Читаем биографию: Нежный, А. Послушница матери Божией
04 июн 2024 · 12:00
Обложка книги, взято из интернета
Произведение Александра Нежного «Послушница матери Божией» - это повествование о жизни и трудах схиигумении Варвары (Трофимовой), настоятельнице Пюхтинского женского монастыря в Эстонии, умершей в 2011 году.
Повествование это не художественное, а документальное, биографическое. Автор сам был знаком с матушкой Варварой, поэтому всё, что он пишет, вполне достоверно.
Александром Нежным описана жизнь монахини, с самого её детства; и не только её одной, но и вкратце – многих выдающихся церковных деятелей и известных воцерковлённых людей ХХ века. Все персонажи повествования – реальные лица.
Вот панорама Пюхтицкого монастыря,
Картинка взята из интернета: https://dergachev-va.livejournal.com/37247.html
А вот – фотография героини повествования – матушки Варвары.
Картинка из интернета: http://www.pravoslavie.ru/gallery/gallery91.htm
Валентина Трофимова, ставшая схиигуменьей Варварой, всю свою долгую жизнь посвятила служению Богу, пройдя путь от послушницы Пюхтинского монастыря, единственного православного монастыря Эстонии, до игуменьи того же монастыря.
В повествовании даны ответы на многие вопросы, касающиеся жизни в монастыре, которые могут возникнуть и возникают у светских людей.
По каким причинам уходят совсем молодые люди в монастырь? Только ли из-за личных жизненных неурядиц, или же члены фанатично религиозных семей?
«Ведь не ради работы до седьмого пота поступила в обитель Валентина Трофимова, а ради приуготовления себя к жизни вечной». «Суть призвания в том, что оно находится в области, где отсутствуют причинно-следственные связи. Оно — надпричинно. Иным человек становится вовсе не в итоге какой-то пережитой им личной драмы. Вот почему интересоваться причинами ухода в монастырь — все равно что допытываться у поэта, почему он пишет стихи».
Возможен ли обратный путь из монастыря в мирскую жизнь? Какая она - жизнь в монастыре? Чем заняты монахини ежедневно, кроме, конечно, молитв?
В сельской местности они заняты всем: и косят траву, и валят деревья, и содержат скотину, и носят воду…
«Если нет призвания, от подобной жизни на третий день взвоешь, на четвертый взмолишься: «Господи, доколе?!» — а на пятый убежишь. Хватать тебя за подол (согласно злобным и глупым сказкам эпохи недоразвитого и развитого социализма, что из монастыря никому назад хода нет; творцы этих басен безнадежно путали монастырь с лагерем, любимым созданием советской власти) никто не будет. Все дороги открыты — иди. Трудно в монастыре и сейчас — но тогда!»
В городских монастырях жизнь полегче:
«Есть монастыри городские, там только одно рукоделье. Им тяжелее. Нам легче в нашем труде жить» - говорила матушка Варвара.
Вот ещё несколько цитат:
«Матушке Нине (Баташевой) шел восемьдесят третий год… Вся ее долгая жизнь прошла в монастыре, что вовсе не означает, что стены обители отгородили ее от забот и волнений мира. Монастырь, если хотите, находится именно в центре жизни, он ее средоточие, опора, главнейшая духовная лечебница верующего народа». «…монастырь совсем не противник жизни, а ее природная часть, где человеческое бытие освящено неустанной молитвой и столь же неустанным трудом…»
Интересные строки посвящены блаженным и юродивым.
«В Пюхтице подвизалась в ту пору блаженная старица Екатерина, принявшая на себя подвиг юродства. Добровольный отказ от собственного разума — это, как мы полагаем, признак разума, неизмеримо превышающего обыденный. Это просветленное сознание, которому открыты наши помыслы и наши пути в ожидающей нас жизни. Юродивость как духовная составляющая преобладает в человеке, который как бы не замечает сопутствующие его жизни тяготы, легко — казалось бы — переносит стужу, без видимого труда воздерживается от всякой пищи семь и более дней, безропотно терпит насмешки и даже — знаем мы из житийной литературы — и побои».
Чтение было для меня очень интересным и познавательным.
Этот материал ранее был размещён мною на моём канале на Дзене.
Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Обложка книги, взято из интернета", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200 - 2024-05-30T105038.191.jpg", "filesize": 14196, "height": 453, "pic_id": 865853, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/05/30/scale_1200_-_2024-05-30T105038.191.jpeg", "width": 301}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Произведение Александра Нежного «Послушница матери Божией» - это повествование о жизни и трудах схиигумении Варвары (Трофимовой), настоятельнице Пюхтинского женского монастыря в Эстонии, умершей в 2011 году."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Повествование это не художественное, а документальное, биографическое. Автор сам был знаком с матушкой Варварой, поэтому всё, что он пишет, вполне достоверно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Александром Нежным описана жизнь монахини, с самого её детства; и не только её одной, но и вкратце – многих выдающихся церковных деятелей и известных воцерковлённых людей ХХ века. Все персонажи повествования – реальные лица."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот панорама Пюхтицкого монастыря,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Картинка взята из интернета: https://dergachev-va.livejournal.com/37247.html", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200 - 2024-05-30T105205.099.jpg", "filesize": 153098, "height": 400, "pic_id": 865854, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/05/30/scale_1200_-_2024-05-30T105205.099.jpeg", "width": 592}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А вот – фотография героини повествования – матушки Варвары."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Картинка из интернета: http://www.pravoslavie.ru/gallery/gallery91.htm", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200 - 2024-05-30T105209.710.jpg", "filesize": 122433, "height": 399, "pic_id": 865855, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/05/30/scale_1200_-_2024-05-30T105209.710.jpeg", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Валентина Трофимова, ставшая схиигуменьей Варварой, всю свою долгую жизнь посвятила служению Богу, пройдя путь от послушницы Пюхтинского монастыря, единственного православного монастыря Эстонии, до игуменьи того же монастыря."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В повествовании даны ответы на многие вопросы, касающиеся жизни в монастыре, которые могут возникнуть и возникают у светских людей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По каким причинам уходят совсем молодые люди в монастырь? Только ли из-за личных жизненных неурядиц, или же члены фанатично религиозных семей?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Ведь не ради работы до седьмого пота поступила в обитель Валентина Трофимова, а ради приуготовления себя к жизни вечной». \n «Суть призвания в том, что оно находится в области, где отсутствуют причинно-следственные связи. Оно — надпричинно. \nИным человек становится вовсе не в итоге какой-то пережитой им личной драмы. Вот почему интересоваться причинами ухода в монастырь — все равно что допытываться у поэта, почему он пишет стихи»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Возможен ли обратный путь из монастыря в мирскую жизнь? Какая она - жизнь в монастыре? Чем заняты монахини ежедневно, кроме, конечно, молитв?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В сельской местности они заняты всем: и косят траву, и валят деревья, и содержат скотину, и носят воду…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Если нет призвания, от подобной жизни на третий день взвоешь, на четвертый взмолишься: «Господи, доколе?!» — а на пятый убежишь. Хватать тебя за подол (согласно злобным и глупым сказкам эпохи недоразвитого и развитого социализма, что из монастыря никому назад хода нет; творцы этих басен безнадежно путали монастырь с лагерем, любимым созданием советской власти) никто не будет. Все дороги открыты — иди. Трудно в монастыре и сейчас — но тогда!»"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В городских монастырях жизнь полегче: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Есть монастыри городские, там только одно рукоделье. Им тяжелее. Нам легче в нашем труде жить» - говорила матушка Варвара."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот ещё несколько цитат:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Матушке Нине (Баташевой) шел восемьдесят третий год… Вся ее долгая жизнь прошла в монастыре, что вовсе не означает, что стены обители отгородили ее от забот и волнений мира. Монастырь, если хотите, находится именно в центре жизни, он ее средоточие, опора, главнейшая духовная лечебница верующего народа». \n «…монастырь совсем не противник жизни, а ее природная часть, где человеческое бытие освящено неустанной молитвой и столь же неустанным трудом…» "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Интересные строки посвящены блаженным и юродивым."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«В Пюхтице подвизалась в ту пору блаженная старица Екатерина, принявшая на себя подвиг юродства. Добровольный отказ от собственного разума — это, как мы полагаем, признак разума, неизмеримо превышающего обыденный. Это просветленное сознание, которому открыты наши помыслы и наши пути в ожидающей нас жизни. Юродивость как духовная составляющая преобладает в человеке, который как бы не замечает сопутствующие его жизни тяготы, легко — казалось бы — переносит стужу, без видимого труда воздерживается от всякой пищи семь и более дней, безропотно терпит насмешки и даже — знаем мы из житийной литературы — и побои»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Чтение было для меня очень интересным и познавательным."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этот материал ранее был размещён мною на "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/a/ZHzSoMLk0mD8CVbL"}, "string": "моём канале"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " на Дзене."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!"}], "attributes": []}], "selectedRange": [3745, 3745]}
Комментарии 8