06 окт 2024 · 11:00    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фотография автора", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200 - 2024-10-02T192751.852.jpg", "filesize": 182020, "height": 1200, "pic_id": 909557, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/10/02/scale_1200_-_2024-10-02T192751.852.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20241002%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20241002T162851Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=ee09b3c3ee78c1f6c58c699df6c69a4c8a53e40c9d3192df6dfe014171bbb50d", "width": 882}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Педагогическая поэма» - книга автобиографическая, в ней Антон Семёнович Макаренко (1888-1939) рассказывает о своём опыте работы с беспризорниками, с 1920 по 1928 год."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К 1920 году в результате двух революций и гражданской войны в нашей стране насчитывалось более 7 миллионов беспризорников. Голодные и оборванные дети бродили по дорогам страны, обосновывались в городах, разъезжали в поисках лучшей жизни на крышах поездов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С этим надо было что-то делать. По всей стране стали организовываться детские дома, коммуны, колонии для малолетних правонарушителей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Колонии обычно организовывали в уцелевших зданиях монастырей и заброшенных поместьях и назначали туда нескольких педагогов. Никакой охраны предусмотрено не было, вход и выход из колоний был свободным."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И Антону Семёновичу Макаренко поручили возглавить одно из таких заведений недалеко от Полтавы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Макаренко к тому времени было всего 32 года, опыта работы с трудными подростками у него не было, да и подростками первых обитателей колонии можно было назвать с трудом – это были 17-18-летние молодые люди с криминальным прошлым, одетые и обутые лучше, чем преподаватели колонии. Настоящих беспризорников – грязных, вшивых, голодных – начали привозить позже."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сейчас даже трудно представить себе ситуацию, в которой оказался Макаренко. Сотня детей – дело даже не в том, что это были «трудные» подростки. Самая первая проблема – это одеть их и накормить. Снабжение было минимальным. Но ведь дело было на Украине, там чернозём, палку воткни – она и то заколосится. Земли полно, колонии отдали бывшее поместье бежавшего помещика с пахотной землёй больше 60 гектаров! Но землю же надо пахать, семена сажать, сорняки полоть! А подросткам привычнее было пойти в ближайший город или село и стащить там что-нибудь съестное, или попросту ограбить кого-нибудь на большой дороге."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Подробно описывать все эти проблемы не буду, думаю, что многие читали «Педагогическую поэму», или смотрели одноимённый фильм. Скажу только, что именно я вынесла из труда Макаренко на тему, как ему удалось добиться успеха."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во-первых, ему удалось создать из колонистов костяк. Без костяка ничего бы не получилось, ему просто не на кого было бы опереться. А костяк создаётся завоеванием авторитета. И в этой части Макаренко поступал не всегда правильно с точки зрения педагогики. Иногда даже применял грубую силу. Сам он считал, что так делать нельзя, и делал это тоже не специально, а поддавшись эмоциям. Но именно такие приёмы сработали. Колонисты зауважали своего воспитателя и встали на его сторону, стали ему помощниками."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во-вторых, чтобы отучить бывших беспризорников от воровства, им надо было внушить мысль, что, воруя, к примеру, продовольствие со склада или из кухни, они фактически воруют у самих себя. То есть, надо было как-то внушить ребятам мысль, что именно они являются хозяевами всего, что есть в колонии, а тогда становится ясно, что всё имущество надо не разворовывать, а, наоборот, охранять и беречь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В-третьих, очень важной мне показалась мысль о том, как наиболее эффективным способом адаптировать в коллектив самых «злостных», самых асоциальных беспризорников – тех, кто, живя в колонии, привыкли, что им всё положено просто так – одежда, еда, а они могут просто лежать на койках и играть в карты."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Здесь Макаренко со своим сложившимся костяком, как мне кажется, чисто интуитивно выбрал правильную тактику, используя индивидуальный подход к каждому. На кого-то подействовало отлучение от кухни, на кого-то – жёсткий бойкот, а с кем-то, наоборот, обращались столь преувеличенно вежливо и ласково, что даже самому эмоционально глухому становилось стыдно. Тут и приём Тома Сойера пригодился. Работать, видишь ли, могут не все, а только те колонисты, которые вступили в отряды и приняли правила колонии. А коли не хочешь становиться колонистом-горьковцем, так и сиди в сторонке и завидуй тем, кому доверено работать. Подействовало!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В некоторых моментах я просто восхищалась энтузиазмом Макаренко. В самом деле, он добился огромных результатов в своей колонии имени Горького под Полтавой. Имение не просто кормило колонистов, но и приносило доход. Все колонисты ходили чистыми, в единой форме, которую шили там же, все были сытыми, каждый занимался делом, которое было ему по душе. Был даже свой театр, на чьи спектакли стекались зрители из окрестных сёл. Казалось бы, можно спокойно почивать на лаврах. Но нет, когда Макаренко предложили объединить его колонию с колонией в Куряжском монастыре под Харьковом, где всё было в ужасно запущенном состоянии, он согласился перевести свою ухоженную колонию в совершенно разрушенный монастырь! А ведь это значило начать всё с самого начала!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Очень обидно было читать строки, где описывается, как в колонии наезжали различные ревизии и находили всякие недостатки. Конечно, с точки зрения теории, как я уже отмечала, не всё в действиях Макаренко укладывалось в рамки так называемого «соцвоса» - социалистического воспитания. В его идеях находили и буржуазность (чувство долга – буржуазное чувство, новый человек должен всё делать лишь по велению сердца), и меркантильность (как можно платить деньги детям за работу? И вообще, как можно заставлять детей работать в поле или в коровнике, свинарнике, в мастерских?), и уж, конечно, с ужасом члены комиссий, теоретики от педагогики узнавали о том, что в колониях существует самоуправление, что за проступки колонистов наказывают и могут даже выгнать из колонии. Почему-то очень раздражало начальственных дам то, что у колонистов появились свои ритуалы, своя форма, свои знаки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Макаренко ругали, отстраняли от должности, но когда в системе НКВД была создана детская трудовая коммуна НКВД УССР имени Дзержинского под Харьковом, то для её обустройства вновь пригласили Макаренко. И он, используя свой наработанный опыт, установил там такие же порядки, как и в колонии имени Горького, и сумел наладить там производство знаменитых фотоаппаратов ФЭД!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Книга написана довольно откровенно, Макаренко рассказывает и о своих успехах, и о неудачах, но всё же мне кажется, что некоторые места приглажены, например, в той части, где пишется, как колонисты боролись с пьянством и самогоноварением в ближайшем селе, и сами при этом не пили спиртного вообще, даже на свадьбах. Сомнение вызывает и проблема совместного проживания в колонии девочек и мальчиков, тем более, что некоторые девочки прибыли в колонию практически с улицы. Впрочем, возможно, всё так и было."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Заканчивается «Педагогическая поэма» довольно грустно: Антон Семёнович хорошо понимал, что его педагогическую систему не признали, несмотря на то, что она показала свою жизнеспособность не в теории, а на практике: из его выпускников никто не вернулся к криминальным занятиям."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Обидно, что педагогический опыт Макаренко был признан за рубежом раньше, чем в СССР. И радует то, что в 1988 году ЮНЕСКО включила Антона Семёновича Макаренко в четверку деятелей, определивших развитие педагогической мысли в XX веке: Георг Кершенштейнер, Джон Дьюи, Мария Монтессори и Антон Макаренко."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Такой сумбурный получился у меня текст, потому что книга Макаренко впечатлила и запомнилась."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этот материал ранее был размещён на "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/a/ZSAuOl_gOSWYlx0n"}, "string": "моём канале"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " на Дзене."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!"}], "attributes": []}], "selectedRange": [7088, 7099]}
Комментарии 13