции Модильяни, упомянутые Носиком. А так пришлось искать в интернете.

Вот самый известный набросок Модильяни, который был у Ахматовой и висел над её кроватью.



Картинка взята из открытых источников


Остальные, по её словам, были утрачены (всего их было 16), но, возможно, она просто не считала возможным хранить их у себя – компромат всё же! Вот ещё несколько набросков Модильяни, в которых не так давно исследователи тоже опознали силуэт Ахматовой.



Картинка взята из открытых источников


Этот материал был ранее размещён мною на моём канале на Дзене.

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!



Фотография автора


В этой книге, небольшой по объёму, Бори́с Миха́йлович Но́сик, русский писатель и журналист, живший в последнее время во Франции, постарался осветить одну страницу из жизни Анны Андреевны Ахматовой и Амедео Модильяни.

Они встречались и общались в Париже в 1910-1911 годах, он оставил несколько карандашных набросков с натуры, она посвятила ему немало стихотворений и очерк.

Когда читаешь литературоведческие исследования, иногда хочется сказать: лучше бы почитать воспоминания самих участников событий. Но Борис Носик вполне убедительно доказывает, что не всегда это верно. Ведь любой человек, во-первых, субъективен, во-вторых, избирательно забывчив, ну а в-третьих, может просто специально скрыть те или иные события своей жизни. По отношению к парижской поездке Анны Ахматовой 1911 года это вполне понятно. Ведь она – замужняя дама, если там что и было, то сообщать об этом всему миру совсем не обязательно.

А Борису Носику посчастливилось встречаться и общаться если не с очевидцами, то по крайней мере с современниками событий, поэтому его воссоздание хронологии и фактографии тех событий выглядит вполне убедительно.

Огромный плюс книги в том, что она написана не сухим научным языком, а как повесть, с характерами героев, эмоционально. Сразу и Анна Ахматова, и Амедео Модильяни, и, конечно, Николай Гумилёв стали нам ближе и понятнее как личности.

В конце книги как приложения к основному тексту размещены очерк Анны Ахматовой о Модильяни, очерк Николая Харджиева о рисунке Модильяни, справка МГБ Ленинградской области об Анне Ахматовой от 1946 года (документ с грифом «совершенно секретно» - вот тут и вправду интересно, где автор книги его раздобыл? Или эти архивы уже рассекречены?) и краткая хронология жизни Анны Андреевны.

К минусам книги могу отнести плохое качество бумаги. Если бы просто читать – то и ничего страшного, но такая книга предполагала наличие иллюстративного материала, а тут уже бумага должна быть получше. Да и хотелось бы увидеть все репродукции Модильяни, упомянутые Носиком. А так пришлось искать в интернете.

Вот самый известный набросок Модильяни, который был у Ахматовой и висел над её кроватью.



Картинка взята из открытых источников


Остальные, по её словам, были утрачены (всего их было 16), но, возможно, она просто не считала возможным хранить их у себя – компромат всё же! Вот ещё несколько набросков Модильяни, в которых не так давно исследователи тоже опознали силуэт Ахматовой.



Картинка взята из открытых источников


Этот материал был ранее размещён мною на моём канале на Дзене.

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!

Читайте также

Комментарии 6

Войдите для комментирования
Бывает книга на не очень хорошей бумаге, а иллюстрации на бумаге другого качества. Здесь так же?
Нет, здесь всё ровно, бумага плохонькая, а иллюстраций почти не было, я искала их в интернете.
Просто и мудро жить она, похоже, не научилась!)) или научилась, но слишком поздно )
Да как сказать, она всегда была непритязательна к быту, делать ничего не любила, обходилась минимумом. Но частенько за счёт других.
Симпатичный силуэт)! И книга интересная, Благодарю за рассказ ❤️
Да, книга очень приятно оформлена, и факты интересные)))
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ